Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
После окончания гимназии, в 19031911гг. работал канцелярским чиновником Полтавского
губернского правления, затем в канцелярии Полтавского губернатора.
После 1906г. переведен в Киев, где работал канцелярским чиновником Киевского
окружного суда и дослужился до звания коллежского регистратора.
В январе 1906г. за активное участие в деятельности Красного Креста в годы русско-
японской войны, награжден серебряной медалью.
27 января 1911г. Василий Шкурко подает прошение о зачислении его послушником
Киево-Печерской Лавры
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра Должность писарь, послушник Год начала1911 День начала27 Месяц начала1 Год окончания1913 День окончания7 Месяц окончания3
Послушание с 1911г. канцелярская работа при наместнике Лавры архимандрите
Амвросии (Булгакове)
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра монах Должность корректор Лаврской типографии с 1916г., помощник правителя дел Духовного Собора Лавры (с 05.02.1918г.) Год начала1916 Год окончания1919
С 12 октября 1916г. до февраля 1918г. корректор лаврской типографии, затем
помощник правителя по делам Духовного Собора Лавры.
О.Вячеслав собрал материалы и подготовил к печати житие старца Алексия (Шепелева),
почившего в Голосеевской пустыни 11 марта 1917г. Житие было опубликовано в сентябре
1917г. в "Киевских епархиальных ведомостях". Продолжал собирать сведения о старце
и в дальнейшем.
Совместно с иеромонахом Евфимием (Кириаченко) составил "описание событий и
происшествий, имевших место в Лавре в период междоусобной войны с 15 января по
17 февраля 1918г. (ст.ст.)
Профессор И.Н.Никодимов, автор книги "Воспоминания о Киево-Печерской Лавре",
пишет: "Подобные попытки ограбления принимали разные формы, начиная от открытых вооруженных нападений с бросанием бомб, чтобы разбить железные ворота Лавры, и кончая покушениями на имущество Лавры и отдельных ее членов под видом официальных изъятий, конфискаций, реквизиций, на основании всевозможных сомнительных документов. В это темное время междувластия, когда ожидать помощи со стороны не было возможности, возникла мысль о создании в Лавре своей собственной вооруженной охраны из монахов и послушников...". Одним из создателей Лаврской дружины был монах Вячеслав (Шкурко). В 1917г. он и еще два насельника монастыря письменно обратились в немецкую комендатуру с просьбой выдать Лавре 70 винтовок, 10 револьверов и 20 шашек".
Через 20 лет, во время обыска, у Владыки найдут этот
документ и на этом основании выдвинут обвинение в сотрудничестве с немецкими
оккупационными властями
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра иеродиакон Год начала1919 День начала30 Месяц начала6 Год окончания1921 День окончания25 Месяц окончания12
Служил Божественную литургию на греческом языке в Киево-Синайском Екатерининском
монастыре.
В 1921г. проведена национализация Лаврской библиотеки и библиотеки митрополита
Флавиана. О.Вячеслав обратил внимание на то, что в ходе так называемой "передачи"
библиотеки происходит опустошение ее фондов, пишет рапорт, в котором называет
лиц, причастных к этому, просит принять меры к сохранению библиотеки в полном
объеме. В рапорте он повторяет пророческие слова ученого Ф.И.Шмидта: "Лавра была, есть и будет"
Год поступления1921 Месяц поступления2 кандидат богословия
Так как Киевская Духовная Академия не действовала, иеродиакон Вячеслав учился в
ней "келейно", т.е. у профессоров Академии на дому. Им была написана кандидатская
диссертация на тему: "Пастырское делание на ниве Христовой", которая получила
одобрение со стороны профессоров прот. О.П.Светлова и О.В.Прилуцкого
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра иеродиакон Год начала1921 День начала13 Месяц начала5 Год окончания1921 День окончания20 Месяц окончания12
12 октября 1921г. властями были отобраны ключи от Лаврской библиотеки
С 20 декабря 1921г. о.Вячеслав освобождается от должности библиотекаря
Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра иеромонах Должность миссионерский проповедник Год начала1921 Год окончания1926
Иеромонах Вячеслав нес послушание миссионерского проповедника с совершением
богослужений в храмах. "После отказа братии Лавры признать обновленцев, ГПУ,
в конце 1924г. само приступило к передаче последним Лавры. Келии братии
обыскивались, насельников допрашивали". Занятие Лавры "живцами" означало закрытие
монастыря. Вся жизнь обители переместилась в принадлежавшую Лавре Китаеву пустынь.
