Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Карманов Матвей Иванович Год рождения1859 Место рожденияСаратовская губ., Петровский у., г.Петровск протоиерей
По данным [2] родился в 1862г.
Родился в семье старообрядца поморского согласия местного мещанина Ивана Ивановича
Карманова. Дед его был крестьянином д.Вшивка Фотографии
Год окончания1878 Месяц окончания5
В мае 1878г. окончил курс в Петровском уездном училище со званием начального
народного учителя.
Затем женился на Анне Ивановне Слепышевой, дочери крестьянина села Чернавка
Саратовская губ. Должность помощник епархиального миссионера, епархиальный миссионер (с 1888г.) Год начала1887 Год окончания1889
В мае 1887г. Матвей Карманов из поморского раскола был присоединен
к Святой Православной Церкви.
В том же месяце, в мае 1887г., по решению совета Епархиального Братства Святого
Креста он стал помощником миссионера.
Через год, в 1888г., утвержден епархиальным миссионером
диакон 1889 День15 Месяц12 Кто рукоположилепископ Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский)
15 декабря 1889г., по представлению совета епархиального Братства Святого Креста
епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским) был рукоположен во диакона
Саратовская губ. диакон Должность епархиальный диакон-миссионер Год начала1889 День начала15 Месяц начала12 Год окончания1891 День окончания5 Месяц окончания5
священник 1891 День5 Месяц5 Кто рукоположилПреосвященный Авраамий (Летницкий), епископ Саратовский
3 мая 1891г. диакон Матвей подал прошение епископу Саратовскому и Царицынскому
Авраамию (Летницкому) с просьбой о рукоположении в священника: "Вот уже около полутора лет я в сане диакона веду святое дело миссии, к чему и до сего времени имею душевное благорасположение. А так как святое дело миссии дело Апостольское, то... оно более приличествует священнику, чем диакону или мирянину, так как в глазах слушателей православных и раскольников слово священника-миссионера более действенно и влиятельно; а иногда слушатели обращаются к миссионеру за духовными пастырскими советами, что тоже более приличествует и располагает к сану священства. А потому всепокорнейше прошу Вас, Преосвященнейший Владыко,- благоволите рукоположить меня во священника... ".
Тем числом помечена резолюция: "Преосвященным Авраамием, епископом Саратовским,
по его личному усмотрению" Матфей Карманов рукоположен во иерея с причислением к
Александро-Невскому кафедральному собору
Саратов, Александро-Невский кафедральный собор иерей Должность епархиальный священник-миссионер Год начала1891 День начала5 Месяц начала5 Год окончания1896 День окончания25 Месяц окончания2 Саратовская губ., Хвалынский у., с.Сосновая Маза, Покровская церковь иерей Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель Год начала1896 День начала25 Месяц начала2 Год окончания1898 День окончания28 Месяц окончания7
Вел противораскольнические беседы. В селе Сосновая Маза (и позже в Хвалынске)
о.Матфей вел противораскольнические беседы с приезжими из-за Волги сектантами.
В 18961898гг. о.Матфей состоял законоучителем в земской школе Саратовская губ., г.Хвалынск, Крестовоздвиженская церковь иерей Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель Год начала1898 День начала28 Месяц начала7 Год окончания1904 День окончания28 Месяц окончания2
Вел противораскольнические беседы.
С 1898г. по март 1904г. состоял законоучителем в третьем женском начальном училище,
в Крестовоздвиженской церковноприходской школе г.Хвалынска и церковноприходской
школе д.Подлесной Хвалынского уезда. В этих церковных школах трудился бесплатно.
В Подлесническую школу ездил, нанимая подводы на свои средства.
Вначале школы, где преподавал о.Матфей, числились школами грамоты, а когда
благодаря трудам о.Матфея количество учащихся значительно возросло, тогда
по усмотрению Саратовского епархиального училищного совета они были переименованы
в церковноприходские.
По благословению хвалынского тюремного комитета и по благословению епископа
Саратовского и Вольского Иоанна (Кратирова) о.Матфей два с половиной года вел
в Хвалынске религиозно-нравственные беседы с арестантами.
