Год рождения 1884 Место рождения Кубанская о., Армавирский округ, ст-ца Попутная иеромонах Родился в семье бедного кубанского казака. Закончил одноклассное училище. С малых лет был очень религиозен. В юности был период бурных исканий смысла жизни Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1909г.] [по 1916г.] [1916-1919гг.] [с 1920г.] [до 1924г.] [1924-1934гг.] [по октябрь 1937г.] [октябрь-ноябрь 1937г.]
Должность книгоноша Год начала 1909 Год окончания 1910 Путь его определился, когда Василию не было и 20 лет. Однажды он зашел в станичный храм, где настоятелем служил о.Николай Полянский. Обратив внимание на юношу, он пригласил его для беседы и посоветовал идти на миссионерские курсы в Одессе. В 1909г. Василий выехал в Одессу, имея склонность пойти по духовному пути, был принят в Одесскую епархию книгоношей Одесская епархияДолжность псаломщик Год начала 1910
Во время учения Василий жил на подворье Афонского Андреевского монастыря. После курсов был сначала внештатным миссионером
Должность миссионер Во время миссионерской работы на Кавказе у Василия Ивановича возникла идея перевода богослужения на русский язык. В 1908г. он писал с просьбой о благословении о.Иоанну Кронштадтскому, ответа не получил, но почувствовал молитвенный ответ. Впоследствии (в 19181919гг.) просил благословения и у Патриарха Тихона, но тот сказал: "Разрешить не могу, делай на свой страх и риск" ОдессаДолжность миссионер Год окончания 1916
1916 День 13 Месяц 3 иерей 1917 День 13 Месяц 3
священник Год начала 1917 Месяц начала 3 Год окончания 1917 Месяц окончания 9 В конце июля 1917г. о.Василий возбудил ходатайство перед Кубанским епископом о переводе его из Одессы на родину на Кубань. В сентябре 1917г. о.Василий был назначен священником-проповедником в г.Екатеринодаре, в обязанности которого входили разъезды по станицам для беседы с инакомыслящими. Как миссионер, он хотел примирить два враждующих лагеря: казаков и иногородних Екатеринодар (Краснодар)священник Должность миссионер Год начала 1917 Месяц начала 9 Последнее время у о.Василия был миссионерский вагон с походной церковью. Во время своего миссионерского служения пользовался огромным успехом, проповедовал иногда под открытым небом, перед огромной толпой Екатеринодар, Ильинская церковьсвященник Должность миссионер Год окончания 1919 В 1918г. за свою миссионерскую деятельность был преследуем властью белых, ибо весьма резко протестовал против проводимых ими гонений, всегда сочувствовал беднейшему классу, и вся его работа была направлена на защиту исключительно этого сословия. Во время миссионерской работы у о/Василия возникла идея перевода богослужебных книг на русский язык
Год ареста 1919
Год начала 1919 После исправительного дома работал в Сормове, оформлял и выдавал пропуска на железнодорожные билеты. В Сормове стихийно возникли первые диспуты. Вскоре о.Василию было предложено выступать на официальных диспутах. Его выступления пользовались громкой славой. Участвовал в диспутах в Москве. Однажды был диспут: докладчик Луначарский, оппонент Введенский. Выступление о.Василия вызвало восторг зала. Луначарский, проходя мимо него, обнял и сказал: "Ты победил меня"
священник Должность миссионер Год окончания 1920 День окончания 11 Месяц окончания 12 После отступления Белой армии о.Василий остался в Екатеринодаре, продолжая свою миссионерскую деятельность
Год ареста 1920 День ареста 11 Месяц ареста 12 Арестован и решением КубчерЧК направлен в Ростов-на-Дону. После ареста о.Василия граждане г.Екатеринодара неоднократно направляли прошение предревкому Кубчерревкома с просьбой об освобождении священника под их поручительство
22/04/1921 Приговор 3 года высылки
Год начала 1921
священник Год окончания 1924 В 1920-е годы о.Василий примыкает к обновленцам. В Ильинском храме о.Василием была создана община и сделаны следующие нововведения: богослужение на русском языке, общая исповедь (для часто исповедующихся), частое причащение, соборование каждый пост. Служба была ежедневной, утром и вечером, часты были ночные службы. Вся литургия служилась при открытых дверях, все священнические молитвы о.Василий произносил вслух. Хора не было, общее пение. Переводились богослужебные книги; Библия не переводилась. Были переведены на русский язык Служебник, сборник суточных церковных служб, Требник. Переводы осуществлялись самим о.