Служение
      Владимирская губ., Владимирский у., с.Богослово 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1925 
      Был лишен избирательных прав как священник
      Владимир, Николо-Кремлевская церковь (церковь "Никола-Город") 
      протоиерей 
      Должность настоятель, духовник окружного духовенства 
      Год окончания 1931 
      Месяц окончания 11 
      Из материалов дела: "Показал себя как хороший диспутант и проповедник,
      являлся духовником-советчиком не только своего прихода, но и верующих
      и духовенства других городов".

      Не признал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), не поминал власть
      за богослужением.
      Из материалов дела:
      "Устинов — личность хитрая, умная, сумевшая отделаться от показательного суда
      в 1928–1929гг., уговорив выставленных им свидетелей ничего не показывать
      /показания Горбатова/, что и было исполнено, а в момент, когда митрополит
      Сергий опубликовал свою Декларацию — Устинов пошел против Сергия, не стал
      принимать Управляющего Владимирской епархией — сергиевца Павла, за что был
      запрещен в служении, и, не желая подорвать свой авторитет, вынужден был
      покаяться, после чего был допущен вновь к служению, но, несмотря на покаяние,
      он настроен против Сергия и не выполняет отдельные его распоряжения, в
      частности, о поминовении властей. В его церкви и в большинстве городских
      церквей поминаются сосланные архиереи.
      С благочинным Авроровым у него получился конфликт: благочинный прислал
      приказание о поминовении властей. Устинов написал ему открытое письмо с отказом,
      в котором пишет, что прежде чем рассылать такие приказания, нужно знать
      настроения верующих.
      Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству и
      заключенным в местный изолятор.
      В результате таких мероприятий Устинова, Потапова и Жабинского во Владимире
      существовали кружки для помощи ссыльным в разных местах, в частности,
      находящемуся в ссылке епископу Афанасию (Сахарову) и другим духовным особам,
      существовала тройка (секретная) по сбору средств для помощи заключенным в
      местный изолятор, бывшим людям, и в ссылку духовенству — "мученикам за Христа".
      Устинов с амвона обратился с просьбой: "Ко мне многие обращаются с просьбами —
      у кого нет — обуви, у кого — не во что одеться, кому — нечего кушать и т.п. Я
      эти все просьбы, как человек неимущий, выполнить не могу, почему и обращаюсь к
      вам: помогите кто чем может — все будет принято с благодарностью".

      Установлен факт исходящей от Устинова пропаганды действием: выйдя после одной
      из служб из церкви, Устинов увидел на паперти нищую. Возвратясь в церковь,
      он взял кусок полотна и демонстративно собственноручно обернул женщине ногу,
      предложив ей прийти за сапогами, которые и были принесены одной из молящихся
      и починены диаконом Бухтояровым... Свою популярность Устинов усугублял еще и
      тем, что, ходя по приходу с крестом, он незаметно выкладывал нуждающимся
      по 3–4 рубля...".

      Из показаний прот.Павла:
      "Я призывал не к тому, чтобы организовать какое-то общество бедных, а к тому,
      чтобы верующие не убаюкивали свою совесть копейками и пятачками, а приближались
      к идеалу, указанному Христом: "Продаждь имение твое и даждь нищим", чтобы
      помогали по-настоящему: видишь в рубищах — одень, видишь разутого — обуй.
      А если у тебя самого нет, то потрудись для него у кого-нибудь попросить..."

      Из показаний свидетельницы Цветниковой:
      "Своей добротой и хорошим отношением к высланным он окружил себя административно-
      высланными священниками, предоставляя им право входить в церковь, в алтарь и
      даже возможность служить и зарабатывать деньги".

      Из показаний старосты церкви Иванова И.И.:
      "Павел Устинов очень добрый. Он каждую службу, выйдя из алтаря, собственноручно
      давал деньги нуждающимся, а по его приказаниям я выдавал из церковного ящика
      неоднократно деньги ссыльным священнослужителям Сеньковскому, Казанскому,
      Капацинскому, Белугину, Бухтоярову и др, Все они обычно около Устинова и в
      алтаре".

      Из материалов дела:
      "Устинов в политических беседах сам, лично, участия принимал мало, но его
      враждебность и непримиримость к существующему строю и его а/с работа достаточно
      ясна из его проповедей:
      "Признаки кончины мира мы уже видим: брат идет на брата, отец против сына,
      голод и болезни, ненависть людей друг к другу и т.п."

      Проповеди Устинова производят большое впечатление, большинство плачет.
      В частных беседах Устинов говорит: "Настало время — мы должны с крестом идти
      против тех, которые идут против религии и Бога. Если мы будем отступать от
      Бога, то мы сами будем себя распинать. Нужно держаться и никого не бояться,
      хотя нас и мало".

      Сравнивая настоящую жизнь с жизнью, когда христиане мучались и страдали за
      Христа, говорил: "Эту жизнь надо переносить так же, как когда-то переносил ее
      апостол Павел".