В 1901г. епископ Иоанн (Кратиров) командировал священника-миссионера о.Матфея
Карманова в раскольнический черемшанский скит австрийского толка для собеседования
с раскольниками. После посещения черемшан он подал рапорт на имя епископа Иоанна: "...Ездить туда со святым делом Миссии бесполезно... Черемшанские же обитатели только и ведут задушевную дружбу, как и всегда все раскольники, с исполняющими их желания и приемлющими их жертвы. Но несмотря на это, от черемшанских же лжемонахов мне известно все, что делается в черемшанских скитах... Они, большинство, без всякой веры. Они живут в черемшанских скитах для удовольствия и по другим причинам, как-то проторговавшиеся торговцы-купцы и им подобные. ...Современные раздоры между черемшанских обитателей открылись и идут из-за наживы... Ввиду такой деятельности раскола в Хвалынске, да и в его уезде, необходимо увеличить деятельность церковноприходских школ увеличить в них преподавание Закона Божия и церковнославянской грамоты с церковным пением, чего простой народ, еще глубоко любящий церковность, весьма желает" Саратов, Спасо-Преображенская единоверческая церковь иерей Должность епархиальный священник-миссионер, законоучитель, благочинный единоверческих церквей Саратовской епархии и зав. канцелярией единоверческих дел при епископе (с 1911г.) Год начала1904 День начала28 Месяц начала2 Год окончания1913 День окончания26 Месяц окончания7
28 февраля 1904г. о.Матфей резолюцией Преосвященнейшего Гермогена (Долганева),
епископа Саратовского и Царицынского, по его личному усмотрению, перемещен к
Спасо-Преображенской единоверческой церкви Саратова для лучшей постановки
"богослужебного и духопросветительного дела в указанном приходе".
В 19041906гг. был законоучителем в элементарной школе г-жи Косолаповой
в г.Саратове.
Состоял законоучителем в Поздеевском приюте (школе) Саратова, а с 12 апреля 1907г.
о.Матфей стал и заведующим этого приюта. Трудился в приюте бесплатно.
По распоряжению епархиального начальства и по просьбе священников о.Матфей
выезжал в разные села и города епархии вести беседы "с выдающимися раскольническими
начетчиками".
Следует заметить, что его миссионерская и просветительская деятельность не оплачивалась.
12 октября 1905г. о.Матфей был назначен сверхштатным членом миссионерского Братства
Святого Креста.
В 19051912гг. во все воскресные и праздничные дни он вел днем противосектантские,
а вечером религиозно-патриотические беседы.
В 19051906гг. при содействии и пожертвованиях церковного старосты Ф.А.Валова
и саратовского купца, а также председателя церковного попечительства
Т.Д.Тименкова в приходе были изысканы средства на полное обновление ремонт
всего Спасо-Преображенского единоверческого храма, со всею его утварью.
Как пишет о.Матфей: "Не только святой храм и ограду, а и самый приход я принял в развалинах, в расстроенном состоянии... В девять лет моего, при помощи Божией, служения, слава Богу, приход успокоен, в приходе моем тишина, мир и любовь; святой храм и ограда в достойном их святости благолепии".
8 января 1911г. о.Матфей стал благочинным единоверческих церквей Саратовской
епархии (кроме Саратова) и заведующим канцелярией единоверческих дел
при Саратовском епископе.
А с 11 декабря 1911г. в его ведении стали находиться и единоверческие храмы
Саратова.
Преосвященнейший Гермоген (Долганев) горячо поддерживал патриотические движения.
30 мая 1907г., по инициативе Преосвященнейшего Гермогена (Долганева) была
создана саратовская правомонархическая организация
"Православный Всероссийский братский Союз Русского народа".
Почетным его председателем стал епископ Гермоген, а протоиерей Матфей
стал председателем Главного губернского совета этой организации.
К декабрю 1907г. насчитывалось до 7025 членов Союза, число его отделений
по Саратовской губернии к весне 1910г. доходило до 47.
Своей целью Союз определял "религиозно-нравственное просвещение русского народа,
развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских
людей всех сословий.
Устав исходил из позиции превращения Церкви в лидера "народного ополчения
в борьбе за веру".
В 19071911 годах владыка Гермоген и его ближайшие сотрудники по Союзу, в том числе
о.Матфей, провели несколько крупных публичных выступлений против современных
им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем
наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л.Н.Толстого.
Союз был закрыт 6 апреля 1913г. решением саратовского губернского
по делам об обществах присутствия после того, как его почетный
председатель епископ Гермоген был уволен от должности епархиального
архиерея и выслан в Жировицкий монастырь.
В связи с внезапным отстранением от Саратовской кафедры епископа
Гермогена и назначением на нее в 1912г. епископа Алексия (Дородницына)
в судьбе многих пастырей, в том числе о.Матфея, произошли перемены.
Согласно прошению прихожан, недовольных деятельностью о.Матфея как
единоверческого священника, он 1 мая 1913г. перестал быть единоверческим
благочинным и удалился от должности священника единоверческой церкви.
О.Матфей писал по этому поводу архиерею: "Я же ничего не предпринимаю со своей стороны, переношу все с терпением и молитвою за обидчиков. Для успокоения себя, читаю жития св.угодников Божиих и усердно прошу святых Божиих молитвами своими утвердить меня в спасительном терпении" Саратов, Ново-Никольская церковь иерей Должность законоучитель Год начала1913 День начала26 Месяц начала7 Год окончания1914
26 июля 1913г. резолюцией епископа Алексия (Дородницына) о.Матфей Карманов
был перемещен на священническое место к Ново-Никольской церкви Саратова и
6 сентября 1913г. утвержден законоучителем церковноприходской школы при
храме.
Содержания от казны о.Матфей не получал, он пользовался только братским
кружечным доходом.
По данным на 1913г., у о.Матфея с супругой Анной Ивановной было четверо детей:
Георгий (род.18.08.1891г.), окончивший курс Саратовской Духовной Семинарии и
ставший впоследствии священником, Александр (род.23.02.1894г.), учившийся
в семинарии, Зинаида (род.11.10.1897г.), ученица Саратовской Министерской
гимназии г-жи Куфельд, Елизавета (род.05.09.1902г.), также обучавшаяся в гимназии.
В семье жила также теща о.Матфея Параскева Ивановна Слепышева.
В 1914г. о.Матфей был переведен в Хвалынск Саратовская о., г.Хвалынск священник Год начала1914 Год окончания1922
Семья о.Матфея поселилась на улице, которая позже стала носить имя художника
Петрова-Водкина, в доме N 36.
В годы Гражданской войны отец Матфей укрывал и белых, и красных
Как служитель культа, Матфей Карманов оказался в категории лишенцев:
был лишен избирательных прав, продуктовых карточек, обложен повышенным налогом Саратовская о., г.Хвалынск священник обн. Год начала1922 Год окончания1922
По воспоминаниям С.Самуиловой в смутное время 1922г., когда инспирированное
большевиками ВЦУ лживо заявляло о передачи ему церковной власти Патриархом Тихоном,
о.Матфей примкнул было к "Живой Церкви", но быстро покаялся и исправил свою ошибку Саратовская о., г.Хвалынск священник Год начала1922
Саратовская губ., г.Хвалынск
В этот период он неоднократно подвергался арестам, но его освобождали
благодаря заступничеству одного советского начальника, которого он спас
во время Гражданской войны.
Саратовская о., г.Хвалынск, Казанский собор протоиерей Должность настоятель Год окончания1929
В соборе о.Матфей организовал сестричество, которое, в частности, занималось
уборкой храма. При храме также была библиотека с церковной литературой,
которая распространялась среди прихожан, устраивались чтения.
Первоначально сестричество возглавляла учительница Ксения Дмитриевна Петрова.
К 1929г. в сестричестве состояло около 15 человек, возглавляемых выборной
руководительницей Верой Александровной Агальцевой.
