Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Москва, Марфо-Мариинская община сестер милосердия Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Марфо-Мариинская религиозная община) монахиня Должность сестра милосердия в больнице, послушание в детском приюте для девочек-сирот, член-учредитель общины (с 1919г.) Год окончания1926
Духовный отец посоветовал ей углубить молитву и ожидать от Господа
указания правильного, спасительного для нее пути. В это время как раз
открылась Марфо-Мариинская община сестер милосердия, учрежденная
великой княгиней Елисаветой Феодоровной и имевшая своей целью
служить страждущему человечеству, облегчая физические и нравственные
страдания людей и содействуя их душевному спасению.
Капитолина вступила в эту общину, будучи там известной уже как сестра Клеопатра.
При обители располагалась больница, где был превосходно организован
лечебный процесс (в годы Первой мировой войны она была превращена в
лазарет) и где сестры ухаживали за больными и ранеными.
Кроме того, при обители был организован детский приют для девочек-сирот,
в котором инокиня Клеопатра также несла послушание.
Став сестрой Марфо-Мариинской обители, Клеопатра очень дорожила этим званием
и старалась быть его достойной. Оставаясь скромной и кроткой, она стала
во всем примером для других.
Она приняла жизнь и судьбу общины в свое сердце, радовалась ее процветанию.
Трудилась до полного изнеможения, совсем не считаясь со своим временем и силами,
и никогда не имела никаких ни вещей, ни денег помимо казенного содержания.
Свято соблюдая уставы общины, Клеопатра в то же время превыше всего ставила
закон христианской любви. Так, желая помочь заброшенной туберкулезной девочке,
она приютила ее у себя в келье, что было в нарушение всех правил.
В любой момент она была готова оказать помощь страждущему и нуждающемся в ее
участии человеку.
Ее духовник, знавший ее в течение 30 лет, вспоминает, что она
"особенно тяжело переносила случаи неуважительного отношения духовных
чад к пастырю. Она считала, что духовный отец должен быть на высоте
своего высокого служения, и оберегала, как могла, от выражения
несдержанности и высокомерия, которое допускали некоторые...".
Епископ Варфоломей (Ремов) называл ее "изящной Клеопатрой".
Она провела в обители десять лет, любящая и любимая всеми.
Особенно ее любовь проявилась в трудные годы борьбы сестер общины за существование
в условиях безбожного государства.
После ареста и убийства новыми властями Великой Княгини Елисаветы Федоровны сестра
Клеопатра начинает делать все возможное для сохранения осиротевшей обители
и постепенно играть в ее жизни все более значимую роль
Подобно другим религиозным организациям, обители для легального
функционирования нужно было проходить регистрацию в Моссовете.
В документах о регистрации 1919г. К.П.Гумилевская значится последней в списке
32 сестер.
Удостоверение о регистрации Марфо-Мариинской религиозной общины
от 25 ноября 1922г. выдано на имя ее руководителей В.С.Гордеевой и К.П.Гумилевской.
Кроме того, она значится в числе членов-учредителей общины, причем ее фамилия
подчеркнута. В это время она несла послушание письмоводительницы.
Продолжала писать духовные стихи.
Сохранилось стихотворение сестры Клеопатры, сподобившейся проводить
в страдальческий путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа
Дмитровского, как бы отражающее единое переживание всех, пришедших тогда
проститься с ним: "В рядах заключенных был он, наш святитель, В молитву сердечную весь погружен, Высокого сана достойный носитель, Приветлив и светел, как ангел, был он. ..... Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы: "Прощай, наш святитель, наш пастырь родной..." Напрасно суровые слышим угрозы, Напрасно толпу разгоняет конвой. .... Он Господа молит за паству родную, Он молит за всех и врагов, и друзей, Хотел бы он каждую душу больную Согреть и утешить любовью своей. Иди же, невинный святитель-изгнанник, Твой путь незнаком, и тернист, и далек, Но, Бога слуга и достойный избранник, Не будешь ты с Ним никогда одинок. Да будет всегда Он с тобою незримо, Иди же, Христу уловляя людей, И, чудное имя нося Серафима, Небесной любовью, как он, пламеней. Будь яркой звездою в далеком изгнанье, Как здесь ты светил, так свети же и там, Но, верим, настанет конец испытанья, И снова во славе вернешься ты к нам... 13 мая (30 апреля) 1923г."
Сестры официально оказывали медицинскую помощь населению вплоть до 1925г.
В 1925г. им, несмотря на ходатайства нескольких профессоров медицины, отмечавших
профессионализм сестер, было запрещено заниматься врачебной деятельностью.
В документе Моссовета от 6 февраля 1925г. Клеопатра Гумилевская значится
делопроизводителем хирургической клиники.
В воспоминаниях ее духовника записано, что из стен обители она вышла последней.
Он пишет, что, по рассказам очевидцев, она уходила с большим крестом в руках.
Уходя, остановилась среди двора, обернувшись к храму, преклонив колена, помолилась
и со слезами на глазах вышла за святые ворота обители