Рукоположение
Места проживания
Москва
Год окончания 1927
Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
"Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
радость ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
только и живет религией". [Д2].
В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12
Год начала 1927
Год окончания 1932
По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.1821]
Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
"...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
схимонахиня Серафима, послушницы Анна Баринова, которая помогала мне в
богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
моими духовными детьми игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. а
схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
Из материалов дела [Д1, стр.37]:
"Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
"...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
В доме N 12, я думаю, тоже то, что у них имелось из церковной утвари, получено
из монастыря... ".
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
"...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы деньгами и вещами...
Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова деньгами и посылками.
Изредка слала понемногу, рублей по 1520, Прасковия Мякишева... В последнее
время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
Аресты
Владимирская о., г.Муром
Год ареста 1932
День ареста 27
Месяц ареста 4
Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.:
"...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... уничтожить
путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки,
кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего
направления".
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
16/12/1932
Обвинение "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г.
Групповое дело "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г."
Из обвинительного заключения:
"Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий Дроздов Николай Петрович.
Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения
бывшего Дивеевского монастыря Траковская Александра с целым штатом
монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
по Красноармейскому пер. 12 и 14 организовали женский нелегальный монастырь.
они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
для совершения служб по монастырским уставам, так:
В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения,
стенные иконы и проч...
В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
Там же было организовано монашеское общежитие...
Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
церковников, разделявших политические установки к/р монархической
организации "ИПЦ".
Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
Вели с ними переписку через специальных связистов.
Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
Советской властью...
Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме
монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. имели общую
"трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
"монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и
натуральной помощью...
Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
На допросе заявил:
"Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю
действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии.
Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том
отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища,
издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в
противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются,
св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со
стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для
народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"
Места заключения
Владимирская о., НФЗТК
Год начала 1932
День начала 27
Месяц начала 4
Год окончания 1932
Мурманская о., пос.Медвежья Гора, Свирлаг
Год начала 1932
Год окончания 1934
День окончания 7
Месяц окончания 5
23 апреля 1934г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании
архиепископа Зиновия. 7 мая 1934г. из концлагеря он был досрочно освобожден