      В июле 1931г. в своей проповеди о Евангелии доказывал, что религия — не дурман,
      не опиум, как говорят нынешние проповедники, которые никогда Евангелия не
      открывали, призывал верующих читать каждый день Евангелие для того, чтобы знать,
      сколько неправды распространяют про веру "наши враги", считающие религию
      дурманом, в то время, когда дурманом нужно считать пороки, в которых погрязли
      неверующие люди.
      Говорил: "Нужно терпеть, нужно с крестом и верой
      идти против тех, кто идет против Бога, нужно детей учить молиться и веровать".

      О налогах говорил: "Пришло такое время — слышится плач и стон, но это нужно
      пережить, коммунисты сами не ведают, что творят!"

      В конце октября 1931г. в своей проповеди компрометировал доказательства о
      несуществовании Христа, называя это доказательство выдумкой, вымыслом, рассчитанным
      на невежество читателя.
      В июле 1930г. он говорил проповедь, содержание коей направлено на
      компрометацию советской культуры: "Теперешние люди слепы: они одобряют
      то, что нужно презирать и привел пример: "Кто не считает за грех бросить
      жену и детей — этот человек в понимании теперешней культуры — передовой,
      культурный".

      Эти проповеди, их красноречие, внешнее ласковое поведение Устинова популяризировали
      его как святого. Его церковь всегда была набита народом, даже специально
      приезжали крестьянки, работницы фабрик за советом, что он и делал после
      вечерних служб до 11–12 часов ночи. В таких случаях двери церкви закрывались
      на крючок, у двери оставалась одна "ревнительница" сторожить, а Устинов,
      при свете одной свечки, вел беседы с пришедшими за советом."

      Из показаний прот.Павла на допросе:
      "Богомольцы задерживаются после богослужения иногда до 10–11 часов вечера,
      особенно во время Успенского, Рождественского и Великого постов, т.к. после
      богослужения случаются молебны, акафисты и др. требы, а потом — исповедники.
      Естественно, что задерживаешься до позднего часа"
    Места проживания
      Владимир, ул. III Интернационала, 68 
      Год окончания 1931 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 11 
      О.Павел был женат. Супруга — Клавдия Ивановна (1892 г.р.). В семье было двое
      детей: сын Михаил (1916г.р.) и дочь Наталья (1924г.р.).
      В 1931г. отец протоиерея Павла проживал во Владимире, работал в артели.
      Во Владимире жила также сестра о.Павла — Екатерина Сергеевна Патерлина
    Аресты
      Владимир 
      Год ареста 1931 
      День ареста 3 
      Месяц ареста 11 
      Обвинение при аресте "организация а/с группы для компрометации существующего строя и срыв его мероприятий, вел а/с работу в стенах церкви, устраивая в ней ночью сборища женщин, а/с проповеди " 
      Был арестован в группе 18 человек — церковнослужителей и монахинь
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      07/03/1932 
      Обвинение "руководитель к/р группы церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), к/р деятельность, а/с агитация, а/с проповеди, а/с беседы в алтаре церкви, организация помощи ссыльным" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 03.11.1931г. 
      Групповое дело "дело группы церковников, близких еп.Афанасию (Сахарову). Владимир, 1931г." 
      Из обвинительного заключения:
      "Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству
      и заключенным местного изолятора ("Красный крест").
      Устинов, обладая даром слова, хитростью, умением подойти, внешней
      добродетельностью, сумел сколотить вокруг себя группу из к/р настроенных лиц
      преимущественно адм.-высланного духовенства и "женщин-ревнительниц", превратив
      свою церковь в место концентрации к/р духовенства.
      Идейное руководство в к/р группе принадлежало протоиерею Павлу Устинову,
      диакону Иосифу Потапову, иеромонаху Дамаскину (Жабинскому). Связь Дамаскина с
      Устиновым подтверждается тем, что он допускал Устинова (и только его одного)
      к соборной службе. Постоянными посетителями алтаря церкви Устинова были лица,
      привлеченные в качестве обвиняемых по настоящему делу.
      Светское духовенство, приближенное к Устинову, устраивало свои сборища, с
      целью конспирации, в стенах алтаря.
      Устинов, как популярный священник не только во Владимире, но и вне его,
      в своих проповедях и беседах, касаясь существующего строя, настраивал
      присутствующих против последнего.
      Амвон своей церкви Устинов систематически превращал посредством проповедей
      в а/с трибуну".

      Из показаний о.Павла (30 ноября 1931г.):
      "Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, к/р деятельностью не
      занимался, врагом Соввласти не был и против нее не агитировал.
      Я никогда не возбуждал народ против Советской власти, но я не хочу скрывать
      боль верующей души: считаю Соввласть суровой и безбожной, особенно когда это
      касается закрытия и ломки храмов или запрещения религиозного воспитания детей.
      Я убежден, что когда я проповедовал на религиозно-нравственные темы, призывал
      к борьбе со страстями и пороками, обличал грехи, которые являются препятствием
      на пути к спасению, призывал к закаливанию воли и направлению ее к добру,
      я был убежден, что я не только не мешаю социалистическому строительству,
      но и влагаю малую лепту в общее народное дело. Прошу снять с меня обвинения в
      а/с агитации и к/р деятельности"
    Места заключения
      Владимир, Домзак 
      Год начала 1931 
      День начала 3 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1932 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