Многие лаврские иеромонахи назначались на приходы Киева и его пригородов Киев, Никольский монастырь иеромонах Год начала1924 Месяц начала5 Год окончания1926
К этому периоду относятся воспоминания об о.Вячеславе профессора И.Н.Никодимова: "...своим упорным трудом и работой над собой, самообразованием добился многого. Я представляю его всегда окруженным книгами, среди рукописей, постоянно что-то штудирующим и делающим выписки. Его проповеди, как и проповеди о.Антония, слушались с особым вниманием и любовью" Киев, Свято-Елизаветинская церковь на Трухановом острове иеромонах Год начала1926 Год окончания1928 Киев, Китаевская пустынь при Киево-Печерской Лавре иеромонах Год начала1929 Год окончания1931
игумен 1931 МестоКиев, церковь прп.Серафима Саровского в Пуще-Водице архимандрит 1932 Месяц10 МестоКиев епископ 1932 День13 Месяц11 МестоКиев, Киево-печерская Лавра, Малый Софийский собор (Трапезная церковь) Кто рукоположилархиепископ Киевский Сергий (Гришин), архиепископ Каневский Василий (Богдашевский), епископ Уманский Александр (Петровский), схиархиепископ Антоний (Абашидзе)
Киевская епархия епископ Должность епископ Новоград-Волынский, викарий Киевской епархии Год начала1932 День начала13 Месяц начала11 Год окончания1934 День окончания23 Месяц окончания10
Из "Дневника" Иоанна Андреевича Серова, вернувшегося из северной ссылки: "Епископ принял меня очень любезно и сейчас же прикомандировал меня к кладбищенскому храму... У епископа часто не бывал, а приходил к нему изредка... Иногда он своим обращением ставил меня в растерянное состояние, например: пригласит пить чай или обедать и тут же вдруг поднимается, зовет келейника (келейником был монах Авель (Матейшин)) и говорит: "Батюшке о.Иоанну многая лета!", и поет сам... Он служил часто в кладбищенском храме, а мне пришлось управлять пением. В момент богослужения еп. Вячеслав невольно обращал внимание на себя молящихся в храме своим благоговейным служением. Служба его была без торопливости, выговор ясный и приятная дикция. Проповеди его были очень удачны, кратки, понятны, просты и иногда очень красивы... Я видел в нем действительного Епископа, которым и должен был он быть. Религиозно строг, как монах не человекоугодник; затем серьезный пастырь, а не овца, которым управляют овцы, и которые теперь так в моде... Епископ Вячеслав не был лицеприятен, он не любил ходить в гости, не принимал никаких приглашений, а потому многим не угодил... Епископа Вячеслава перевели в г.Сумы Харьковской епархии по проискам близко стоящих к храму "их же телеса падоша в пустыни..." Житомирская епархия епископ Должность временно управляющий Год начала1932 День начала13 Месяц начала11 Год окончания1934 День окончания23 Месяц окончания10
"...За время служения в Житомире владыка Вячеслав написал акафист небесной покровительнице города преподобномученице Анастасии Римляныни..." Харьковская епархия епископ Должность епископ Сумской, викарий Харьковской епархии Год начала1934 День начала23 Месяц начала10 Год окончания1936 День окончания16 Месяц окончания4
По источнику [2] епископ Сумской с 05.11.1934г. по 05.07.1936г. (н.ст.). Кировская епархия епископ Должность епископ Яранский, викарий Кировской епархии Год начала1936 День начала16 Месяц начала7 Год окончания1937 День окончания1 Месяц окончания10
С первых же дней своего служения в Яранске Владыка показал себя противником
церковного обновленчества. В Яранске народ особо чтил память почившего в 1927г.
настоятеля местного монастыря иеромонаха Матфея (Швецова). Епископ Вячеслав стал
постоянно посещать могилу святого, молился на ней. По благословению Владыки
распространялись фотографические изображения старца, было составлено его первое
жизнеописание. В 1997г. о.Матфей был прославлен как местночтимый святой
прп.Матфей Яранский.
В конце 1937г. епископ Вячеслав арестован органами НКВД
Особая тройка при УНКВД СССР по Кировской обл. 09/12/1937 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Из обвинительного заключения: "Являясь религиозным фанатиком, прибыл в г.Яранск с целью внедрения суеверия в массы. На могиле бывшего иеромонаха о.Матфея (Швецова) устраивал массовые моления, чем привлекал верующих... В течении 15 лет был в Киево-лаврском монастыре, исполнял обязанности правителя дел Лавры. В период оккупации Украины немцами имел связь с немецкой комендатурой, откуда по просьбе Шкурко были получены винтовки, якобы для вооружения монахов-послушников. Будучи антисоветски настроен к колхозному строю и Советской власти, доказывал, что раньше крестьянству жилось при царизме лучше... Допрошенный по существу обвиняемый Шкурко виновным себя признал частично... "
В обвинении также говорилось: "Приходящим к нему священникам и другим священнослужителям давал указания, чтобы среди населения вести разъяснительную работу за вовлечение крестьянства в общину верующих путем внушения, что без веры в Бога и религии жизнь будет плохая..."
Кончина
1937 День17 Месяц12 расстрел МестоКиров
Не имея сведений о том, что владыка Вячеслав принял мученический венец, Патриарх
Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) 27 октября 1943г. включил его в
список 26 заключенных архиереев и священнослужителей с ходатайством перед
правительством об амнистии и освобождении