Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Севастиан (Фомин Стефан Васильевич) Год рождения1884 День рождения28 Месяц рождения11 Место рожденияОрловская губ., с.Космодемьянское схиархимандрит
Родом из бедной крестьянской семьи, рано остался сиротой Родство
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченский скит Должность послушник Год начала1905 Год окончания1909 Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченский скит Должность келейник старца Иосифа Оптинского Год начала1909 Год окончания1917
Оставшись сиротой, был принят келейником к старцу Иосифу Оптинскому, ставшему
его духовным наставником. Через послушание у старцев Иосифа и Нектария он
включился в златую цепь преемственности Православной церкви традицию
Оптинских старцев
монах Севастиан 1917 МестоКалужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
Тридцатитрехлетним пострижен в мантию за год до закрытия Оптиной пустыни
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченский скит монах Год начала1917 Год окончания1923
После смерти о.Иосифа определен келейником к старцу Нектарию.
Несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельхозартели
иеродиакон 1923 МестоКалужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
Рукоположен во иеродиакона за 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех
монахов из монастыря иеромонах 1927 МестоКалужская о., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченский скит иеродиакон, иеромонах Год начала1923 Год окончания1928
Был келейником старца иеросхимонаха Нектария до самой его кончины 29 апреля 1928г.
По благословению старца после его смерти ехать служить на приход, о.Севастиан уехал
сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на
приход в г.Козлов Тамбовская о., г.Козлов (Мичуринск), Ильинская церковь иеромонах Год начала1928 Год окончания1933
Именно в Козлове, по свидетельству духовных чад, стали открыто проявляться
высокие духовные дарования о.Севастиана
Калужская о., г.Козлов (?) Год ареста1933 День ареста25 Месяц ареста2
Арестован ГПУ вместе с монахинями Агриппиной, Февронией и Варварой, сестрами по
духу, которые съехались к нему в Козлов
тройка при ОГПУ по ЦЧО ././1933 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор7 лет ИТЛ
На следствии о.Севастиан прямо отвечал, что на все мероприятия советской власти
он смотрит как на гнев Божий и что эта власть есть наказание для людей.
Впоследствии о.Севастиан рассказывал: "Когда меня принуждали отречься от
православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу
приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте.
Но Матерь Божия опустила надо мной такой "шалашик", что мне было в нем тепло.
А утром меня повели на допрос и говорят: "Коль ты не отрекся от Христа, так иди
в тюрьму"
Тамбов, лесоповал Год начала1933 Год окончания1934 Карагандинский ИТЛ (Карлаг) "Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ" Год начала1934 Год окончания1939 День окончания29 Месяц окончания4
К середине 30-х годов в Карлаге было создано огромное "образцовое" хозяйство со
своими заводами, промышленными цехами, научными программами. Тогда же, начинает
зарождаться будущая карагандинская община. У о.Севастиана появляются на зоне
духовные чада, постепенно собираются и ждут его освобождения прежние его чада
Караганда Год начала1939 Год окончания1944
После освобождения о.Севастиан поселился в пригороде Караганды. "Дорогие мои, сказал
сестрам батюшка, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь
наша вторая родина". Позднее Владыка Иосиф, архиепископ Павловский и
Кустанайский, говорил об этом месте так: "Караганда медом помазана", "Караганда
на святых костях построена", "Батюшка о.Севастиан... все терпел со смирением, за
всех молясь Богу о спасении и вразумлении. И вот за его слезы и молитвы ко
Господу благодать Святаго Духа будет на Караганде до Второго пришествия" Карагандинская о., пос.Большая Михайловка Год начала1944 Год окончания1957
В 1944г. община устроила себе домовую церковь в с.Михайловка село стало
потихоньку заселяться "батюшкиными". В 50-е годы жизнь карагандинской общины
начала налаживаться. В 1953г. было получено разрешение на молитвенный дом,
в 1955г. удалось добиться регистрации религиозной общины
Карагандинская о., пос.Большая Михайловка архимандрит Год начала1957 Год окончания1966
Читая воспоминания чад старца Севастиана, поражаешься его пониманию, почему и
как у человека все происходит: и грех, и весь характер его. Это всепрощающее
прозрение в происхождение греха, это каждодневное сочувственное понимание и
оправдание духовных детей любящим сердцем более поразительно, чем даже случаи
конкретных чудес и прозорливости, хотя одно с другим тесно связано. Сильнее
всех тайных и явных чудес воздействует на читателя необычайная сила батюшкиной
любви к своим чадам
грамота за усердное служение Святой Церкви Кем награжденПатриарх Алексий (Симанский) митра и посох Год награждения1965 Кем награжденПатриарх Алексий (Симанский)
Награжден в конце 1965г. ко дню именин
схима 1966 День16 Месяц4 Кто рукоположилепископ Питирим (Нечаев)
Пострижен в схиму за три дня до кончины
Кончина
1966 День19 Месяц4 Место захороненияКараганда, Михайловское кладбище
Мирно почил о Господе в день Радоницы
Канонизация
1
Преподобный схиархимандрит Севастиан (Фомин) Дата19/10/1997 Кем канонизированСинодальная Комиссия при Московском Патриархате
Были обретены мощи старца и отслужен первый молебен 22 октября 1997г.
2
Преподобный схиархимандрит Севастиан (Фомин) Дата20/08/2000 Кем канонизированАрхиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Кто представилАлматинская епархия Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль06.04 Новый стиль19.04 день блаженной кончины (1966г.)
3
Старый стиль09.10 Новый стиль22.10 обретение мощей (1997г.)