Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места заключения Эстонская ССР, г.Палдиски, фашистский Палдиский концлагерь, карантин Пыллкюла Год начала1943 Месяц начала9 Год окончания1943 День окончания14 Месяц окончания10
Пленных хотели везти в Германию, но повернули на Эстонию, и 1 сентября 1943г.
они очутились в концлагере Пыллкюла в ста километрах от Таллина. Большую часть
пленных отправили на каторжные работы в Германию, остальных использовали
как рабочую силу в Эстонии.
Под Таллином было три концлагеря: Клоога, Пыллкюла и Палдиски. В основном,
в них находились жители Ленинградской, а затем и Орловской обл.
Заключенных содержали в нечеловеческих условиях: практически не кормили, поили
тухлой или ржавой водой. Смертность была очень высокой из-за болезней и голода.
Спали вповалку на земле. Ложишься вечером, поговоришь на ночь с соседом,
а утром он уже остывший. На зеленой полянке около Пыллкюла каждый бугорок
напоминает могильный холмик".
В Эстонии в 19421944гг. существовали две епархии: Таллинская, окормлявшая
эстонские приходы, во главе с митрополитом Александром (Паулусом), и Нарвская,
окормлявшая русские приходы, во главе с епископом Нарвским и Изборским
Павлом (Дмитровским), призывавшим православных Эстонии не разрывать связи
с Матерью-Церковью, и, не испугавшись угроз, властей, сохранившим верность
Московскому Патриархату, что позволило сохранить почти все русские приходы.
Владыка Павел (Дмитровский) добился разрешения у германского командования
на духовное окормление и оказание помощи заключенным лагерей, находящимся
на эстонской территории.
Под руководством владыки Павла священнослужители посещали лагеря для беженцев
и перемещенных лиц, совершали там богослужения, крестили, хоронили, привозили
одежду и продукты.
В лагерях Клоога, Пыллкюла, Палдиски, Вильянди трудились протоиерей Иоанн
Богоявленский (впоследствии первый ректор возобновленных Ленинградских духовных
школ, а с 1947г. епископ Таллинский и Эстонский Исидор), священник Михаил
Ридигер (отец Святейшего Патриарха Алексия II) и др.
Архиепископ Павел сам посещал лагеря русских военнопленных, оказывал им помощь.
Священник Михаил Ридигер горячо поддержал владыку Павла (Дмитровского)...
С первых же дней гитлеровской оккупации он стал посещать концлагеря, считая
это своим христианским долгом. Среди таких лагерей был и лагерь Пыллкюла,
в котором находились о.Василий Веревкин, Вася и Лида Ермаковы.
Таллинское духовенство, особенно о.Михаил Ридигер, стало хлопотать об освобождении
находящихся в лагере священников и их семей, среди которых, кроме о.Василия
Веревкина, были о.Иоанн Попов, о.Валерий Поведский (духовный сын отца Алексия
Мечева, диакон Петр Никольский и др.
За любовь, за молитвы о.Михаила Ридигера, они смогли освободиться из лагеря.
Из воспоминаний прот.Василия Ермакова: "Нас поддерживало Таллиннское православное духовенство: в лагерь приезжали священники... Для узников концлагеря это было духовное подкрепление. Люди причащались, была торжественная служба. Богослужение совершал священник Михаил Ридигер, отец Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С ним приезжал... архиепископ Таллинский Корнилий, тогда он был просто псаломщиком... Все, приехавшие из Петергофа, Пушкина, Красного Села (лагерь был большой, все мы там были вместе), все молились и пели, и явственно ощущалась благодать Божия... Таллинское духовенство обратилось к немцам с просьбой отпустить священнослужителя и его семью... И вот на Покров, 14 октября 1943г., освободили отца Василия Веревкина и его семью отпустили в Таллин. О.Василий Веревкин под шумок сказал, что и мы его семья, а про родство, слава Богу, не спрашивали. Поэтому вместе с батюшкой и его женой, матушкой Варварой Николаевной, его сыновьями Василием и Владимиром, освободили также и нас с сестрой Лидией, и Виталия Солодова, болховского соседа по улице"