[back][up level][first][previous]
    Служение
      Новосибирская о., Маслянинский р., с.Большой Изырак 
      священник 
      Год начала 1934 
      При содействии товарища по ссылке священника Покровской церкви г.Новосибирска
      о.Петра Мильского получил приход в с.Большой Изырак.
      За ревностную службу архиепископом Сергием (Васильковым) был награжден
      наперсным крестом и переведен в с.Старо-Русское
      Новосибирская о., Барабинский р., с.Старо-Русское 
      священник 
      Вскоре церковь в с.Старо-Русское закрыли, и о.Василий вернулся в Новосибирск
      Новосибирск, Покровская церковь 
      священник 
      Должность на должности сторожа церкви 
      Год окончания 1936 
      Месяц окончания 12 
      В Новосибирске некоторое время находился в Покровской церкви
      (у о.Петра Мильского) на должности сторожа.
      В декабре 1936г. получил назначение в с.Паутово
      Алтайский край, Быстро-Истокский р., с.Паутово 
      священник 
      Год начала 1937 
      Месяц начала 1 
      О.Василий прибыл в с.Паутово в январе 1937г. Прибыл в с.Паутово один, жена
      оставалась в Тобольске. Дети — сын и дочь давно жили отдельно.
      Поселился у небогатого крестьянина. Перенес из церкви стол, две скатерти, два куска
      кошмы, стенные часы, термометр, несколько богословских книг, а также две
      серебряных дароносицы и серебряный крест на случай совершения треб у кого-либо
      на дому
    Аресты
      Алтайский край, Быстро-Истокский р., с.Паутово 
      Год ареста 1937 
      День ареста 17 
      Месяц ареста 5 
      17 мая о.Василий был арестован и заключен в Бийскую тюрьму
    Осуждения
      тройка при УНКВД по Новосибирской обл. 
      13/10/1937 
      Обвинение "руководитель к/р церковно-монархической повстанческой организации, вербовка новых членов, а/с агитация против колхозов, распространение пораженческих слухов о войне с Японией" 
      Статья ст.58–2,58–6,58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "дело священника Василия Смирнова и др., Алтайский край, Быстро-Истокский р., 1937г." 
      Из протокола допроса 22 мая:

          
      "— При обыске у Вас найдены вещи, принадлежащие церкви. Было ли на это
             разрешение церковного совета?

           — Нет.

           — Значит, Вы их похитили. А это, по существу, государственное имущество.

           — У Вас обнаружено несколько листков с текстом на религиозные темы.
             Там есть такие слова: "Теперешнее положение". Что Вы этим хотели сказать?

           — На листках записан текст моей проповеди. А под выражением "Теперешнее
             положение" я подразумевал лишь свое тяжелое положение. Религия идет к
             упадку, церковь посещают лишь старые люди. А мне хотелось привлечь
             молодежь...".

      Из показаний колхозницы Ширшовой:
            "Пошла в дом о.Василия Смирнова. Стояла за запертой дверью, пока он служил
             молебен у себя на дому с колхозницей Чернышевой Лукерьей и членом
             церковного совета старушкой Некрасовой Натальей Семеновной...".

      Она показала, что когда вошла в дом, о.Василий упрекнул ее за то, что, войдя,
      лба не перекрестила. Узнав о том, что у нее шестеро детей, а муж в тюрьме за
      "порчу колхозного хлеба", предложил отслужить молебен за его скорейшее возвращение.
      Ширшова отказалась. И пообедать с ними тоже отказалась.
      "Вот, Бог тебя наказал за то, что записалась в неверующие", — сказала Некрасова.
      "Не Бог тебя наказал, а коммунисты съели твоего мужа и не подавились. И детей
      ваших не пожалели", — якобы поправил о.Василий.
      Из обвинений:
            "...Вербовал в религию передовую колхозницу"
            Клеветал на Советскую власть, Говорил, что мужа Ширшовой съели коммунисты,
            говорил, что хлеб у колхоза отбирает государство".

      О.Василий из обвинений признал лишь то, что попрекнул Ширшову, что она вошла
      в дом, не помолившись.
           "Пытался подорвать трудовую дисциплину в колхозе и выступал против повышения урожайности"
      О.Василий признал, что он, действительно, застав колхозниц в Пасхальный день за собиранием
      фекалий из уборных, сказал:
          "Бедные вы, бедные, в Пасху чистите нужники! Ведь заразиться можете
           от этой гадости!"

      Затем в следствии наступил перерыв на месяц.
      Через месяц, 21 июня следователи вынудили о.Василия признать себя виновным и
      дать (под диктовку следователя) "чистосердечные показания":
          "Я был завербован в декабре 1936г. в к/р организацию архиепископом
           Сергием (Васильковым). Направляя меня в Быстро-Истокский район, он дал
           мне задание подобрать в церковный совет надежных лиц, на которых
           можно было бы положиться в к/р деятельности. Наказал поддерживать связь
           к/р работе с благочинным церквей Быстро-Истокского района Василием Волковым,
           а также с Петром Мильским [тот был к тому времени переведен в Бийскую тюрьму].
           По приезде в Паутово лично вовлек в к/р организацию председателя церковного
           совета кулака Наземцева Максима Никитича и члена совета, бывшего колчаковского
           прапорщика, сына торговца Демина Андрея Филипповича [тому и другому было
           по 68 лет]. Развернул а/с агитацию против колхозов, распускал пораженческие
           слухи о войне с Японией..."
    Места заключения
      Алтайский край, г.Бийск, тюрьма 
      Год начала 1937 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1937 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