Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
протоиерей 1922 Кто рукоположилСвятейший Патриарх Тихон (Беллавин)
Протоиерей Николай Толгский был лично известен Св.Патриарху Тихону. За пастырские
заслуги перед Церковью Святейший возвел его в сан протоиерея, а также наградил
митрой
Москва, Колокольников пер., церковь прп.Сергия в Пушкарях протоиерей Должность настоятель, благочинный 1-го отделения Сретенского Сорока церквей Год начала1922 Год окончания1935 День окончания12 Месяц окончания4
О.Николай был знаком с иерархами Православной Церкви: архиепископом
Иларионом (Троицким), архиепископом Питиримом (Крыловым), митрополитом
Тихоном (Оболенским).
На него были возложены обязанности благочинного 1-го отделения Сретенского Сорока
церквей.
Как благочинный, он пользовался большим авторитетом в своем Сороке.
По воспоминаниям Ирины Сергеевны Мечевой, о.Алексий Мечев обычно отсылал к нему
духовных чад для разрешения практических церковных вопросов.
Протоиерей Николай создавал хоры, занимался просветительской деятельностью.
Он придерживался Тихоновской ориентации, был противником обновленчества.
Из доноса: "На вопрос одной из присутствующих на встрече с верующими, как он смотрит на Александра Введенского, ответил: "Я его плохо знаю, и он не нашей ориентации"".
В 1929г. в Москве началась паспортизация и усугубились трудности с пропиской,
были введены продовольственные карточки.
О.Николай, как и другие священнослужители, был лишен гражданских прав.
В 1930 и 1931гг. о.Николая не однажды вызывали в органы безопасности, но не
посадили.
Боясь потерять полноценные гражданские права и социальную поддержку государства,
супруга уговаривала его снять с себя сан и перейти на преподавательскую работу,
но батюшка оставался непреклонным и продолжал служить. В конце концов матушка
не выдержала испытаний, получила развод и ушла из дома, порвав всякие отношения
с семьей Толгских. В его квартире на первом этаже церковного дома произвели "уплотнение".
О.Николай вынужден был переселиться в шестиметровую комнатку на втором этаже без
удобств. Готовить пищу там было невозможно, и он ходил обедать к старшей сестре
Марии Васильевне, супруге второго священника Сергиевской церкви о.Сергия Лебедева.
Сын Юрий из соображений безопасности переехал жить к родственникам, с отцом виделся
редко...
От душевных страданий и голода у о.Николая испортилось здоровье.
Ему как лишенцу, не полагалось медицинской помощи, и он лечился, довольствуясь
услугами знакомых верующих частных врачей.
По свидетельству близких, всегда жизнерадостный батюшка очень погрустнел.
Но ни прихожане, ни друзья никогда не слышали от него жалобы или досадливого
слова, не было в нем ни следа раздражения или угрюмости.
Видя его служащим, истово молящимся, устремленным к Богу, нельзя было заподозрить,
что он болен и переживает большое горе. Всегда спокойный и доброжелательный, он
мужественно переносил обрушившиеся на него скорби и продолжал свое подвижническое
служение.
Из соседних закрытых приходов в Сергиевскую церковь стали стекаться верующие.
Среди монахинь закрытого Страстного монастыря о.Николай распределил обязанности
по соблюдению чинности порядка в храме.
Из закрытой церкви свт.Николая в Звонарях была принесена икона
св.Анастасии Узорешительницы и чудотворная икона Божией Матери
"Взыскание погибших", перед которой о.Николай вместе с о.Сергием Лебедевым
стали регулярно служить акафисты.
Храмы, где служили братья о.Николая священники о.Сергий (храм Рождества Богородицы
на Кулишках) и о.Александр (храм св.Иоанна Предтечи на Земляном Валу), тоже
закрыли. О.Сергий поcелился в подклети храма Петра и Павла за Яузой, спал между
надгробий. Тяжело простудившись, уехал к семье в пос.Красково.
О.Александр жил на колокольне своего храма. Братья стали видеться редко, тайком,
чаще всего ночью. Уходили рано утром, т.к. об остающихся ночевать родственниках
или знакомых необходимо было сообщать в домоуправление.
Из воспоминаний его племянницы Н.В.Долбилкиной, которая регулярно бывала вместе
со своим отцом на службах: "О.Николай не только прочитывал вслух молитвы, а молился вместе со своими прихожанами единым духом... Талантом о.Николая было его умение помочь человеку оторваться от повседневных забот, горя, умение сосредоточить прихожан на словах молитв, объединить их в в общем устремлении сердец это была та великая сила, которая приводила людей в храм, укрепляла их веру, помогала преодолевать жизненные трудности. В его служении была жертвенность, батюшку было невозможно воспринимать просто как человека, надевшего облачение. В алтаре и на амвоне это был святитель".
Власти искали предлог, чтобы арестовать о.Николая, изучали его личное дело в
Московской Духовной Академии, подсылали к нему осведомителей.
