Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария архимандрит Должность ректор Год начала1912 День начала28 Месяц начала6 Год окончания1918 Месяц окончания9
28 июня 1912г. о.Герман, с возведением в сан архимандрита, был назначен
ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп стал ректором
Московской семинарии (находившейся в то время в Москве).
Прежде всего на новом посту о.Герман затеял ремонт семинарии.
Он придавал этому, казалось бы, сугубо хозяйственному предприятию особое
значение. В 1917г. в ответном письме выпускникам-семинаристам, он писал: "В чувстве красоты или эстетизма заключается основной тон моих настроений Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой сильнее других руководило мной и в большой, сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое... Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу... и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию другой, более совершенной красоты красоты духовной. Поэтому я глубоко страдал, не как хозяин, а как художник и педагог, когда все это чистое и изящное стало очень и очень скоро ломаться, заплевываться, грязниться и разрушаться. То или иное отношение к красоте говорит об известной глубине души... об ее чуткости к более сложным явлениям высшего порядка. Душа, зачарованная красотой, всегда чутка, гибка и нравственно подвижна. Обратное явление говорит об ее холодности, рассудочности, замкнутости и черствости. Теперь вам станет понятно, почему я так странно болезненно реагировал на всякую небрежность или неряшливость в одежде воспитанника, в обращении его с казенными вещами и помещениями и т.п. Человек не может жить без красоты, но он, сознательно или бессознательно раболепствуя самодержцу-рассудку, притупляет и уничтожает в себе начало вселенскости, всечеловеческой соборности, начало синтеза всех своих психических и нравственных сил... то, что я называю чувством красоты... Посмотрите, сколько волнующей душу красоты в природе, которую еще не успел исказить человек, и как мало ее в его личной жизни. Мы не воспитываем в себе этого чувства. Отсюда мы мало и плохо чувствуем безобразие греха и порока и еще меньше чувствуем красоту добра и совсем почти не понимаем высшего средоточия этой красоты, всей ее поэзии, беспредельности и глубины красоты веры и молитвы... Для меня богослужение высшая поэзия, совершенная, "неизреченная" музыка, преображающая душу красота".
В отремонтированной семинарии особенно нарядным выглядело праздничное
убранство в день храмового праздника апостола Иоанна Богослова.
К этому дню семинария была украшена трудами воспитанников зеленью,
которая гирляндами расположена была по иконостасу храма.
В том же году широко отмечался важный для Вифанской семинарии юбилей
столетие со дня кончины митрополита Платона. Накануне, 10 ноября,
состоялось празднество в Спасо-Вифанском монастыре.
11 ноября Вифанская семинария торжественно отмечала у
себя юбилейную дату. Литургию, вместе с епископом Феодором и
архимандритом Германом, служили архимандрит Товия, ректор Московской
семинарии архимандрит Филипп, инспектор Казанской Академии архимандрит
Гурий и другие, был приглашен знаменитый протодиакон Константин Розов.
Семинария, как и Спасо-Вифанская обитель, отмечали "Московские церковные ведомости",
вновь украсилась гирляндами зелени и цветов.
Вообще семинарское хозяйство требовало многих забот.
Семинария насчитывала около 350-ти воспитанников, которые не только учились,
но и жили в ней. Квартиры большинства преподавателей находились при ней же.
В феврале 1914г. был начат капитальный ремонт, о котором правление семинарии
вело переписку с Синодом с 1910г. Производилась также реконструкция некоторых
помещений, устраивалась современная канализация, сооружался новый колодец с
водонапорной башней и проч. Основная часть работ была завершена в следующем
году, но и после кое-что продолжало доделываться.
В августе 1916 года по железной дороге прибыл заказанный у Оловянишниковых
колокол весом 1.25 пуда и 3 фунта...
Помимо административной работы в семинарии, отец Герман не оставлял и
преподавания Священного Писания.
Труды архимандрита Германа на посту ректора были оценены священноначалием:
24 мая 1916г. он был награжден орденом святого равноапостольного
князя Владимира четвертой степени.
Живя в Сергиевом Посаде, о.Герман посещал процветавшую в то время
Смоленскую Зосимову пустынь, где подвизались два знаменитых старца
схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий, и сблизился там с некоторыми монахами,
особенно часто посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого игуменом
Израилем его связывали особенно тесные дружеские отношения.
Часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру среди ее насельников он нашел
близких себе по духу.
Ко времени жизни в Сергиевом Посаде относится также знакомство о.Германа
с семейством Верховцевых, Верой Тимофеевной и ее дочерью Натальей Александровной,
поселившихся там в 1916г. Вера Тимофеевна была духовной дочерью о.Иоанна
Кронштадтского и оставила воспоминания о нем.
Отношение о.Германа к Вере Тимофеевне было глубоко почтительным, хотя он и
не всегда соглашался с ее суждениями.
Благодаря Вере Тимофеевне о.Герман сблизился и с митрополитом Макарием.
С Н.А.Верховцевой о.Германа соединяли глубокие дружеские чувства они были
родные по духу.
Переписка с Верховцевыми продолжалась до самого последнего ареста
епископа Германа. Письма Владыки были сохранены Натальей Александровной.
Отец Герман бывал также в семье своего брата Леонида Степановича,
находил время и для занятий со своими маленькими племянницами.
Племянница Галина Леонидовна вспоминала: "Когда епископ Герман жил в Вифании, он брал нас с сестрой с собой на прогулку в Платоновскую рощу. Считалось, что митрополит Платон любил в ней гулять... Наша семья была музыкальная, и в доме часто звучало фортепиано. Мне навек запомнилось выражение лица Владыки во время исполнения Бетховена. Он сосредоточенно слушал, с каким-то самоуглубленным вниманием. Казалось, он отрешен от людей, от окружающей обстановки. Ни у кого я не видела больше такого выражения лица... Помню кабинет Владыки в Вифании. Большая комната, два окна. Большой письменный стол, стоящий торцом к окну... Много книжных шкафов... Фисгармония на другой стороне, у стены... Играл Владыка не учась, по слуху. У него был хороший голос, и он пел за церковными службами. Еще осталась в памяти молельня. Это небольшая комната, вся увешанная иконами, среди которых были старинные, несколько икон современного художника, который расписывал академическую церковь в Сергиевом Посаде. В молельне стоял аналой, пахло ладаном и горели лампады, было уютно и строго, как в церкви".
В июле-августе 1915г., во время семинарских каникул, по распоряжению
св.Синода, архимандрит Герман служил священником в Могилевской военно-местной церкви.
Весной и летом 1917 года, с 1 апреля по 10 августа, отец Герман, уже
не по предложению Синода, а по своему личному побуждению, отправился
как священник в действующую армию. Там он получил письмо выпускников,
наставником которых, инспектором и ректором, он был в течение шести лет и
прочитал слова, которые явились для него великой наградой за его
самоотверженное служение в семинарии: "Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет, в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании. ...Мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя и управителя (ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель. Любовь к юношеству и забота о нем диктовалась Вам этими заветами, а также и Вашим юношески искренним и добрым характером. Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов, Ваших молитв. Некоторые из нас никогда не забудут того светлого настроения, которое мы выносили в великие праздники из храма нашего Апостола Покровителя. Именно Вы сообщали службе церковной светлую праздничность, ту торжественность, которая поднимает молитвенное настроение".
Вернувшись с фронта, о.Герман продолжил свое прежнее служение.
Над семинарией, в которую им было вложено столько любви и молодых сил, нависала
угроза закрытия.
17.01.1918г. о.Герман был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии,
но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
Вифанская семинария была закрыта в сентябре 1918г. и до последних
дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором