Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Клеопатра (Гумилевская Капитолина Петровна) Дела okn.269 => okn.269 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Образование
      Богословские курсы в Москве
      Капитолина посещала Богословские курсы.
      Любила присутствовать на беседах церковных пастырей и богословов.
      Хорошо знала Священное Писание и святоотеческую литературу и не мыслила себе
      жизни без частого посещения церковных служб. Особенно любила она Божественную
      литургию.
      Самоотверженная труженица, всегда готовая прийти на помощь каждому
      страждущему человеку, она много молилась, нередко посвящая молитве к
      Богу тихие ночные часы.
      Она охотно знакомилась и общалась со всеми церковными, духовно настроенными
      людьми, но особенно всю жизнь искала старцев-наставников и могла говорить
      с ними часами.
      Более всех по душе ей пришелся старец Алексий из Зосимовой пустыни.
      Любила посещать храмы и обители, в которых имелись прославленные святыни.
      Страх Божий, благоговение к святыне, строгое соблюдение постов и твердое
      исполнение всех церковных уставов было для нее естественным.
      С ранней юности она начала писать стихи.
      Ее поэтический дар выделялся среди других своей яркостью и силой.
      Он был замечен и признан еще в ее ранней молодости, и ее произведения издавались
      в тоненьких брошюрках церковных изданий за подписью "К. Г." и продавались
      при храмах по нескольку копеек за книжку.
      Одна из таких брошюрок содержала поэму о святителе Алексии.
      Сохранилось стихотворение-трилогия Клеопатры Гумилевской, посвященное
      духовникам-наставникам:
        
      "...Блаженны пастыри святые,
         Нам Богом данные отцы,
         Духовные отцы — родные,
         За правду Божию борцы.
         Зовете вы на путь спасенья,
         Зовете всех к добру от зла.
         Вы Церкви Божьей украшенье,
         И утвержденье, и хвала..."
    Рукоположение
      монахиня 
      Клеопатра 
      По твердому свидетельству К.А.Колошиной, сестра Клеопатра была монахиней.
      Вероятно, иноческий постриг был ею принят в начале 1900-х гг.
      Точное время ее монашеского пострига осталось неизвестным
    Служение
      Москва, Марфо-Мариинская община сестер милосердия Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Марфо-Мариинская религиозная община) 
      монахиня 
      Должность сестра милосердия в больнице, послушание в детском приюте для девочек-сирот, член-учредитель общины (с 1919г.) 
      Год окончания 1926 
      Духовный отец посоветовал ей углубить молитву и ожидать от Господа
      указания правильного, спасительного для нее пути. В это время как раз
      открылась Марфо-Мариинская община сестер милосердия, учрежденная
      великой княгиней Елисаветой Феодоровной и имевшая своей целью
      служить страждущему человечеству, облегчая физические и нравственные
      страдания людей и содействуя их душевному спасению.
      Капитолина вступила в эту общину, будучи там известной уже как сестра Клеопатра.
      При обители располагалась больница, где был превосходно организован
      лечебный процесс (в годы Первой мировой войны она была превращена в
      лазарет) и где сестры ухаживали за больными и ранеными.
      Кроме того, при обители был организован детский приют для девочек-сирот,
      в котором инокиня Клеопатра также несла послушание.
      Став сестрой Марфо-Мариинской обители, Клеопатра очень дорожила этим званием
      и старалась быть его достойной. Оставаясь скромной и кроткой, она стала
      во всем примером для других.
      Она приняла жизнь и судьбу общины в свое сердце, радовалась ее процветанию.
      Трудилась до полного изнеможения, совсем не считаясь со своим временем и силами,
      и никогда не имела никаких ни вещей, ни денег помимо казенного содержания.
      Свято соблюдая уставы общины, Клеопатра в то же время превыше всего ставила
      закон христианской любви. Так, желая помочь заброшенной туберкулезной девочке,
      она приютила ее у себя в келье, что было в нарушение всех правил.
      В любой момент она была готова оказать помощь страждущему и нуждающемся в ее
      участии человеку.
      Ее духовник, знавший ее в течение 30 лет, вспоминает, что она
      "особенно тяжело переносила случаи неуважительного отношения духовных
      чад к пастырю. Она считала, что духовный отец должен быть на высоте
      своего высокого служения, и оберегала, как могла, от выражения
      несдержанности и высокомерия, которое допускали некоторые...".

