Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Никодим (Спиридонов Николай Михайлович) Год рождения1878 Место рожденияТульская губ., Новосильский у. (Орловская о., Верховский р.), с.Скородное архимандрит
По данным [Д1] родился в 1878г.;
По данным [3] родился около 1881г.;
По данным [2],[Зв1] родился в 1876г.
Родился в крестьянской семье. Окончил сельскую школу Фотографии
Орловская (Брянская) губ., Севский у. (Брянская о., Брасовский р.), Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь Должность келейник Год окончания1907
По данным [2],[Зв1] поступил в Площанскую пустынь 1314 летним мальчиком (18891890гг.);
По данным [3] пришел в Площанскую пустынь в 1894г.
Был принят на попечение архимандритом Серафимом, у которого стал келейником
Орловская (Брянская) губ., Севский у. (Брянская о., Брасовский р.), Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь монах, иеродиакон, иеромонах (с 1908г.) Должность казначей (с 1908г.), настоятель (с 1915г.) Год начала1907 Год окончания1917
Во время Первой Мировой войны принял самое деятельное участие в оказании помощи
армии и флоту
Орловская (Брянская) губ., Севский у. (Брянская о., Брасовский р.), Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь игумен Должность настоятель Год начала1917 Год окончания1924 Месяц окончания11
В январе 1919г. на территории монастыря была организована коммуна "Пчела",
а также детская колония.
Представители коммуны обратились в Комиссию Брянского губисполкома
с заявлением, настаивая на немедленном закрытии всех церквей обители, а бывшего
настоятеля на вскрытии Святых мощей требовали привлечь к уголовной ответственности,
возведя на него клеветнические обвинения в укрывательстве церковных ценностей.
При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках
подвижников монастыря старца Василия (Кишкина) (ученика и друга св.Паисия
Величковского) и строителя Пафнутия (Козелкина).
Комсомольцы и другие активисты обратились в Севский уездный исполком с требованием
о вскрытии мощей иеромонаха Василий (Кишкина).
В августе 1924г. Севский уездный исполком поднял вопрос перед губисполкомом
о вскрытии останков.
Соответствующая Комиссия приступила к вскрытию мощей 16 ноября 1924г.
18 ноября 1924г. доклад о работе комиссии рассматривался на XI Брянской губернской
конференции, на которой присутствовал и о.Никодим.
На вопрос, кому принадлежат останки, игумен Никодим, бывший свидетелем вскрытия,
ответил, что не знает. Позднее было установлено: безбожная комиссия не нашла
настоящее захоронение старца Василия, и его святые мощи были обретены только в 2002г.
По "делу о мощах" о.Никодим был привлечен к уголовной ответственности
Публичный суд с.Брасово Севского уезда 28/06/1925 Обвинение"внедрение суеверия среди масс" Статьяст.120 УК РСФСР Приговор6 месяцев тюремного заключения с заменой на 100 рублей штрафа
Из обвинительного заключения: "Бывшего игумена Площанского монастыря Никодима (Спиридонова) привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого... Находясь в Площанском монастыре с детства... и зная цель легендарных слухов о Василии (Кишкине) и чудесах на его могиле, о чудотворной иконе и прочих достопримечательностях монастыря, распространяемых как администрацией, так и монахами указанного монастыря,... с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь суеверием и религиозными предрассудками части окрестного населения, разрешил совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия (Кишкина) перед так называемой чудотворной иконой и прочими достопримечательностями монастыря...".
Дело по обвинению игумена Никодима состояло из семи томов.
В июле 1925г. по ст.120 был присужден к 6 месяцам тюремного заключения с заменой
на 100 руб. штрафа и назначением трехлетнего испытательного срока
Орловская (Брянская с 1920г.) губ., Севский у., Комарицкая (Шаровская) вол. (Брянская о., Комаричский р.), с.Крупец игумен Год начала1925 Год окончания1925
Сразу же после окончательной ликвидации Площанской пустыни о.Никодим и еще 6 монахов
перешли на жительство в близлежащее село Крупец Орловская (Брянская с 1920г.) губ., Севский у., Комарицкая (Шаровская) вол. (Брянская о., Комаричский р.), с.Игрицкое, Знаменская церковь игумен Год начала1925 Год окончания1930 День окончания17 Месяц окончания4
В 1925г. о.Никодима пригласили в качестве священника в Знаменскую церковь
с.Игрицкое в 20 км от Площанского монастыря.
Получив духовное назначение от епископа Карачевского Агапита (Борзаковского),
о.Никодим прослужил в Знаменской церкви до ареста в 1930г.
Все бывшие насельники Площанской обители при возможности приходили к о.Никодиму
на исповедь, Святое причастие и благословение
Брянская губ., Севский у., Комарицкая (Шаровская) вол. (Брянская о., Комаричский р.), с.Игрицкое Год ареста1930 День ареста17 Месяц ареста4 Обвинение при аресте"руководитель монархической контрреволюционной организации"
17 апреля 1930г. о.Никодим был арестован и обвинен в "создании контрреволюционной
организации из бывших монахов, кулаков и работниц, а также монашеских ячеек
антисоветского характера".