Известно, что о.Матфей оказывал материальную поддержку "раскулаченным" крестьянам
Саратовская о., г.Хвалынск Год ареста1929 День ареста30 Месяц ареста8 Обвинение при аресте"антисоветская агитация"
30 августа 1929г. протоиерей Матфей Карманов был арестован Вольским окружным
отделом ОГПУ и заключен в Вольский исправтруддом по подозрению в том, что он
"выражал недовольство политикой соввласти и в связи с этим проводил антисоветскую агитацию"
Поводом для ареста послужил донос о том, что "на Пасху 1929г. о.Матфей
в частном разговоре рассказал случай, произошедший с одним комсомольцем;
последний оказался в больнице Хвалынска из-за того, что они вместе
с товарищами-комсомольцами решили расстрелять икону, и одна пуля, срикошетив,
попала в стрелявшего". Также в доносе содержались
сведения о том, что "члены сестричества поддерживают религию"
././1929 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговориз-под стражи освободить, дело прекратить за недостаточностью улик
4 октября 1929г. о.Матфею было предъявлено обвинение, и, по
просьбе помощника уполномоченного ВО ОГПУ, поскольку "большая часть
свидетелей по данному делу проживают не в пределах Вольского округа",
срок следствия продлили.
Вскоре, однако, дело за недостаточностью улик было прекращено, и
протоиерей Матфей был освобожден
Саратовская о., г.Хвалынск, Казанский собор протоиерей Должность настоятель Год начала1929 Год окончания1930
После освобождения о.Матфей вернулся к служению в Казанском соборе.
Постановлением Секретариата ВЦИК от 15 декабря 1929г. "право регулирования
колокольного звона" предоставлялось горсоветам и райисполкомам.
6 апреля 1930г. по инициативе о.Матфея после утренней Божественной литургии
православные христиане Хвалынска из приходов Казанского и Крестовоздвиженского
храмов (по данным ОГПУ, 500 человек) прибыли к горсовету с просьбой
разрешить в городе колокольный звон на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Были собраны подписи многих горожан с просьбой об отмене запрета и возвращении
звона.
Поход к горсовету результата не дал, звонить не разрешили.
О.Матфей удержал свою паству от нарушения распоряжения власти: многие
предлагали звонить, невзирая на запрет.
Однако это народное волеизъявление не осталось без последствий.
1 августа 1930г. состоялся обыск в Казанском соборе у казначея причта диакона
Иоанна Александрова, и были обнаружены серебряные и медные монеты,
принадлежавшие духовенству Казанского собора, в сумме 39 руб. 49 коп.
В этот же день был совершен обыск у казначея собора Григория Степановича Рауткина,
у которого были обнаружены монеты разного достоинства в сумме 192 руб. 86 коп.
Эти суммы и стали значимым поводом для обвинения в "удержании денег в храме",
то есть в "сознательном недопущении их в государственный оборот".
Но этим обвинение не ограничилось.
Председатель хвалынского колхоза, допрошенный в качестве свидетеля, указал
на священника как главного виновника колхозных бед: "... В хвалынском колхозе религиозников слишком много, и вот подобной накачкой т.е. восстановлением Кармановым темной религиозной верующей массы против соввласти и коммунизма он действительно влияет на строительство соввласти и на колхозное строительство. Пример и повод к этому следующий: как религиозный праздник то масса не выходит на работу, а идут в соборную церковь, где и является служитель религиозных обрядов некий Карманов...".
По делу в качестве обвиняемых, помимо протоиерея Матфея, были привлечены еще
двое: казначей собора Григорий Степанович Рауткин и другой казначей храма,
Дмитрий Яковлевич Разуваев
Саратовская о., г.Хвалынск Год ареста1930 День ареста6 Месяц ареста8 Обвинение при аресте"антисоветская агитация"
6 августа 1930г. все трое о.Матфей, Г.С.Рауткин и Д.Я.Разуваев были арестованы
и заключены в Вольский исправтруддом
тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 19/12/1930 Обвинение"антисоветская агитация, организация контрреволюционного "сестричества", организация массовок женщин против закрытия церквей, связь с раскулаченными, сокрытие разменной монеты" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Дело Д.4083.
