Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Башкирская АССР, Стерлитамакский кантон, Зиргановская вол. (Республика Башкортостан, Мелеузовский р.), с.Варварино, Георгиевская церковь монахиня (?) Год начала1924 Месяц начала8 Год окончания1931
В августе 1924г. о.Феодора перевели в с.Варварино Зиргановской волости
Стерлитамакского кантона Башкирии, священником и настоятелем местной Георгиевской
церкви. Вслед за ним на новое место перебралось и вся семья.
В Варварино Анну лишили избирательных прав как "дочь попа".
Она помогала родителям по хозяйству, занималась крестьянским трудом.
Кроме того, она брала заказы на пошив одежды.
После ареста в 1929г. и осуждения о.Феодора, приговоренного к 3-м годам ссылки,
на ее плечи, как старшей дочери, легли заботы об осиротевшем семействе.
Впоследствии на допросе 4 июня 1931г. она показала: "Отец мой был священником до 1929г., после чего взят ГПУ и сейчас находится в Сибири. Я же сейчас работаю в данной деревне и занимаюсь шитвом на людей, Кроме шитва, занимаемся хлебопашеством. Живу с матерью и имею на своем иждивении 5 душ семьи. По заказу шитва ко мне бывают и посещения из народа".
Анна не выходила замуж, была религиозна, вела монашеский образ жизни, и в
народе о ней говорили как о "монашке".
Из показаний на допросе в 1931г. свидетеля Ф., жителя с.Варварино, члена ВКП(б): "Ваганова Анна Федоровна дочь попа, отец взят по линии ГПУ в 1929г. Религиозная, ярая защитница религии. Настроена антисоветски. Имела связь со всеми церковниками. Посещала игумению Зосиму. Под видом религиозных проповедей проводила антисоветскую работу... По вопросу политики партии [по отношению] к церкви говорила: "Соввласть разграбила церкви, монастыри и всех священнослужителей выслала на Север. Теперь уже добралась до религиозных крестьян, их она тоже судит и туда направляет. Но недолго осталось коммунистам над нами издеваться, скоро Бог увидит наши мучения и их покарает"".
Посещение схимонахини Зосимы (Панферовой) рассматривалось властями как "акт
контрреволюционной деятельности", поскольку преподобная старица с ее проповедью
веры и духовной стойкости была "живым храмом" в годы торжества воинствующего
безбожия; при этом старица Зосима резко выступала против Декларации митрополита
Сергия (Страгородского).
В мае 1931г. органы ГПУ БАССР приняли решение "о ликвидации групп непоминающих",
существовавших в южных районах БАССР и якобы входивших в "Уфимский филиал
Всесоюзной к-р монархической организации "Истинно-Православная Церковь""