Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Пушкинский Петр Васильевич Год рождения1891 День рождения23 Месяц рождения12 Место рожденияМосковская губ., Дмитровский у., с.Борково протоиерей
Сын священника Фотографии
Петр Пушкинский. 1913г. Священник Петр Пушкинский среди преподавательниц и учениц женской прогимназии Протоиерей Петр Пушкинский с сыном Сергеем Протоиерей Петр Пушкинский, его сын Сергей (крайний слева) и дочь Нина (крайняя справа). 1927г. Протоиерей Петр Пушкинский (справа), рядом с ним его брат Василий. 1927г. Протоиерей Петр Пушкинский (стоит 2-й слева), его родители (сидят во 2-ом ряду слева) Похороны прот.Михаила Смирнова. Прот.Леонид Прендкович (в центре), справа от него прот. Петр Пушкинский, слева свящ.Виктор Озеров Протоиерей Петр Пушкинский. Москва. Тюрьма НКВД. 1937г.
Год поступления1906 Год окончания1913 действительный студент
Окончил Семинарию по первому разряду с присуждением особой премии за отличное
составление и произнесение проповедей
Московская губ., Зуевское народное училище Должность учитель Год начала1913 День начала1 Месяц начала9 Год окончания1914 День окончания19 Месяц окончания8
Московская губ., г.Верея, церковь Ильи Пророка священник Должность настоятель Год начала1914 День начала19 Месяц начала8 Год окончания1918
Одновременно был законоучителем Верейской женской прогимназии Московская губ., г.Верея, Верейские народные катехизаторские курсы священник Должность лектор и секретарь Год начала1915 Год окончания1918
О.Петр Пушкинский также был членом Правления при Верейском Отделе Братства
Воскресения Христова.
Когда началась Первая Мировая война, в г.Верее был устроен лазарет имени
"Всероссийского союза", где о.Петр безвозмездно исправлял обязанности священника.
Во время эпидемий тифа и черной оспы отец Петр посещал больницы, причащал, соборовал
больных и отпевал умерших. Обычно он отпевал один, так как в эти помещения
никого не пускали. Однажды он отпевал человека, умершего от черной оспы.
Покойник лежал в гробу с открытой крышкой в бараке больницы. Единственным
освещением была свеча, которой пользовался священник во время отпевания.
Вдруг хлопнула дверь, свеча погасла, и он оказался в полной темноте. Несмотря
на опасность заразиться, священник не переставал ходить к страждущим, и все же
ему пришлось переболеть тифом
Московская губ., г.Верея Год ареста1918
В 1918 году отец Петр был арестован органами ЧК в качестве заложника.
Как рассказывал его сын Сергей Петрович: "Во время революции в город
вступают латыши, создается напряженная обстановка. Похороны. Отец Петр
сопровождает покойника на кладбище. Навстречу конный отряд. Передний
конник выхватывает наголо саблю, останавливает похоронную процессию и
арестовывает священника это 1918-й год. Приводят арестованного в городскую
управу темный коридор, щелкают затворы, стук оружия о каменный пол. Допрос.
Отправка в городскую тюрьму (там, где Собор) на Городище.
В тюрьме священники, купцы, богатые горожане.
Приносят книжки. Отец Петр читает всем арестантам Чехова. Через несколько дней
арестантов выпускают, назначают выплату контрибуции. С о.Петра контрибуции
не взяли арестован на улице. Контрибуции взяли большие, так сказать придавили
купцов и священников"
Московская о., г.Верея, церковь Ильи Пророка протоиерей Год начала1918 Год окончания1937
Во время гражданской войны отец Петр был призван в народное ополчение
секретарем. "Однажды начальник просит остаться его вечером на работе. На это
отец Петр отвечает, что сегодня у него накануне праздника служба в церкви. Его
отсылают домой. Наутро он получает извещение о высылке в 24 часа в г.Серпухов.
Затем распоряжение неожиданно, неизвестно по какой причине работать на
конюшне в гарнизоне (Верейский гарнизон в Астаховке). С вилами чистил конюшни,
чистил лошадей. Но он прошел школу в деревне, когда мальчишкой был, там были
лошади, он ухаживал, знал, как взнуздать и все прочее". Спустя некоторое
время из конюшни его переводят в продотдел тыла. Когда обстановка в городе
несколько нормализовалась, в городе стали устраивать диспуты на религиозные
темы между духовенством и большевиками. В одном из таком диспутов приняли
участие архиепископ Иларион Троицкий и отец Петр Пушкинский. В конце диспута
комсомольцы собрались ставить вопрос на голосование об их аресте, но отец Петр
провел архиепископа Илариона через задний выход клуба, привел домой. Владыка
поужинал, переночевал и наутро уехал. В тяжелое и голодное время по инициативе
отца Петра был выделен покос для прихожан Ильинской церкви. Во время эпидемии
скарлатины отец Петр вместе с заведующим больницы Дмитрием Степановичем
Волковым организовали прививку от скарлатины. Организовали кооперацию в
городе, сеяли рожь, первыми начали выращивать томаты. Отец Петр много внимания
уделял воспитанию благочестивого отношения к храму, к богослужению. Церковные
службы в Ильинском храме проводились в субботу, воскресенье и в праздники.