Такое обвинение как "член монархической контрреволюционной организации,
возглавляемой бывшим игуменом Никодимом" было предъявлено еще 95-ти арестованным
в течение декабря 1929 апреля 1930г.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 28/05/1930 Обвинение"создание монашеско-кулацкой контрреволюционной организации" Статьяст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговор10 лет концлагерей, считая срок с 17.01.1930г. Групповое дело"дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1930г."
Архив УФСБ по Брянской о. Д.8979-П.
С о.Никодимом было осуждено еще около 90 человек.
О.Никодим обвинялся в "создании монашеско-кулацкой контрреволюционной организации, построенной по принципу насаждения монастырских ячеек, ставившей своей целью срыв и противодействие мероприятиям Соввласти и партии, проводимым на селе и путем создания массовых волнений среди крестьянского населения свержения власти Советов... проводивший контрреволюционную деятельность, выразившуюся в агитации, направленной к срыву хлебозаготовительной кампании, кампании по распространению 3-го займа индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, результатом чего была дезорганизована работа ликпунктов, школ, пионеротрядов, большое количество срывов собраний и массовые выступления и волнения населения".
Виновным в предъявленном обвинении о.Никодим себя не признал.
На допросе показал, что ему "об антисоветской деятельности монастырских ячеек
известно не было" (Д.8979-П. ЛЛ.283,2840311,0312)
Брянск, Брянский Исправдом (ДПЗ) Год начала1930 День начала17 Месяц начала4 Год окончания1930
Во время предварительного следствия содержался в Брянском ДПЗ Архангельская о., Соловецкий лагерь Особого назначения Год начала1930 Месяц начала7
Уведомление о прибытии его в Соловецкие лагеря датировано июлем 1930г. (Д.8979-П. ЛЛ.6300672).
По данным [3] на Соловках находился с 1932г.
Орел, Воскресенская церковь на Афанасьевском (Крестительском) кладбище архимандрит Год окончания1950 Месяц окончания10
О.Никодим был освобожден во время войны и поселился в Орле.
После освобождения из заключения о.Никодим жил у сестры в г.Орле.
В 1949г. служил в храме на Афанасьевском кладбище.
Был возведен в сан архимандрита.
По воспоминаниям А.К.Мищенко: "После Великой Отечественной войны в Орле сохранилось очень мало действующих храмов. Один из них Воскресенский, деревянный, маленький на Афанасьевском кладбище. В нем часто бывали мои бабушка и мама. В то время священники, которых и так было мало, часто менялись. И вот появился седовласый батюшка архимандрит Никодим. Он один исповедовал, причащал и служил требы. Время было трудное, и к нему многие шли за добрым советом и наставлением. На клиросе пели монахини из закрытого Введенского женского монастыря. Среди них была и схимонахиня Аркадия (Костина), только что освободившаяся из заключения. О.Никодим жил в церковной сторожке, позднее сгоревшей, со своей сестрой, схимонахиней Евпраксией... Мы были детьми, и вид маститого архимандрита в монашеской мантии и черном клобуке всегда вызывал уважение и внутреннее почтение. Родители и мы с интересом всегда слушали поучения и беседы этого мудрого пастыря".
В то время авторитетных священнослужителей, по предложению МГБ, часто переводили
с прихода на приход.
Архимандриту Никодиму поставили в вину поминовение многочисленных убиенных
епископов и священнослужителей, а также то, что он тайно постригал
"новых монашек".
Поэтому в начале октября 1950г. уполномоченный Совета по делам РПЦ вызвал
архиепископа Орловского и Брянского Флавиана (Иванова) на беседу, после которой
архимандрит Никодим "согласился с переводом в Троицкую церковь г.Орла" Орел, Троицкая церковь архимандрит Должность настоятель, член Епархиального Совета Год начала1950 Месяц начала10 Год окончания1954 День окончания11 Месяц окончания2
Последние годы в сане архимандрита он служил в Орле, занимая настоятельские
места и был членом Епархиального Совета.
Полезная служба архимандрита Никодима была видна архипастырям, которые ценили его
как смиренного монаха и как хорошего приходского настоятеля
Кончина
1954 День11 Месяц2 МестоОрел Место захороненияОрел, Афанасьевское (Крестительское) кладбище
Скончался 11 февраля 1954г. после воскресной Литургии.
Погребение состоялось 13 февраля, при многочисленном стечении народа, в Афанасьевском
кладбищенском храме г.Орла. Заупокойную Литургию совершил Преосвященный архиепископ
Орловский и Брянский Флавиан (Иванов) в сослужении шести священников,
протодиакона и трех диаконов.
На том же кладбище была похоронена сестра архимандрита Никодима схимонахиня
Евпраксия