Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Тамара (Сатси Мария) Год рождения1876 День рождения8 Месяц рождения2 Место рожденияЭстляндская губ., Гапсальский у., вол.Касти, хут.Устало (Уустало) игумения
Родилась в лютеранской семье эстонцев-крестьян Георга и Мари Сатси. Родители
нарекли девочку Марией. Когда Марии исполнилось 7 лет, умерла ее мать, а вскоре
и отец. В 1886г. в селе Марьяма, к лютеранскому приходу которого относился хутор
Устало, открылся православный приход, и тогда многие из лютеранской веры перешли
в православную. Окончив 4 класса сельской школы, Мария поступила в 1888г. в возрасте
12 лет в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве (Йыхве), основанной
в этом же году.
В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также
рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В 1892г. община была
преобразована в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь, первой настоятельницей
которого стала игумения Варвара(Блохина) Фотографии
Эстляндская губ., Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь Должность послушница Год начала1895 Год окончания1897
В 1895г. воспитанница приюта была переведена в монастырь и облечена в подрясник,
а в ноябре того же года в апостольник
Эстляндская губ., Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь Должность послушница Год начала1897 Год окончания1898
В 1898г. игумения Варвара (Блохина) стала неугодна проживающей поблизости в своем
имении княгине Елизавете Шаховской и была определена Архиепископом Рижским Арсением
в Казанскую епархию. Игумения Варвара предложила некоторым послушницам поехать
с ней. Таким образом 6 послушниц, в том числе и инокиня Мария Сатси переместились
в Казань Казань, женский монастырь Должность послушница, певчая Год начала1898 Год окончания1902
Живя в Казани, Мария пела на клиросе и помогала в швейной мастерской.
Игумения Варвара прожила в одном из монастырей Казани до 1902г., когда была
назначена настоятельницей Козьмодемьянского Троицкого монастыря. Мария также
перешла в этот монастырь Казанская губ., г.Козьмодемьянск, Козьмодемьянский Троицкий монастырь Должность послушница, певчая и письмоводительница Год начала1902 Год окончания1917 День окончания19 Месяц окончания7
Чебоксарская женская община также относилась к Козмодемьянскому монастырю и мать
Варвара сумела вывести к благополучию обе обители. В январе 1915г. игумения Варвара
умерла. Новая игумения Алевтина (Торопова) так характеризует инокиню Марию (из
монастырских ведомостей за 1916г.): "Поведения весьма хорошего, к послушанию способна".
Пройдя многолетний послушнический искус, Мария приняла монашеский постриг
монахиня Тамара 1917 День19 Месяц7 МестоКазань, Зилантов монастырь Кто рукоположилархимандрит Сергий (Зайцев)
Постриг совершил будущий священномученик архимандрит Сергий (Зайцев), настоятель
Зилантового монастыря и благочинный монастырей Казанской епархии. Через год в
сентябре 1918г. он будет расстрелян вместе с братией своего монастыря красноармейцами
Казанская губ., г.Козьмодемьянск, Козьмодемьянский Троицкий монастырь монахиня Год начала1917 День начала19 Месяц начала7 Год окончания1918
В 1918г. в Козьмодемьянский монастырь приезжает архимандрит Феодосий с указом о
назначении монахини Тамары казначеей Чебоксарской женской общины Казанская губ., г.Чебоксары, община в честь Владимирской иконы Божией Матери монахиня Должность казначея, заведующая общиной Год начала1918 Год окончания1924
Заведующая общиной, где в то время подвизалось около 100 сестер, монахиня Арсения,
болела. В монастыре существовал до 1919г. приют для девочек. Когда в 1920г.
монахиня Арсения скончалась, мать Тамара стала исполнять обязанности заведующей
общины.
Новая власть проводит конфискацию имущества общины. Насельницы обратились к властям
с протестным письмом, в котором пишут: "Мы, насельницы Владимирской общины, ни в каком случае не можем согласиться на уничтожение нашей святыни церкви Владимирской общины, каким бы благовидным предлогом это не объяснялось. Посему усердно просим подлежащих властей оставить нам последний каменный храм в неприкосновенности. Заведующая общиной Тамара и другие (всего 56 подписей)".
