Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Таврическая епархия епископ Должность епископ Ялтинский, викарий Таврической епархии Год начала1923 Год окончания1923
Уволен на покой Вологодская епархия епископ Должность епископ Вологодский (?) Год начала1923
3/16 августа 1923г. отслужил первую литургию в Вологде.
14/27 сентября уехал из Вологды Владимир епископ Вологодская губ., г.Великий Устюг епископ Москва епископ Год окончания1925
12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти
митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)
Харьков Год начала1925
Проживал в Харькове без права выезда с весны 1925г.
С начала 1928г. состоял в "иосифлянской" оппозиции митрополиту Сергию.
В феврале и мае 1928г. написал в подпольной церковной
литературе два письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго
послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском
православии". Возглавлял около 40 "иосифлянских" приходов в Харьковском,
Сумском и Днепропетровском округах
Харьков
В 19231931гг. неоднократно подвергался арестамХарьков Год ареста1931 День ареста17 Месяц ареста1
Арестован по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников,
именовавшей себя "Истинно-Православной церковью".
Из обвинительного заключения по делу: "В июле 1927г. митрополит Сергий Страгородский декларировал лояльное отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви" и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927-начале 1928г. в новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название "Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели монархическую пропаганду, и к 1929г. группировка оформилась в подпольную к/р организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация охватывала весь СССР центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была налажена связь". [Д2, ЛЛ.1,2.] "Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р направлении". [Д2, Л.11]
Обвиняемый Толмачев Николай, член Сталинской к/р группы, показал на следствии: "В 1927г. я получил от еп. Павла Кратирова в Харькове предложение организовать подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой жесточайшей борьбы против соввласти..." [Д2, Л.11]
Коллегия ОГПУ 02/01/1932 Обвинение"организатор и руководитель украинского филиала к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" Статьяст.5410,5411 УК УССР Приговор10 лет концлагерей Групповое дело"Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий, будущий игумен Иоанн и другие священнослужители и монашество.
Всего по делу проходило 136 человек.
Из материалов дела: "Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял к/р литературу". [Д1, Л.26.]
Из материалов дела:
"В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого
Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую
установку: "...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей? А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?" "Сообразуясь с моей точкой зрения на обязанности честного служителя Церкви в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее работе на каждом шагу..." [Д2, Л.12.]
Виновным себя признал частично