Василием, лицами, не принадлежащими общине и членами общины. Переписка, перепечатка, редакционная и издательская работы осуществлялись членами общины. Печатали в тюремной типографии. Члены общины вели корректорскую работу и иногда участвовали в наборе текста. Это было единственным в обновленческом стане, действительно заслуживающим внимания переводческим опытом. Особенностью переводов о.Василия является то, что он знает и активно использует опыт предшественников. Он успел издать переводы трех литургий, всенощного бдения, Требника, ряда молитвословий из Триоди и Минеи. В рукописях остались переводы большого числа служб (почти целиком была переведена Служебная Минея с апреля по июнь), акафистов, последований архиерейского богослужения. Местонахождение этих переводов неизвестно. Деятельность о.Василия вызывала неодобрение обновленцев, обновленческие "епископы" ставили перед собой задачу закрыть храм и удалить о.Василия
Феофан 1924 В 1924г., после того, как жена о.Василия, не выдержав аскетического уклада жизни о.Василия, забрав детей, а их было шестеро (дети тоже порвали с отцом), о.Василий принимает монашество с именем Феофан
иеромонах Год начала 1924 Год окончания 1931 В октябре 1925г. принимает активное участие в дискуссии о языке в работе обновленческого "Собора III", выступает с речью в защиту реформ церковной жизни и, в частности, о введении в практику богослужения русского языка, как самую полезную меру для возвращения в лоно церкви православной отступников, сектантов и неверующих. 3 февраля 1927г. произнес речь "Сектантство и борьба с ним" на Всесоюзном Миссионерском Съезде в Москве. Эта речь была опубликована в Вестнике Священного Синода Православной Российской Церкви, N 78, 1927г. Желая вести службу на русском языке, примкнул к обновленчеству, но потом увидел, что почти все обновленческое духовенство ищет мирского, а не духовного и даже вовсе не религиозного и в 1931г. принес покаяние в обновленчестве митрополиту Сергию (Страгородскому), который с 1924г. занимал Нижегородскую кафедру и поддерживал о.Василия, а также благословил совершаемое им богослужение на русском языке и некоторые особенности богослужения, как-то: отверстие царских врат, чтение Св. Писания лицом к народу (как в греческой церкви) и, "в виде исключения, чтение тайных молитв во всеуслышание"
Год ареста 1931 День ареста 9 Месяц ареста 12
Год начала 1932 Пермская о., Красновишерский р., с.Чердынь Год окончания 1934
Год начала 1934 О.Василий, не имея права проживания в десяти крупнейших городах страны (минус 10) прописался во Владимире, но жил в Нижнем Новгороде у своих духовных чад Нижний НовгородГод начала 1934 Год окончания 1935 День окончания 9 Месяц окончания 12 26 января 1935г. о.Василий получил письменное благословение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия (Страгородского) на совершение богослужения на русском языке
Год ареста 1935 Обвинение при аресте "совершение богослужения 1 мая 1935г." Арестован вместе с митрополитом Евгением (Зерновым), священниками Николаем Македонским и Петром Новосельским
04/11/1935 Обвинение "пропаганда к/р направленности против мероприятий советской власти" Статья ст.5810 УК РСФСР Приговор 3 года ИТЛ
Год начала 1935 Год окончания 1937 День окончания 16 Месяц окончания 10 В октябре 1937г. в Карагандинском лагере против группы духовенства и мирян, в которую, помимо о.Василия, входил также епископ Елецкий Сергий (Зверев), было возбуждено новое уголовное дело
Год ареста 1937 День ареста 16 Месяц ареста 10 Был арестован на том основании, что "отбывая наказание в Карлаге Адаменко В.И... в составе группы бывших священников участвовал в организации "истинно-православной церкви". На допросах о.Феофан "виновным себя не признал, участия же в собраниях и религиозных обрядах не отрицал"
20/11/1937 Обвинение совершение тайных богослужений Статья ст.5810,5811 УК РСФСР Приговор высшая мера наказания расстрел Групповое дело "Дело архиепископа Сергия (Зверева), иеромонаха Феофана (Адаменко) и др. Карлаг, 1937г." Архив УДКНБ РК по г.Алматы и Алматинской обл. в г.Талдыкоргане. Д.0594. Все заключенные, проходящие по этому делу, были приговорены к расстрелу и приговор был приведен в исполнение
расстрел Место Казахстан, Карлаг По одному делу вместе с иеромонахом Феофаном были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), священник Василий Краснов, протоиерей Николай Александрович Романовский со своим сыном Антонием, а также Георгий Николаевич Юренев
Кем реабилитирован Прокуратура Краснодарского края По году репрессий 1921
Кем реабилитирован Президиум Карагандинского областного суда По году репрессий 1937
Эта работа была перепечатана. Перепечатка: Paris, 1989
|