Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Григорьев Петр Федорович Дела o38.28 => o38.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Осуждения
    Осуждения
    тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 
    16/04/1932 
    Обвинение "руководитель Обоянской церковно-монархической к/р организации" 
    Статья ст.58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
    Приговор 10 лет концлагерей, считая срок с 17.10.1931г. 
    Групповое дело "дело участников к/р организации в ЦЧО, апрель 1932г." 
    Дело Д.П-12372 архива УФСБ по Курской обл.
    20 октября 1931г. было возбуждено уголовное дело по ст.58–10 УК РСФСР.
    30 октября 1931г. — принято постановление о привлечении в качестве обвиняемых
    18 человек.
    В ноябре-декабре 1931г., благодаря новой волне арестов, число обвиняемых
    увеличилось еще на 40 человек.
    В процессе следствия 22 человека были освобождены, и осуждены были 36 человек.
    Все проходившие по делу были искусственно объединены в обоянскую
    "контрреволюционную церковно-монархическую организацию церковников",
    руководителем которой был объявлен о.Петр Григорьев.
    На допросе 23 ноября о.Петр обвинялся в "устройстве к/р собрания в лесу".
    О.Петр объяснил:
         
    "Когда, по сложившейся традиции, духовенство Обояни за неделю до Троицы
          освящало поля крестьян, во время освящения начался дождь, и все
          принимавшие участие в этом священнодействии укрылись от непогоды в
          ближайшем лесу, и, ожидая прекращения дождя, говорили о том, как
          заплатить государству новый налог — 200 яиц — и решили просить помощи
          у прихожан".

    О.Петр обвинялся как руководитель к/р организации, в широких связях с контрреволюционным
    духовенством и монашеством, в сборе средств для заключенного Курского архиепископа
    Дамиана.
    Принуждая арестованных признать обвинения, к ним применяли меры физического
    воздействия, пытались принудить их давать ложные показания друг против
    друга, признать задним числом существование к/р церковной организации.
    По мысли сотрудников ОГПУ:
       "Сельские ячейки организации были связаны с местными священниками.
        Те держали связь с городскими священниками, в частности, со священником
        Григорьевым. Он, в свою очередь, общался с архиепископом Дамианом
        посредством почты и связных. Часто роль связного выполнял священник
        с.Каменка Василий Артамонов".

    Из показаний арестованного иеромонаха Фоки (Антонова), которого принуждали
    признать обвинения в участии к/р организации и связи на этой почве с о.Петром
    Григорьевым, о.Василием Артамоновым и другими священниками Обояни:
       "Простите, Вы ставите мне на вид мою связь с духовенством Обояни...
        На это я отвечу, что протоиерей Петр Григорьев — мой приятель по школьной
        скамье, — и только. Таким же является другом и священник Василий Артамонов,
        у которого я за дальностью расстояний никогда и не был. Приезжая в Обоянь,
        я иногда заходил к Григорьеву обогреться и покушать...".

    Обоянской "церковно-монархической организации" следователи решили придать
    статус "международной", обнаружив, что иеромонах Фока в 1920-е годы получал письма
    из Лондона от епископа Русской Зарубежной Церкви Николая (Карпова)
    (умер в октябре 1932г.), подвизавшегося когда-то в Обояни (где они с
    иеромонахом Фокой и познакомились) и эмигрировавшего из России в период
    Гражданской войны, а протоиерей Петр Григорьев знал об этих письмах из Лондона.
    Сотрудники ОГПУ устраивали арестованным священникам провокации. Одному из обвиняемых
    они говорили, что другой обвиняемый якобы признался в совершении того-то и
    того-то, а потом уже вкладывали в уста первого обвиняемого свои собственные
    слова.
    О.Петру Григорьеву на допросе следователи приписали то, что якобы он
    "на предыдущем допросе говорил, что иеромонах Фока был связным между Курском, Рыльском
    и Обоянью". О.Петр ответил:
         "Я не говорил об этом, а это мне на предыдущих допросах сообщили, что
           "отец Фока сам признался, что был связным".
          Самому же мне об этом об этом ничего не было известно".

    В протоколах допросов до 19 декабря 1931г. содержатся якобы "признания"
    о.Петра о причастности к мифической к/р организации, но это — фиктивные "признания",
    о.Петр не признавал себя виновным.
    На допросе от 19 декабря 1931г. о.Петру Григорьеву сообщили,
    что якобы "протоиерей Василий Бородин признался, что был завербован в
    организацию Григорьевым". На это о.Петр ответил:
         "Я не мог вербовать Бородина, так как сам был не завербован".
    Следствие затягивалось, и 15 декабря 1931г. помощник уполномоченного 3-го СПО
    Курского Оперсектора ПП ОГПУ по ЦЧО просил о продлении сроков еще на два месяца.
    17 декабря 1931г. в Воронеж из Курска работники ОГПУ отправили секретное
    сообщение:
     "Дело следствием форсируем".
    Из обвинительного заключения о.Петра Григорьева:
      "Руководитель контрреволюционной организации, имел широкие связи с
       контрреволюционным духовенством и монашеством. Имел через своих связистов
       нелегальные связи с отдельными ячейками к/р организации, расположенными
       как в Обояни, так и в Обоянском районе.
       Устраивал нелегальные собрания, участвовал на нелегальных заседаниях
       руководителей организации в Курске, на которых посылал отдельных членов
       организации в села с целью сбора пожертвований. Собранные деньги
       периодически посылал руководителю организации архиепископу Курскому Дамиану.
       От архиепископа Дамиана через связистов: ктитора кладбищенской церкви
       Кофанова и священника Артамонова Григорьев получал директивы и инструктаж
       для дальнейшей к/р работы... ".

    Виновным себя не признал.
    Когда о.Петр был под стражей, вместе с другими 35 обвиняемыми
    по Обоянскому делу 1931–1932гг., он был привлечен по еще одному
    групповому делу — делу "Ревнителей Церкви", по которому ему было
    предъявлено обвинение как "активному участнику к/р организации "Ревнителей Церкви".
    В деле "Ревнителей Церкви" имеется копия Обвинительного заключения по
    Обоянскому делу Д.П-12372, явившегося "прологом" к этому делу

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