Отец Петр служил, никогда не опуская и не сокращая службы, даже если не было
народа. Для крещения детей ввел подогрев воды. Несмотря на все трудности в
церкви был создан большой певческий хор под руководством Д.С.Волкова, где
насчитывалось до 40 певчих. Спевки иногда устраивались на квартире у отца
Петра. Среди певчих были люди самых разных профессий это были учителя, врачи,
служащие разных учреждений, городские ремесленники. Спевки устраивались на
квартире священника. И хотя хористов тогда еще прямо не преследовали, но
каждая спевка вызывала пристальное внимание милиции, которая вызывала наряд
своих сотрудников, и они располагались вокруг дома священника, ведя за ним
наблюдение и переписывая всех участников для принятия к ним впоследствии
репрессивных мер. В 1922г. во время кампании по изъятию церковных ценностей,
к Ильинскому храму подъехала подвода с комиссаром и солдатами. Верующие
заволновались и готовы были оказать физическое сопротивление, которое могло
окончиться кровопролитием. Отец Петр знал, что случаи кровопролития уже были
в некоторых местах, что привело скорее к отрицательному результату, и он
вышел на паперть и обратился к прихожанам с просьбой успокоиться и не
препятствовать работе приехавших представителей власти, т.к. они исполняют
распоряжение правительства и сопротивление бесполезно.
Двадцатые годы были периодом крайней бедности для народа и духовенства, и
священнику приходилось ради материальной поддержки семьи, подрабатывать
ремеслом: о.Петр шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке
шарики для бухгалтерских счет. Но и тогда он, служа в храме, не устанавливал
цены на требы. Сколько кто мог заплатить, столько и платил. О.Петр никогда
не отказывал в помощи бедным, за что его супруга не раз ему делала выговор.
По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам. С молебнами
ходил, а домой мало что приносил. Идет из дома в дом. Все всего, что у них
есть, подадут и денег, и пирогов, и разных продуктов. А дойдет до дома
бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, здесь священник
все и оставит и деньги, и пироги. Отец Петр имел попечение и
о храме. Церковь к праздникам всегда старались украсить, ездили в лес за
можжевельником, делали венки из цветов, из бумаги, и этими венками украшали
иконы. Когда закрылся Богоявленский собор и Владимирскую икону Божией Матери
перенесли в Ильинскую церковь, для нее сделали новую ризу, новый оклад. Отец
Петр был очень строгий и принципиальный в отношении соблюдения законов, и в то
же время очень общительный, у него были прекрасные отношения с духовенством.
Многие сельские священники, приезжая в Верею, останавливались в доме у отца
Петра. О.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев, приезжая в Верею, где у них была
дача, служили в храме Илии Пророка. В 19251927 годах в семье отца Петра жили
двое детей беспризорников, которых прислал о.Сергий Мечев. Детей отец Петр
очень любил, устраивал для них рождественские елки у себя в доме, вместе с
ними играл и пел. Несколько раз к о.Петру на квартиру приходили агенты ГПУ,
убеждали его уйти из священников: "Вы молодой, Вы должны уйти, Вы должны
объявить с амвона о том, что Вы в течение времени отошли, осознали, и что Вы
отрекаетесь от Христа и Церкви", предлагали деньги. Его вызывали в Москву.
Ответ был один: "Я категорически против". "В Можайске делали допрос: крутили,
просили, угрожали, потом агент вышел из кабинета, приходит в кабинет, кладет
пистолет, а из него идет дым. В общем, стращали, мучали, мучали, потом к
другому перевели. Так ничего от него и не добились. Он все время говорил:
"Ради детей я могу уйти за штат". Он остался служить до конца"
Московская о., г.Верея Год ареста1937 День ареста31 Месяц ареста7
Арестован отец Петр был ночью 31 июля 1937 года и заключен в Можайскую
тюрьму. Отца Петра допросили три раза: 2 августа, 4 августа и 27 сентября 1937
года. После допроса свидетеля ему предъявлено обвинение в том, что он,
"являясь участником контрреволюционной группы, включающей протоиерея
Прендковича Леонида Александровича и псаломщика Серебренникова Алексея
Николаевича, вел активную контрреволюционную деятельность, распространяя
к/р клевету против советской власти и выступал против проводимых партией и
соввластью мероприятий".
В обвинительном заключении было сказано, что "Пушкинский П.В. виновным себя
признал частично т.е. в том, что он оказывал материальную помощь жене
высланного священника и вел к/р разговоры о троцкистско-зиновьевской группе и
о конституции", но на последнем допросе 27 сентября на вопрос: "Вы арестованы
за антисоветскую деятельность. Признаете себя в этом виновным?" отец Петр
Пушкинский ответил: "Нет, не признаю"
тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 09/10/1937 Обвинение"антисоветская агитация" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"Дело протоиерея Петра Пушкинского и др. Московская о., 1937г."
Священномученик протоиерей Петр Пушкинский Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилМосковская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль30.09 Новый стиль13.10 день мученической кончины (1937г.)