Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Клеопатра (Гумилевская Капитолина Петровна) Дела okn.269 => okn.269 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Москва, Марфо-Мариинская община сестер милосердия Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Марфо-Мариинская религиозная община) 
    монахиня 
    Должность сестра милосердия в больнице, послушание в детском приюте для девочек-сирот, член-учредитель общины (с 1919г.) 
    Год окончания 1926 
    Духовный отец посоветовал ей углубить молитву и ожидать от Господа
    указания правильного, спасительного для нее пути. В это время как раз
    открылась Марфо-Мариинская община сестер милосердия, учрежденная
    великой княгиней Елисаветой Феодоровной и имевшая своей целью
    служить страждущему человечеству, облегчая физические и нравственные
    страдания людей и содействуя их душевному спасению.
    Капитолина вступила в эту общину, будучи там известной уже как сестра Клеопатра.
    При обители располагалась больница, где был превосходно организован
    лечебный процесс (в годы Первой мировой войны она была превращена в
    лазарет) и где сестры ухаживали за больными и ранеными.
    Кроме того, при обители был организован детский приют для девочек-сирот,
    в котором инокиня Клеопатра также несла послушание.
    Став сестрой Марфо-Мариинской обители, Клеопатра очень дорожила этим званием
    и старалась быть его достойной. Оставаясь скромной и кроткой, она стала
    во всем примером для других.
    Она приняла жизнь и судьбу общины в свое сердце, радовалась ее процветанию.
    Трудилась до полного изнеможения, совсем не считаясь со своим временем и силами,
    и никогда не имела никаких ни вещей, ни денег помимо казенного содержания.
    Свято соблюдая уставы общины, Клеопатра в то же время превыше всего ставила
    закон христианской любви. Так, желая помочь заброшенной туберкулезной девочке,
    она приютила ее у себя в келье, что было в нарушение всех правил.
    В любой момент она была готова оказать помощь страждущему и нуждающемся в ее
    участии человеку.
    Ее духовник, знавший ее в течение 30 лет, вспоминает, что она
    "особенно тяжело переносила случаи неуважительного отношения духовных
    чад к пастырю. Она считала, что духовный отец должен быть на высоте
    своего высокого служения, и оберегала, как могла, от выражения
    несдержанности и высокомерия, которое допускали некоторые...".

    Епископ Варфоломей (Ремов) называл ее "изящной Клеопатрой".
    Она провела в обители десять лет, любящая и любимая всеми.
    Особенно ее любовь проявилась в трудные годы борьбы сестер общины за существование
    в условиях безбожного государства.
    После ареста и убийства новыми властями Великой Княгини Елисаветы Федоровны сестра
    Клеопатра начинает делать все возможное для сохранения осиротевшей обители
    и постепенно играть в ее жизни все более значимую роль
    Подобно другим религиозным организациям, обители для легального
    функционирования нужно было проходить регистрацию в Моссовете.
    В документах о регистрации 1919г. К.П.Гумилевская значится последней в списке
    32 сестер.
    Удостоверение о регистрации Марфо-Мариинской религиозной общины
    от 25 ноября 1922г. выдано на имя ее руководителей В.С.Гордеевой и К.П.Гумилевской.
    Кроме того, она значится в числе членов-учредителей общины, причем ее фамилия
    подчеркнута. В это время она несла послушание письмоводительницы.
    Продолжала писать духовные стихи.
    Сохранилось стихотворение сестры Клеопатры, сподобившейся проводить
    в страдальческий путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа
    Дмитровского, как бы отражающее единое переживание всех, пришедших тогда
    проститься с ним:
         
    "В рядах заключенных был он, наш святитель,
          В молитву сердечную весь погружен,
          Высокого сана достойный носитель,
          Приветлив и светел, как ангел, был он.
          .....
          Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы:
          "Прощай, наш святитель, наш пастырь родной..."
          Напрасно суровые слышим угрозы,
          Напрасно толпу разгоняет конвой.
          ....
          Он Господа молит за паству родную,
          Он молит за всех — и врагов, и друзей,
          Хотел бы он каждую душу больную
          Согреть и утешить любовью своей.
          Иди же, невинный святитель-изгнанник,
          Твой путь незнаком, и тернист, и далек,
          Но, Бога слуга и достойный избранник,
          Не будешь ты с Ним никогда одинок.
          Да будет всегда Он с тобою незримо,
          Иди же, Христу уловляя людей,
          И, чудное имя нося Серафима,
          Небесной любовью, как он, пламеней.
          Будь яркой звездою в далеком изгнанье,
          Как здесь ты светил, так свети же и там,
          Но, верим, настанет конец испытанья,
          И снова во славе вернешься ты к нам...
              13 мая (30 апреля) 1923г."

    Сестры официально оказывали медицинскую помощь населению вплоть до 1925г.
    В 1925г. им, несмотря на ходатайства нескольких профессоров медицины, отмечавших
    профессионализм сестер, было запрещено заниматься врачебной деятельностью.
    В документе Моссовета от 6 февраля 1925г. Клеопатра Гумилевская значится
    делопроизводителем хирургической клиники.
    В воспоминаниях ее духовника записано, что из стен обители она вышла последней.
    Он пишет, что, по рассказам очевидцев, она уходила с большим крестом в руках.
    Уходя, остановилась среди двора, обернувшись к храму, преклонив колена, помолилась
    и со слезами на глазах вышла за святые ворота обители

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