      Епископ Варфоломей (Ремов) называл ее "изящной Клеопатрой".
      Она провела в обители десять лет, любящая и любимая всеми.
      Особенно ее любовь проявилась в трудные годы борьбы сестер общины за существование
      в условиях безбожного государства.
      После ареста и убийства новыми властями Великой Княгини Елисаветы Федоровны сестра
      Клеопатра начинает делать все возможное для сохранения осиротевшей обители
      и постепенно играть в ее жизни все более значимую роль
      Подобно другим религиозным организациям, обители для легального
      функционирования нужно было проходить регистрацию в Моссовете.
      В документах о регистрации 1919г. К.П.Гумилевская значится последней в списке
      32 сестер.
      Удостоверение о регистрации Марфо-Мариинской религиозной общины
      от 25 ноября 1922г. выдано на имя ее руководителей В.С.Гордеевой и К.П.Гумилевской.
      Кроме того, она значится в числе членов-учредителей общины, причем ее фамилия
      подчеркнута. В это время она несла послушание письмоводительницы.
      Продолжала писать духовные стихи.
      Сохранилось стихотворение сестры Клеопатры, сподобившейся проводить
      в страдальческий путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа
      Дмитровского, как бы отражающее единое переживание всех, пришедших тогда
      проститься с ним:
           "В рядах заключенных был он, наш святитель,
            В молитву сердечную весь погружен,
            Высокого сана достойный носитель,
            Приветлив и светел, как ангел, был он.
            .....
            Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы:
            "Прощай, наш святитель, наш пастырь родной..."
            Напрасно суровые слышим угрозы,
            Напрасно толпу разгоняет конвой.
            ....
            Он Господа молит за паству родную,
            Он молит за всех — и врагов, и друзей,
            Хотел бы он каждую душу больную
            Согреть и утешить любовью своей.
            Иди же, невинный святитель-изгнанник,
            Твой путь незнаком, и тернист, и далек,
            Но, Бога слуга и достойный избранник,
            Не будешь ты с Ним никогда одинок.
            Да будет всегда Он с тобою незримо,
            Иди же, Христу уловляя людей,
            И, чудное имя нося Серафима,
            Небесной любовью, как он, пламеней.
            Будь яркой звездою в далеком изгнанье,
            Как здесь ты светил, так свети же и там,
            Но, верим, настанет конец испытанья,
            И снова во славе вернешься ты к нам...
                13 мая (30 апреля) 1923г."

      Сестры официально оказывали медицинскую помощь населению вплоть до 1925г.
      В 1925г. им, несмотря на ходатайства нескольких профессоров медицины, отмечавших
      профессионализм сестер, было запрещено заниматься врачебной деятельностью.
      В документе Моссовета от 6 февраля 1925г. Клеопатра Гумилевская значится
      делопроизводителем хирургической клиники.
      В воспоминаниях ее духовника записано, что из стен обители она вышла последней.
      Он пишет, что, по рассказам очевидцев, она уходила с большим крестом в руках.
      Уходя, остановилась среди двора, обернувшись к храму, преклонив колена, помолилась
      и со слезами на глазах вышла за святые ворота обители
    Аресты
      Москва 
      Была арестована вместе с сестрами обители
    Осуждения
      ././. 
      Приговор 3 года высылки из Москвы 
      Большинство сестер обители были высланы из столицы. Всех из разделили на
      четыре группы и отправили санитарками в отдаленные больницы, в том числе и
      сестру Клеопатру (Гумилевскую).
      Для Клеопатры, горячо любившей своих родных, расставание было особенно тяжелым.
      Она оставляла престарелую больную мать на попечении своей слабой, беспомощной
      сестры
    Места заключения
      ссылка 
      Пробыла в ссылке 3 года.
      Вот как вспоминает сестру Клеопатру на пути в ссылку одна из сестер
      обители в своем письме:
          "Первые сутки нашего тяжелого путешествия она скрывала свои слезы,
           лежа на скамье в поезде, переживая одна свои душевные страдания,
           на второй же день она поборола себя и явилась среди нас, чтобы всецело
           отдаться утешению унывающих и слабых духом, летала по вагону от одной
           скорбной души к другой, чтобы подбодрить и примирить с судьбой непокорных
           воле Божией. С ней как-то легче переживался внезапный тяжелый отъезд.
           Клеопатра сумела возбудить в нас интерес к ожидавшей нас новой жизни.
           Даже сидя на вокзале трое суток в ожидании решения нашей дальнейшей
           судьбы, в сырости, холоде и голоде, мы не теряли бодрости духа.
           В дальнейшем мы с ней оказались в одной больнице, и я была свидетельницей
           ее необыкновенного терпения и самоотверженного ухода за больными.
           Незадолго до отъезда из Москвы у сестры Клеопатры обнаружились первые
           признаки рака груди. Болезнь требовала неотложной операции, но она
           не была сделана.
           С тем сестра Клеопатра и уехала в ссылку, где проработала в больнице
           почти три года.
           Болезнь пустила глубокие корни, охватила весь организм и свела Клеопатру
           в могилу"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