Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Московская о., Зарайский р., с.Спас-Дощатый, Преображенская церковь священник Год начала1930 Год окончания1936
В эти годы о.Алексий имел общение с архиепископом Феодором (Поздеевским) и
архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило это ему в вину.
Из протокола допроса (в декабре 1936г.):
" Где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым?
С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909г. в бытность его ректорства в Московской Духовной Академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933г. я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи... у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Духовной Академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, т.е. до 1924г. После освобождения я с ним встречался с 1932г. по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936г.... Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, т.е. до 3 ноября 1934г.... При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе Советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих... ".
В 1936г. о.Алексий составил рукопись "Дополнение к проекту новой конституции",
в которой предлагал включить в конституцию наряду со свободой антирелигиозной
пропаганды также и свободу религиозной пропаганды. Он обсуждал содержание рукописи
со знакомыми священниками о.Иоанном Смирновым, о.Петром Соловьевым и др.
О.Алексий надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод.
В деле 1937г. (в протоколе допроса) имеется изложение содержания этой рукописи:
" Изложите содержание вашей рукописи...
Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была предложена полная свобода религиозной пропаганды как в церкви, так и вне ее. Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком".