Служение
Владимирская губ., Владимирский у., с.Богослово
иерей
Должность настоятель
Год начала 1921
Год окончания 1925
Был лишен избирательных прав как священник
Владимир, Николо-Кремлевская церковь (церковь "Никола-Город")
протоиерей
Должность настоятель, духовник окружного духовенства
Год окончания 1931
Месяц окончания 11
Из материалов дела: "Показал себя как хороший диспутант и проповедник,
являлся духовником-советчиком не только своего прихода, но и верующих
и духовенства других городов".
Не признал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), не поминал власть
за богослужением.
Из материалов дела:
"Устинов личность хитрая, умная, сумевшая отделаться от показательного суда
в 19281929гг., уговорив выставленных им свидетелей ничего не показывать
/показания Горбатова/, что и было исполнено, а в момент, когда митрополит
Сергий опубликовал свою Декларацию Устинов пошел против Сергия, не стал
принимать Управляющего Владимирской епархией сергиевца Павла, за что был
запрещен в служении, и, не желая подорвать свой авторитет, вынужден был
покаяться, после чего был допущен вновь к служению, но, несмотря на покаяние,
он настроен против Сергия и не выполняет отдельные его распоряжения, в
частности, о поминовении властей. В его церкви и в большинстве городских
церквей поминаются сосланные архиереи.
С благочинным Авроровым у него получился конфликт: благочинный прислал
приказание о поминовении властей. Устинов написал ему открытое письмо с отказом,
в котором пишет, что прежде чем рассылать такие приказания, нужно знать
настроения верующих.
Была организована специальная касса для помощи ссыльному духовенству и
заключенным в местный изолятор.
В результате таких мероприятий Устинова, Потапова и Жабинского во Владимире
существовали кружки для помощи ссыльным в разных местах, в частности,
находящемуся в ссылке епископу Афанасию (Сахарову) и другим духовным особам,
существовала тройка (секретная) по сбору средств для помощи заключенным в
местный изолятор, бывшим людям, и в ссылку духовенству "мученикам за Христа".
Устинов с амвона обратился с просьбой: "Ко мне многие обращаются с просьбами
у кого нет обуви, у кого не во что одеться, кому нечего кушать и т.п. Я
эти все просьбы, как человек неимущий, выполнить не могу, почему и обращаюсь к
вам: помогите кто чем может все будет принято с благодарностью".
Установлен факт исходящей от Устинова пропаганды действием: выйдя после одной
из служб из церкви, Устинов увидел на паперти нищую. Возвратясь в церковь,
он взял кусок полотна и демонстративно собственноручно обернул женщине ногу,
предложив ей прийти за сапогами, которые и были принесены одной из молящихся
и починены диаконом Бухтояровым... Свою популярность Устинов усугублял еще и
тем, что, ходя по приходу с крестом, он незаметно выкладывал нуждающимся
по 34 рубля...".
Из показаний прот.Павла:
"Я призывал не к тому, чтобы организовать какое-то общество бедных, а к тому,
чтобы верующие не убаюкивали свою совесть копейками и пятачками, а приближались
к идеалу, указанному Христом: "Продаждь имение твое и даждь нищим", чтобы
помогали по-настоящему: видишь в рубищах одень, видишь разутого обуй.
А если у тебя самого нет, то потрудись для него у кого-нибудь попросить..."
Из показаний свидетельницы Цветниковой:
"Своей добротой и хорошим отношением к высланным он окружил себя административно-
высланными священниками, предоставляя им право входить в церковь, в алтарь и
даже возможность служить и зарабатывать деньги".
Из показаний старосты церкви Иванова И.И.:
"Павел Устинов очень добрый. Он каждую службу, выйдя из алтаря, собственноручно
давал деньги нуждающимся, а по его приказаниям я выдавал из церковного ящика
неоднократно деньги ссыльным священнослужителям Сеньковскому, Казанскому,
Капацинскому, Белугину, Бухтоярову и др, Все они обычно около Устинова и в
алтаре".
Из материалов дела:
"Устинов в политических беседах сам, лично, участия принимал мало, но его
враждебность и непримиримость к существующему строю и его а/с работа достаточно
ясна из его проповедей:
"Признаки кончины мира мы уже видим: брат идет на брата, отец против сына,
голод и болезни, ненависть людей друг к другу и т.п."
Проповеди Устинова производят большое впечатление, большинство плачет.
В частных беседах Устинов говорит: "Настало время мы должны с крестом идти
против тех, которые идут против религии и Бога. Если мы будем отступать от
Бога, то мы сами будем себя распинать. Нужно держаться и никого не бояться,
хотя нас и мало".
Сравнивая настоящую жизнь с жизнью, когда христиане мучались и страдали за
Христа, говорил: "Эту жизнь надо переносить так же, как когда-то переносил ее
апостол Павел".
В июле 1931г. в своей проповеди о Евангелии доказывал, что религия не дурман,
не опиум, как говорят нынешние проповедники, которые никогда Евангелия не
открывали, призывал верующих читать каждый день Евангелие для того, чтобы знать,
сколько неправды распространяют про веру "наши враги", считающие религию
дурманом, в то время, когда дурманом нужно считать пороки, в которых погрязли
неверующие люди.
Говорил: "Нужно терпеть, нужно с крестом и верой
идти против тех, кто идет против Бога, нужно детей учить молиться и веровать".
О налогах говорил: "Пришло такое время слышится плач и стон, но это нужно
пережить, коммунисты сами не ведают, что творят!"
В конце октября 1931г. в своей проповеди компрометировал доказательства о
несуществовании Христа, называя это доказательство выдумкой, вымыслом, рассчитанным
на невежество читателя.
В июле 1930г. он говорил проповедь, содержание коей направлено на
компрометацию советской культуры: "Теперешние люди слепы: они одобряют
то, что нужно презирать и привел пример: "Кто не считает за грех бросить
жену и детей этот человек в понимании теперешней культуры передовой,
культурный".
Эти проповеди, их красноречие, внешнее ласковое поведение Устинова популяризировали
его как святого. Его церковь всегда была набита народом, даже специально
приезжали крестьянки, работницы фабрик за советом, что он и делал после
вечерних служб до 1112 часов ночи. В таких случаях двери церкви закрывались
на крючок, у двери оставалась одна "ревнительница" сторожить, а Устинов,
при свете одной свечки, вел беседы с пришедшими за советом."
Из показаний прот.Павла на допросе:
"Богомольцы задерживаются после богослужения иногда до 1011 часов вечера,
особенно во время Успенского, Рождественского и Великого постов, т.к. после
богослужения случаются молебны, акафисты и др. требы, а потом исповедники.
Естественно, что задерживаешься до позднего часа"