Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Казанская губ. (Чувашия), г.Цивильск, церковь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Год окончания1931 День окончания30 Месяц окончания4
В Казанско-Богородицкой церкви г.Цивильска протоиерей Аркадий прослужил
до своего ареста.
О.Аркадий был женат. Жена Мария Федоровна (18611951), урожденная Красновидова.
Известно, что у них была дочь Ольга Аркадьевна (20.07.189315.03.1982),
в замужестве Филатова. В семье был и еще ребенок (имя не установлено).
В 1925г. о.Аркадий на некоторое время был уволен от места обновленческим епископом
Тимофеем (Зайковым).
Епископ Алатырский Герман (Кокель) хотел избрать о.Аркадия в Епархиальный Совет,
на что просил разрешения у властей, но такого разрешения не дали
Казанская губ. (Чувашия), г.Цивильск Год ареста1931 День ареста30 Месяц ареста4
При обыске у о.Аркадия были изъяты записи проповедей, которые он читал за
богослужениями последним Великим постом
Особая тройка при ПП ОГПУ Нижегородского края 10/06/1931 Обвинение"систематическая антисоветская агитация в виде проповедей, используя для этого верующих в церкви" Статьяст.5810 ч.2 УК РСФСР Приговор5 лет концлагерей, считая срок с 30.04.1931г.
ГИА ЧР. Ф.2669. Оп.2. Д.1340., Д.1341(2590).
Из показаний "свидетеля" по делу об о.Аркадии: "Тотчас после революции проявлял контрреволюционный саботаж, за что привлекался Чрезвычайной Комиссией и арестовывался, открыто говорил в церкви: "Советская власть антихристова". Призывал верующих не подчиняться ей"".
Другой свидетель священник собора г.Цивильска показывал: "Священник Добронравов Аркадий, являясь ярым антисоветским элементом, враждебно настроен к проводимым мероприятиям соввласти и коммунистической партии, и эту ненависть он не только скрывает в себе, но открыто с амвона выступал с агитацией. 19 декабря 1929 года Добронравов в церкви говорил проповедь верующим на тему: Блаженни изгнани правды ради. В этой проповеди он говорил: "При соввласти много безвинно страдавших людей по тюрьмам и ссылкам за правду и Евангельскую истину". В январе месяце 1931г. 6 числа Добронравов в церкви при похоронах умершей игуменьи говорил также проповедь, в которой сказал: "Власть гражданская сжимала в своих руках не таких столпов, как умершая игуменья. Великие люди Церкви, управляя монастырями, вынуждены были под напором соввласти сдать монастыри". 26 апреля сего года я зашел к священнику Добронравову. В беседе со мной на тему о закрытии церкви Добронравов сказал: "Пока я жив церковь не закроют, потому что есть люди, которые постоят за меня и за церковь". В городе Цивильске по желанию самих верующих выносились постановления о необходимости закрытия одной из церквей. Добронравов оказывает сильное противодействие проведению этой работы путем антисоветской агитации среди верующих протестовать против закрытия церкви. Так, например, в праздник Пасхи на четвертый день он ходил в соседнюю деревню Тувси и здесь агитировал против закрытия церкви. В этой деревне крестьяне до прихода Добронравова вынесли единогласное решение закрыть церковь, а после него стали уже отказываться от своего постановления. Добронравов имеет близкую связь с монашками, проживающими в г.Цивильске".
Из одной из проповедей, изъятых у о.Аркадия при аресте: "В последнее время неверие все более и более растет. Вражда к Христовой Церкви, начавшаяся с первых же дней ее существования не прекращается, а напротив все более и более усиливается. Снова ведут на Голгофу Христа осмеянного, снова слышатся дикие вопли: "Распни, распни Его!", т.е. уничтожить нужно христианство, стереть с лица земли. Снова собираются люди и подобно книжникам научают народ просить Пилата отпустить разбойника Варавву, а Христа распять, уничтожить. Научают народ отречься от Христа, от христианской веры, от Церкви. Все пускается в ход для искоренения вер: насмешки над благочестивыми установками церкви, насмешки над Пасхой, над хождением в церковь, говением, причащением, над венчанием, одним словом повторяется то же, что было при Пилате. Там просили отпустить разбойника Варавву, а Христа распять, а теперь научают принять себе в спутники Сатану, покориться его велениям, а Христа, Его учение предать уничтожению. И как тогда враги Христа, издеваясь, требовали знамения и говорили: "Если Ты Сын Божий, то сойди с Креста и мы веруем в Тебя", так и теперь враги веры Христовой требуют чудес и знамений, но, конечно, не для того, чтобы уверовать, а для еще большего кощунства и издевательства".
На допросе, состоявшемся 1 мая 1931г., о.Аркадий виновным в антисоветской
агитации себя не признал.
8 мая 1931г. тюремный врач составил акт медицинского освидетельствования
о.Аркадия: "Гражданин Добронравов, 64-х лет, одержим недостаточной деятельностью сердца вследствие хронического миокардита, и на этой почве одышка при физическом напряжении, почему следовать пешком на далекие расстояния не может".
В этот же день обвиняемому было объявлено, что "предварительное следствие
по делу по обвинению его в преступлении, предусмотренном статьей 5810 УК,
т.е. "в систематической антисоветской агитации в виде проповедей, используя
для этого верующих в церкви", закончено.
На вопрос, что обвиняемый желает дополнить следствию, о.Аркадий заявил: "Я антисоветской агитацией не занимался, а исключительно хотел сказать, чтобы не уронялось среди верующих Божеское учение".
10 июня 1931г. о.Аркадий был приговорен Особой тройкой ОГПУ Нижегородского
Края по ст.5810 ч.2 к 5 годам ИТЛ
Чувашия, г.Цивильск, Цивильский ИТД Год начала1931 Год окончания1931 Мордовия, Темниковский ИТЛ Год начала1931 Год окончания1933 День окончания20 Месяц окончания4