Из доносов: "В Сергиевской храме собираются верующие и среди них много молодежи". "Настоятель пользуется среди верующих большим авторитетом как истинный защитник Православной веры и благовестник". "На проповеди говорил: "Мы переживаем годины испытаний, черные дни Русской Империи, когда расшатаны все устои, и люди революцией выбиты из нормальной колеи, когда людям необходимо переламывать себя и приспосабливаться к новой, чужой нам, христианам, жизни, но это явление временное...". "На встрече с прихожанами на частной квартире вел антисоветские беседы, говорил: "Советская власть открыто борется с религией и верующими, и многие верующие по малодушию своему, страшась преследований, даже боятся ходить в храм. Верующие должны открыто исповедовать религию и выступать в защиту Церкви, не боясь преследований, и, если придется, уметь пострадать за свои убеждения: "... Будете ненавидимы за Имя Мое претерпевший до конца спасен будет" (Мф 10.22)... Настало бесовское царство, бесы управляют людьми, много молодых людей направил я на путь Истины, молодежь горит желанием выступить в защиту веры Православной...". Рассказывал, как он однажды исповедовал и причастил умирающего комсомольца, говорил об этом: "Я обратил его на путь веры Православной, и он спокойно умер в сознании великой Божественной благодати...""
Москва Год ареста1935 День ареста12 Месяц ареста5
Из справки на арест о.Николая, выданной СПО УГБ НКВД 10 апреля 1935г.: "Священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти".
О.Николай был арестован 12 мая 1935г. вместе с несколькими прихожанами:
князем Н.Н.Мосальским, дворянками сестрами В.С. и О.С.Просторовыми, бывшим офицером
В.И.Милеевым, А.С.Егоровым и А.П.Лебедевой и заключен в Бутырский изолятор.
Летом 1935г. Сергиевская церковь была закрыта и разрушена
Особое Совещание при НКВД СССР 31/05/1935 Обвинение"к/р деятельность, систематическая а/с агитация, обработка верующих в религиозном и а/с духе, распространение ложных провокационных слухов о якобы проводимых Соввластью гонениях на религию и верующих" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Казахстан этапом
Виновным в к/р деятельности себя не признал.
29 мая 1935г. оперуполномоченный СПО УГБ постановил: "Материал на Н.В.Толгского выделить в особое производство и направить для внесудебного разбирательства на Особое Совещание при НКВД СССР, поскольку... Настоятель церкви Сергия в Пушкарях группирует вокруг себя верующих, обрабатывая их в религиозном и антисоветском духе, склоняя на тайное монашество и подготавливая верующих к подвижничеству и страданиям за Православную веру. Проводит систематически антисоветскую агитацию и распространяет ложные слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на религию и верующих".
ОСО при НКВД СССР приговорило о.Николая к 3 годам ссылки в Казахстан
Москва, Бутырская тюрьма Год начала1935 День начала12 Месяц начала5 Год окончания1935 День окончания31 Месяц окончания5
31 мая 1935г. коменданту Бутырского изолятора НКВД было направлено решение: "Осужденного надлежит направить с первым отходящим этапом в г.Алма-Ату в распоряжение УНКВД КАССР" Казахстан, г.Алма-Ата Год начала1935 Месяц начала6 Год окончания1935 Южно-Казахстанская о., Чимкентский р., Каракатский с/с, с.Ленинское Год начала1935 Год окончания1937 День окончания23 Месяц окончания6
Из Алма-Аты о.Николая отправили в село Ленинское Чимкентского района.
Не успев как следует обжиться, едва зарегистрировавшись в комендатуре,
Николай Васильевич устроил в центральном парке занятия хорового кружка.
На репетиции хора в парк бежали все от мала до велика.
В 19351936гг. в Южно-Казахстанской области было сконцентрировано практически
все репрессированное духовенство высшей иерархии из центральных районов России
О.Николай во время пребывания в ссылке трижды приезжал к митрополиту
Кириллу (Смирнову), также сосланному в Казахстан, в Яны-Курган.
О.Николай всеми силами стремился вернуться к пастырскому служению и советовался
по этому поводу с митрополитом Кириллом.
Переписка с родными была крайне затруднена и письма просматривались, все же
родные чудом получили от него несколько писем.
Из письма о.Николая брату протоиерею Александру (с поздравлением с Рождеством): "Вся местность сплошь холмистая. Глядишь и не налюбуешься этой дивной панорамой... Заполнил целый альбом акварельными рисунками и так разохотился, что на стенах своей беленой хаты нарисовал три картины, в аллегорической форме изображающих мою жизнь в ссылке: Одну с железной дорогой и поездом (домой захотел), другую: гора, на ней замок, а из-за горы видно море и пароход (опять через Каспий направляется к дому). Третья картина: кирпичный завод N 1 под Москвой, шоссе, а на нем застрял автомобиль".
По письмам, полученных родными, о.Николай в свободные от работы часы писал роман
"О законах последнего времени" (потом это послужило одним из обвинений по делу 1937г.).
Сообщал, что перенес тяжелую кишечную болезнь и не надеялся, что выживет.
Спрашивал близких: молятся ли они о нем.
Старался быть в курсе происходящих событий, читал газеты и журналы.
Писал: "Только с работой плохо негде служить, а к физической работе не гожусь. Это путешествие дало мне массу материала пиши не хочу. Только одно плохо: жизнь уходит. Впрочем, так и надо. Слава Богу за все, что получил от Него, и за все настоящее и будущее. И за внучонка, и за вас благодарю Его. Живите дружно и больше снисходите и прощайте друг другу. Не допускайте зла. Гоните его от себя".
Эти строки стали для родных его духовным завещанием. Больше писем из Казахстана
от него не было