Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Распутин Михаил Иванович Год рождения1880 День рождения8 Месяц рождения10 Место рожденияАрхангельская губ., Печорский у. (Республика Коми, Ижемский р.), с.Сизябск протоиерей
Родился в семье псаломщика Сизябской Благовещенской церкви Ивана Семеновича
Распутина (род.05.01.1837г.) и его супруги Елены Павловны (род.20.05.1842г.) Родство
Архангельская губ., Кемский у. (Мурманская о., Кандалакшский р.), с.Ковда, Свято-Никольская церковь Должность псаломщик Год начала1898 День начала17 Месяц начала2 Год окончания1910
С 17 февраля 1898г. псаломщик Свято-Никольского прихода с.Ковда.
В 19041905гг. учитель Пазрецкой церковно-приходской школы
Архангельская губ., Александровский (Кольский) у. (Мурманская о.), с.Ловозеро, Богоявленская церковь иерей, протоиерей Должность настоятель, законоучитель, председатель Ловозерского духовно-приходского попечительства (1911г.) Год начала1910
С 1910г. священник Ловозерского прихода, настоятель Богоявленской церкви.
Возведен в сан протоиерея.
С 1 июля 1910г. законоучитель двух местных церковно-приходских школ.
В 1911г. был председателем Ловозерского духовно-приходского попечительства.
О.Михаил был человеком, в тех местах очень известным, о нем часто упоминали
газеты того времени.
По рассказам прихожан, о.Михаила в селе уважали и как единственного грамотного
человека, и как священника. Никому никогда он ни в чем не отказывал, спешил
на помощь. Понимал даже в медицине.
Добился строительства дороги от с.Ловозеро до с.Пулозеро.
В годы гражданской войны и интервенции он снабжал жителей продуктами: закупал у них
пушнину и отправлялся торговать в Мурманск или в Колу, и на вырученные деньги
продуктов набирал.
По ходатайству о.Михаила (вместе с односельчанами В.Каневым,
М.Ануфриевым, П.Терентьевым) постановлениями Мурманского Совета комиссаров и
Мурманского уездного исполкома была образована самостоятельная лопарская
Ловозерская волость с центром в с.Ловозеро (в состав Мурманского уезда она
вошла 24.03.1920г.).
Название "Поповское озеро" в окрестностях Ловозеро связано с деятельностью
о.Михаила.
В 1920-х гг. о.Михаил участвовал в работе Ловозерского кооператива, был избран
первым его председателем, что с неудовольствием отмечалось в газете
"Полярная Правда": "В руководстве артели духовная коалиция: поп, его сестра и псаломщик".
Из воспоминаний прихожан сестер Рочевых Варвары Федоровна и Анны
Федоровны (соответственно 1912 и 1917 года рождения): "Ой, и много прихожан ходило в Ловозерскую церковь. Поп-то, Михаил Распутин, добрый был, за крещение и отпевание у бедных совсем мало брал. Его все прихожане очень уважали, никогда при нем матом не ругались,
не дай Бог узнает! Богатые на праздники делали пожертвования церкви в виде стога сена, туш оленей, теленка. Батюшка это все продаст и на вырученные деньги купит свечей, икон. На Пасху в церкви крашенные яйца раздавал, поздравлял с праздником... У моста выстроил школу, сейчас там дети занимаются народным творчеством".
О.Михаил был женат. Жена Анна Петровна (1883г.р.). Дети: Мария (1903г.р.),
Калерия (1901г.р.), Михаил (1904г.р.), Ольга (1907г.р.), Владимир (1909г.р.),
Иоанн (1913г.р.)
Мурманская о., Ловозерский р., с.Ловозеро Год ареста1932
Из воспоминаний сестер Рачевых: "В 1932г. батюшку Михаила репрессировали. Говорят, что на него наклеветали. А он ведь и в воскресной школе преподавал..."
1937 расстрел МестоАрхангельская о., Соловецкий лагерь Особого назначения
По рассказу работника Соловецкого монастыря, о.Михаил, по документам Соловков,
находился там и был расстрелян за свою церковную деятельность [1].
Жена Распутина, Анна Петровна, боясь, что арест мужа
может повлиять на ее судьбу и судьбу детей, сменила свою фамилию на
девичью Евсееву. По воспоминаниям, "фамилию-то сменила, но так всю жизнь и
продолжала бояться прихода милиции".
Из воспоминаний сестер Рачевых: "Поповский дом располагался рядом с церковью, так на его месте потом построили здание райисполкома... После репрессирования батюшки службы в церкви не проводили. Приезжал иногда батюшка из заключенных на крещения и отпевания, да и то недолго. Рядом с церковью было кладбище, были красивые памятники, ограда старинная. В 1938г. церковь стали переоборудовать под клуб. Людям внушали, что церковь это заблуждение, на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопчут, а потом швыряют в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, документы разные подписывать. Когда стали новый клуб строить, то вырыли котлован, где располагалось кладбище. Разрушили все могилы, даже перезахоронить останки не дали. На утро весь котлован залили водой..."