Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Курская губ., г.Тим, Крестовоздвиженский храм протоиерей Должность настоятель, благочинный округа Год начала1919 Год окончания1930 День окончания4 Месяц окончания2
Осенью 1919г. Добровольческая армия Деникина вытеснила красных из Тима. По просьбе
властей о.Владимир отслужил на городской площади благодарственный молебен. Этот
эпизод впоследствии припоминался священнику неоднократно. Был и другой эпизод,
по которому имеются документы той поры.
При смене властей в Тиму белогвардейцы арестовали 57 человек. Пятерых расстреляли.
А за остальных вступился протоиерей Владимир. 12 сентября 1919г. он организовал
собрание прихожан, на котором было составлено и принято ходатайство коменданту
г.Тима об отмене смертной казни в Тиме. Ходатайство возымело силу, и расстрелы
в Тиме прекратились. Жизнь 52 человек была спасена.
Они этого не забыли, и, когда через несколько дней в городе произошла очередная
смена власти, и о.Владимира арестовала ЧК, за о.Владимира вступились горожане,
и власти ограничились в отношении него словесным запугиванием.
Дело на протоиерея Владимира, заведенное в 19191920гг., не сохранилось.
С октября 1919г. о.Владимир преподавал историю и географию во 2-й Тимской школе.
Однако 1 февраля 1920г. Курский Губернский отдел Наробраза уволил священника
из школы, "как носящего рясу".
В том же году эпидемия холеры унесла матушку Екатерину и нескольких детей.
Вновь тучи над головой о.Владимира начали сгущаться в период коллективизации.
К этому времени повзрослевшие дети о.Владимира разъехались. Николай (30 лет) закончил
Военно-инженерную академию и преподавал в Киеве. Жизнь он завершил в чине генерала.
Вера (28 лет) (в замужестве Халина) работала в школе села Пузачи. С нею жила и
младшая Ольга 17 лет.
Серафим (26 лет) и Михаил (22 года) занимались поденной работой в Харькове. В 1942г.,
когда Харьков был оккупирован немцами, Серафим Владимирович попал в облаву и
оказался в числе угнанных на работу в Германию.
Василий (24 лет), отец будущего чемпиона по шахматам Бориса Спасского, и один из
создателей стали для танка Т-34, взял в Ленинград на свое иждивение 15-летнего
Владимира.
Во Франции в городе Лилле жил 36-летний Александр, окончивший до революции
Петроградскую Духовную Семинарию, получивший офицерское звание в царской армии.
Александр эмигрировал вместе с белой армией за границу. Изредка ему удавалось
присылать отцу весточки о себе. В 1929г. он сообщил, что принял священный сан.
Позднее на допросе о.Владимир охарактеризовал свою переписку с сыном как "чисто
семейную и практически богослужебную".
В декабре 1929г. о.Владимир стал бездомным. Его дом продали с торгов за неуплату
налога. Священник перебрался жить в церковную сторожку, где и был арестован
4 февраля 1930г. Милиционер, арестовавший его, не имел ордера на арест, руководился
устным приказом начальства
Курская о., г.Тим Год ареста1930 День ареста4 Месяц ареста2
6 февраля 1930г. состоялось расширенное заседание Пленума и бедноты Тимского с/с,
на котором обсуждался вопрос "о раскулачивании и выселении враждебно настроенных
граждан". В список подлежащих раскулачиванию и выселению за пределы Центрально-
Черноземной области протоиерей Владимир попал как "священник с 25-летним стажем".
На самом деле священнический стаж у о.Владимира был на 12 лет больше
Курск, Домзак Год начала1930 День начала4 Месяц начала2 Год окончания1930
21 февраля в Курском Домзаке, куда был направлен о.Владимир, его осмотрел доктор,
который нашел у арестованного миокардит и признал его не способным передвигаться
на большие расстояния пешком.
Уличить о.Владимира в антисоветской деятельности сотрудникам ОГПУ оказалось сложно. "Спасский крайне осторожен и ведет таковую подпольно, действуя через других лиц", писал автор обвинительного заключения.
Настораживало ОГПУ даже то, что в последнее время о.Владимир не произносил проповедей. "из этого следует, что Спасский ожидает политического переворота в стране, который даст ему возможность говорить свободно и создается впечатление, что советская власть возбраняет свободу слова"
Виновным себя в антисоветской агитации о.Владимир не признал. На допросе священник
заявил, что считает себя в первую очередь священнослужителем, представителем
тихоновской церкви, а не политическим деятелем, борющимся с советской властью.
"Даже в самой идее коллективизации священник не видел ничего противоречащего
духу Евангелия, и сказал, что "подчиняется всякой власти и служит народу".
К огорчению следствия Спасский "упорно" не назвал никого из "бывших членов СРН",
сославшись на свою "забывчивость".
Отводя обвинение в выдаче белым для расстрела большевиков, священник предъявил
справку селькресткома, предусмотрительно взятую им 23 декабря 1929г. В справке
говорилось, что "священник Спасский во время нашествия белых банд в поселке Тим
в 1919г. отстаивал граждан от расстрела, и агитаций от него явных нет".
24 марта 1930г. дело в отношении отца Владимира было прекращено на основании
"распоряжения ПП ОГПУ по ЦЧО от 21.02.1930г. за N 45056"