6 августа 1930г. арестованным было предъявлено обвинение по ст.5810 УК РСФСР.
Помощник уполномоченного Вольского окружного отдела ОГПУ, рассмотрев дело,
нашел: "Означенные гр-не изобличаются в том, что они по предварительному между собой сговору совершали контрреволюционные вредительские действия, т.е.: Карманов занимался организацией сектантства "сестричества", был организатором массовки женщин во время проведения закрытия церквей, имеет тесную связь с раскулаченными, проводит среди них вредительство в колхозе г.Хвалынск. Как руководитель соборной церкви, Карманов способствовал сокрытию мелкой серебряной и медной монеты от оборота. Разуваев и Рауткин, как пособники Карманова, активно принимали участие в содеянном выше".
В августе 1930 года состоялся единственный допрос о.Матфея, касавшийся
только наличия мелких денег в храме. Отвергая обвинение в злом умысле,
о.Матфей, недоумевая, сказал: "Если бы были мной замечены те или иные недоразумения, то во всяком разе я бы со своей стороны принял соответствующие меры, как настоятель собора".
10 августа 1930г. уполномоченный Вольского ОО ОГПУ, рассмотрев дело, нашел,
что "материалы следствия вполне устанавливают факт содеянного преступления",
и постановил: "Следствие по делу считать законченным".
11 сентября 1930г. было составлено обвинительное заключение: "Из поступивших сведений в Вольский Горотдел ОГПУ стало известно, что граждане Карманов, Рауткин и Разуваев среди верующих религиозного культа ведут антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Соввласти, организовали кружки религиозных женщин, под названием "уборщиц церкви", через которых проводили свою контрреволюционную деятельность и подготовляли, а затем и руководили антисоветскими массовками, организовали денежную помощь раскулаченному элементу, в целях вербовки такового в контрреволюционную группировку умышленно и в явных целях подрыва денежного обращения удерживали в церкви мелкую разменную монету с заведомой целью не выпустить ее в обращение на рынок... В моменты колхозного строительства и проводимых хозяйственно-политических кампаний в г.Хвалынске и его районе, группа религиозников, во главе с настоятелем собора попом Кармановым, объединенная между собой по своему прошлому и а/с убеждениям общностью интересов, повели систематическую антисоветскую деятельность среди прихожан-религиозников, направленную против партии и соввласти".
Отца Матфея обвиняли в том, что он "выступал в проповедях против партии и
советской власти", в том, что он "готовил приход к контрреволюционным
выступлениям", "вербуя около себя актив единомышленников в лице
казначея соборной церкви Рауткина Григория Степановича, через которого
свою контрреволюционную деятельность перебрасывает в более крупный
приход Крестовоздвиженской церкви".
Ни один из подследственных, в том числе о.Матфей, никакой вины за собой
не признал.
Дело в отношении обвиняемых было направлено в Особую тройку ПП ОГПУ для
внесудебного разбирательства.
На заседании тройки ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю, протокол N 77,
от 19 декабря 1930г. о.Матфей и Г.С.Рауткин были приговорены к расстрелу.
Третий проходивший по делу, Д.Я.Разуваев, был приговорен к 5 годам ИТЛ
Саратовская о., г.Вольск, Исправтруддом Год начала1930 День начала6 Месяц начала8 Год окончания1930 День окончания30 Месяц окончания12
Кончина
1930 День30 Месяц12 расстрел МестоСаратовская о., г.Вольск
30 декабря 1830г. о.Матфей и Г.С.Рауткин были расстреляны на окраине г.Хвалынска.
Сын о.Матфея священник Георгий Карманов служил в церкви села Малая Федоровка,
а когда храм был закрыт, некоторое время оставался счетоводом в этом селе.
К нему в Федоровку приезжал один из трех расстреливавших о.Матфея.
Он рассказал, что во время казни старец-священник молился и благословлял
своих палачей.
После расстрела о.Матфея богослужение в Казанском соборе Хвалынска совершалось
менее года, в ноябре 1931г. собор был закрыт, в 1936г. был сброшен огромный
соборный колокол, а в следующем году храм был разобран на кирпичи