Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX МонашИмяДоСхимы Вероника Дела oni.40 => oni.40 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      монахиня 
      Вероника 
      1891 
      Место Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
      Приняла постриг с именем Вероника
    Служение
      Грузия, Бодбийский женский монастырь св.Нины 
      монахиня 
      Должность послушница 
      Из показаний матушки Веры, имеющихся в архивно-следственном деле 1935г.:
           
      "Я... родилась... в 1874 году...
            Постриг в монашество приняла в 17-летнем возрасте в Грузии, женский монастырь
            просветительницы Грузии Нины с именем "Вероника".
            Показания записаны с моих слов правильно и мне зачитаны"
      Костромская губ., Галичский у. (Костромсая о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
      монахиня 
      Год начала 1906 
      Год окончания 1910 
      Месяц окончания 7 
      В 1906г. вернулась в Ново-Сумароково и поступила в там в Свято-Троицкий женский
      монастырь.
      Круглый год ходила босой, под одеждой носила металлические вериги.
      Обладала даром прозорливости и исцеления, стала почитаться местными жителями
      Костромская губ., Кинишемский у. (Ивановская о., Кинешемский р.), с.Решма, Макариев Решемский женский монастырь 
      монахиня 
      Год начала 1910 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1910 
      В июле 1910г., по приглашению настоятельницы Макариево-Решемского монастыря
      игумении Досифеи (Ипатовой), в 1900–1901гг. бывшей настоятельницей Свято-Троицкого
      монастыря, она перешла в Решемскую обитель, где она стала пользоваться у местных
      жителей таким же почитанием, как и в Ново-Сумарокове.
      Игумения Досифея организовала скит в приписной к Решемской обители Нодогской
      Рождественской пустыни, находящейся в лесу на реке Нодоге, которая впадает
      в левый берег Волги. Вера Меркулова первая изъявила желание поселиться там
      Костромская губ., Кинешемский у. (Ивановская о.), Нодогская Рождественская пустынь 
      монахиня 
      Год начала 1910 
      Год окончания 1911 
      Подвижница прожила с некоторыми сестрами в Нодогской пустыни полгода.
      За это время ее имя стало известно в Кинешемском уезде, а Нодогская пустынь стала
      местом массового паломничества богомольцев.
      В начале 1911г. в результате клеветнического доноса подвижница была вынуждена
      оставить Решемскую обитель и по распоряжению епископа Костромского и Галичского
      Тихона (Василевского) вернуться в Свято-Троицкий монастырь
      Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
      монахиня 
      Год начала 1911 
      Особый наплыв посетителей к монахине Веронике пришелся на годы Первой Мировой войны,
      когда к ней шли тысячи людей, стоявших по несколько дней в очереди, чтобы увидеть
      ее и узнать у нее о судьбе находящихся на фронте близких.
      В 1919г. община Свято-Троицкого монастыря была зарегистрирована как
      сельскохозяйственная коммуна.
      Из показаний Веры Меркуловой на допросе 12.06.1934г.:
         "58 лет, родом из с.Н.Теляково... Образование среднее...
          Я с детства проживала в Свято-Троицком монастыре с.Н.Сумароково
          до 20-ти летнего возраста. В монастыре была в качестве игумении и после
          была переведена в Ростов-на-Дону для основания монастыря, где проживала до
          25-ти летнего возраста. Когда выстроила монастырь, была я снова назначена
          Святейшим Синодом для услужения монашек, т.к. между ними был разлад.
          Прибыла в качестве настоятельницы — игумении, проживала в монастыре
          до 1917г. ...
          Я все время служила настоятельницей монастыря (игуменией). Кроме этого,
          мне поручалось от Святейшего Синода расследовать раздоры среди монашества
          в монастырях. По этим вопросам я очень часто выезжала в ряд монастырей
          России...".

      Из ее показаний на допросе по делу 1921г.:
            "24-х лет я приехала по внушению свыше из г.Ростова в город Кострому,
             а затем поступила в Свято-Троицкий женский монастырь, где и состояла
             "церковницей".
      В ежегодных ведомостях, подаваемых из монастыря в консисторию, среди прочих
      ста с небольшим лиц, "живущих на испытании в Свято-Троицком женском монастыре",
      числится и
            "N 42 Вера Антониевна Меркулова, 23г., крестьянская девица Орловской губ.
             Мценского уезда; в монастыре — с 1906г., читать и писать умеет, хороших
             качеств и к послушанию способна... ".

      По этим данным, в 1917г. она еще даже не была послушницей, а находилась в монастыре
      среди лиц, проходящих испытание.
      Вера Меркулова исполняла в монастыре различные послушания.
      Из ее показаний на следствии 1921г.:
            "В 1918г. я ездила в Петроград за иконами и церковной утварью для с.Высоково".
      С мая 1917г. духовником Веры Меркуловой и некоторых других сестер монастыря
      был иеромонах находившегося в 20 верстах от обители Железноборовского монастыря
      о.Иоасаф (Григорий Меркурьевич Сазанов), которого игумен монастыря Никодим
      назначил в июне 1917г. благочинным Свято-Троицкой обители.
      Впоследствии у иеромонаха Иоасафа при аресте было найдено письмо:
            "...Благодарю за молитвы батюшки. Все же покойна моя душа, от всех сих
             попечений хватает мне этого, и желает и пламенеет душа моя, подвигов хочу,
             Пашенька. Хочу, Пашенька, взять на себя подвиг. Ходить бы босой мне хочется,
             не благословит ли батюшка? Жду благословения и с радостью начну".

      Из статьи исследователя Ларисы Сизинцевой [2]:
            "Это письмо было не подписано, но почерк матушки Веры трудно перепутать с
             каким-либо другим, как бы не изменялся он с течением времени...
             Даты на письме нет, место отправления тщательно замазано, лишь
             угадывается нечто, похожее на "Саров". Сразу вспомнилась ее фраза из
             дела 1921г. —
                  "Подайте мне палку Саровскую... ".
             Судя по тому, что письмо было найдено у иеромонаха Железноборского
             монастыря Иоасафа, оно дошло до батюшки.
             Босое хождение матушки Веры известно, — значит, батюшка благословил?"

      Из показаний одной из насельниц монастыря, Феклы Кулевой, на следствии 1921г.:
            "Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще
             молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням.
             Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних.
             Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом".

      Из показаний насельницы монастыря на следствии 1921г.:
            "Я знаю Меркулову 6 лет. Я с ней имела переписку и очень часто обращалась
             с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога.
             Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом".

      Из показаний о Верушке насельницы монастыря Агнии Завьяловой 27 апреля 1921г.:
            "...В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно
             жить и трудиться. Святой мы ее не считали...".

      В народе говорили о "матушке Вере из Сумароковского монастыря, босоножке, прозорливице,
      которую большевики босыми ногами ставили на раскаленную плиту, а ей — что по плите,
      что по снегу, все одно и то же"
    Аресты
      Костромская губ., Галичский у. (Костромская о., Сусанинский р.), с.Ново-Сумароково (Новое Теляково), Свято-Троицкий женский монастырь 
      Год ареста 1919 
      В 1919г. подвижница была арестована Галичским уездным отделом ВЧК.
      Вскоре освобождена

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