Осуждения
тройка при УНКВД по Новосибирской обл.
13/10/1937
Обвинение "руководитель к/р церковно-монархической повстанческой организации, вербовка новых членов, а/с агитация против колхозов, распространение пораженческих слухов о войне с Японией"
Статья ст.582,586,5810,5811 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "дело священника Василия Смирнова и др., Алтайский край, Быстро-Истокский р., 1937г."
Из протокола допроса 22 мая:
" При обыске у Вас найдены вещи, принадлежащие церкви. Было ли на это
разрешение церковного совета?
Нет.
Значит, Вы их похитили. А это, по существу, государственное имущество.
У Вас обнаружено несколько листков с текстом на религиозные темы.
Там есть такие слова: "Теперешнее положение". Что Вы этим хотели сказать?
На листках записан текст моей проповеди. А под выражением "Теперешнее
положение" я подразумевал лишь свое тяжелое положение. Религия идет к
упадку, церковь посещают лишь старые люди. А мне хотелось привлечь
молодежь...".
Из показаний колхозницы Ширшовой:
"Пошла в дом о.Василия Смирнова. Стояла за запертой дверью, пока он служил
молебен у себя на дому с колхозницей Чернышевой Лукерьей и членом
церковного совета старушкой Некрасовой Натальей Семеновной...".
Она показала, что когда вошла в дом, о.Василий упрекнул ее за то, что, войдя,
лба не перекрестила. Узнав о том, что у нее шестеро детей, а муж в тюрьме за
"порчу колхозного хлеба", предложил отслужить молебен за его скорейшее возвращение.
Ширшова отказалась. И пообедать с ними тоже отказалась.
"Вот, Бог тебя наказал за то, что записалась в неверующие", сказала Некрасова.
"Не Бог тебя наказал, а коммунисты съели твоего мужа и не подавились. И детей
ваших не пожалели", якобы поправил о.Василий.
Из обвинений:
"...Вербовал в религию передовую колхозницу"
Клеветал на Советскую власть, Говорил, что мужа Ширшовой съели коммунисты,
говорил, что хлеб у колхоза отбирает государство".
О.Василий из обвинений признал лишь то, что попрекнул Ширшову, что она вошла
в дом, не помолившись.
"Пытался подорвать трудовую дисциплину в колхозе и выступал против повышения урожайности"
О.Василий признал, что он, действительно, застав колхозниц в Пасхальный день за собиранием
фекалий из уборных, сказал:
"Бедные вы, бедные, в Пасху чистите нужники! Ведь заразиться можете
от этой гадости!"
Затем в следствии наступил перерыв на месяц.
Через месяц, 21 июня следователи вынудили о.Василия признать себя виновным и
дать (под диктовку следователя) "чистосердечные показания":
"Я был завербован в декабре 1936г. в к/р организацию архиепископом
Сергием (Васильковым). Направляя меня в Быстро-Истокский район, он дал
мне задание подобрать в церковный совет надежных лиц, на которых
можно было бы положиться в к/р деятельности. Наказал поддерживать связь
к/р работе с благочинным церквей Быстро-Истокского района Василием Волковым,
а также с Петром Мильским [тот был к тому времени переведен в Бийскую тюрьму].
По приезде в Паутово лично вовлек в к/р организацию председателя церковного
совета кулака Наземцева Максима Никитича и члена совета, бывшего колчаковского
прапорщика, сына торговца Демина Андрея Филипповича [тому и другому было
по 68 лет]. Развернул а/с агитацию против колхозов, распускал пораженческие
слухи о войне с Японией..."