Со стороны общины уже была принесена жертва уступкою деревянного храма и всех
прочих жилых помещений, кроме маленького деревянного флигеля
игумения 1924 МестоКазанская губ., г.Чебоксары Кто рукоположилвикарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин)
В 1924г. в Чебоксары прибывает викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский
Афанасий (Малинин) и объявляет Владимирскую монашескую общину самостоятельным
монастырем. Монахиня Тамара назначается настоятельницей и возводится в сан игумении
Казанская губ., г.Чебоксары, монастырь Владимирской иконы Божией Матери игумения Год начала1924 Год окончания1930
В 1926г. монастырь был закрыт советской властью, но продолжал существовать, как
Владимирская религиозная община. На общину пишутся жалобы, и в 1927г. Президиум
Чебоксарского Горсовета постановил: "Ввиду нанесения ущерба хозяйству просить НКВД обсудить вопрос о дальнейшем пребывании монашек в помещениях бывшего монастыря".
В это время в общине оставалось еще 34 сестры. Они ютились в здании церкви, в
сторожке при церкви, некоторых хозяйственных постройках бывшего монастыря: хлеве,
курятнике, переделанных под жилые помещения, и в двух маленьких домиках, выстроенных
стараниями сестер. В таких условиях давления со стороны властей монастырь продолжал
существовать, как религиозная община, до января 1930г. Тогда был закрыт последний
храм и отобраны помещения, где жила мать Тамара с оставшимися сестрами. Священником
храма при общине с 1927г. был бывший насельник закрытого в 1924г. Чебоксарского
Свято-Троицкого монастыря иеромонах Николай (Танащук). В 1940г. он был приговорен
к 6 годам лишения свободы и скончался в заключении в Алатырском ИТЛ
Чебоксары Год начала1930 Год окончания1941 День окончания25 Месяц окончания6
После ликвидации властями общины мать Тамара поселилась у своей бывшей помощницы
по управлению монастырем Анастасии Тимофеевой, которую она знала еще по Пюхтицкому
монастырю. Дом их находился недалеко от бывшего женского монастыря. Мать Тамара
продолжала свой молитвенный подвиг, читала священное Писание, духовную литературу,
трудилась по хозяйству. В мае 1941г., когда мать Тамара пасла корову, с ней
познакомился бывший священник Худов, работавший охранником "Садвинтреста", который
и дал следствию ложные показания об антисоветских высказываниях игумении Тамары.
25 июня 1941г. сотрудники НКВД провели обыск в доме игумении Тамары, а той же
ночью она была арестована и заключена в Чебоксарскую тюрьму
Чебоксары Год ареста1941 День ареста25 Месяц ареста6
27 и 30 июня состоялись допросы игуменьи Тамары. Тот же бывший священник дал
показания об антисоветской агитации игумении, но она отвергла все обвинения.
Следователь тщательно допрашивал ее о том, как мать Тамара попала из Эстонии в
Чувашию, подозревая ее в шпионаже. На третьем допросе 2 июля на вопрос следователя,
"какие причины понудили вас идти в монастырь?", мать Тамара ответила: "Я пошла в монастырь по своему собственному желанию для спасения своей души"
Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской АССР 31/07/1931 Обвинение"антисоветская агитация" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет лишения свободы
Из протоколов допроса от 9 июля: "Никогда и никакую к/р клевету о жизни при советской власти я не высказывала, со свидетелем Худовым у нас разговор был только о книге "Добротолюбие", которую он просил отдать ему для чтения".
Кассационная жалоба в Верховный Суд СССР о пересмотре приговора была рассмотрена
и приговор был подтвержден
Чувашская АССР, г.Чебоксары, тюрьма Год начала1941 День начала25 Месяц начала6 Год окончания1941 Чувашская АССР, г.Алатырь, ИТЛ N1 Наркомата юстиции Год начала1941 Год окончания1942 День окончания1 Месяц окончания5
От линии железной дороги шла ветка вглубь леса на 24 километра, где и располагался
лагерь. Заключенные занимались лесоразработками и изготовлением изделий из древесины.
Мать Тамара пережила суровую зиму 19411942гг., когда в лагере происходили массовые
смерти заключенных от голода и болезней. Весной, 1 мая 1942г. игумения Тамара
скончалась, как записано в акте о смерти, из-за порока сердца
Кончина
1942 День1 Месяц5 умерла в лагере МестоЧувашская АССР, г.Алатырь, ИТЛ N1 Наркомата юстиции Место захороненияЧувашская АССР, г.Алатырь, ИТЛ N1 Наркомата юстиции, кладбище ИТЛ, безвестная могила
Канонизация
Преподобномученица игумения Тамара (Сатси) Дата12/10/2007 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 12 октября 2007г. Кто представилЧебоксарская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль18.04 Новый стиль01.05 день мученической кончины (1942г.)