Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
16/12/1932
Обвинение "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г.
Групповое дело "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г."
ОписГрупДела
Из обвинительного заключения:
"Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий Дроздов Николай Петрович.
Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения
бывшего Дивеевского монастыря Траковская Александра с целым штатом
монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
по Красноармейскому пер. 12 и 14 организовали женский нелегальный монастырь.
они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
для совершения служб по монастырским уставам, так:
В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения,
стенные иконы и проч...
В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
Там же было организовано монашеское общежитие...
Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
церковников, разделявших политические установки к/р монархической
организации "ИПЦ".
Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
Вели с ними переписку через специальных связистов.
Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
Советской властью...
Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме
монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. имели общую
"трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
"монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и
натуральной помощью...
Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
На допросе заявил:
"Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю
действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии.
Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том
отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища,
издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в
противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются,
св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со
стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для
народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"