Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Полянский Михаил Васильевич Год рождения1867 Месяц рождения11 Место рожденияКалужская губ., Мосальский у., с.Вязичня протоиерей
Родился в семье сельского псаломщика ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1922г.]
[с 1922г.]
Калужская губ., Мосальский у., с.Вязичня священник Калужская епархия протоиерей Должность уездный наблюдатель церковно-приходских школ Год начала1915 Год окончания1917 Калужская губ., г.Мосальск, городской собор протоиерей Год начала1917 Год окончания1919
././1919 Приговор5 лет лишения свободы
В сентябре 1919г. был взят в качестве заложника и заключен под стражу.
Было собрано более 50 подписей учащихся, в которых говорилось, что о.Михаил
никакой контрреволюционной деятельностью не занимался и не оказывал на них
никакого политического давления и говорил только о добрых отношениях
между людьми
Калуга, Дом предварительного заключения Год начала1919 Год окончания1921 Калужская губ., концлагерь Год начала1921 Месяц начала10 Год окончания1922 Месяц окончания11
Был помещен в концлагерь по обвинению в причастности к взрыву в Леотьевском
переулке в г.Мосальске. В лагере пробыл 25 месяцев, где работал бухгалтером,
был освобожден досрочно
Западная о. (ныне Калужская о.), г.Мосальск, городской собор протоиерей Должность настоятель, член благочиннического совета Год начала1922 Год окончания1930
Некоторое время после ареста епископа Феодора (Маковецкого) поминал
обновленческого епископа Владимира, но потом от обновленцев отошел.
Одновренно работал бухгалтером Управления Отдела Здравоохранения
Калужская о., г.Мосальск, ул.Троицкая, 11 Год ареста1930 День ареста27 Месяц ареста3 Обвинение при аресте"активный участник нелегальной контрреволюционной церковническо-кулацкой повстанческой организации"
В обвинительном заключении была дана на о.Михаила следующая характеристика:
"Полянский Михаил настоятель Мосальского собора, черносотенец-монархист,
в прошлом видный деятель Союза Михаила Архангела, за активную деятельность в
котором был выдвинут на пост наблюдателя школ. В 1920г. за причастность к
взрыву в Леонтьевском переулке заключен в концлагерь на 2 года.
Идеолог черносотенного духовенства и реакционной части населения. В этих
кругах пользуется популярностью и авторитетом. В 1920г. при заключении
Полянского в концлагерь член организации Коростылев неоднократно говорил:
"жаль Полянского" это страдалец за веру и царя". Полянский имел брата
выдающегося миссионера, проживающего в Москве (ныне арестован), получал от
последнего а/с проповеди и в частных беседах Полянский тонко умел выразить
и поддержать скрытые надежды всех бывших [людей] о скорой гибели этой власти,
постоянно вел а/с разговоры, обрабатывал верующих против сов.власти:
"соввласть есть власть антихриста и ниспослана нам как тяжкое испытание, но
не долго сатана будет издеваться и править нами, этой власти наступит
конец, а мы как христиане должны ускорить ее гибель". Произведенным по сему
делу предварительным следствием установлено, что еще в 1922г. при изъятии
церковных ценностей, организация развернула свою деятельность по подготовке
восстания с призывом к населению, восстать как один на защиту поруганной
церкви и какой бы только крови не стоило, ценностей не сдавать. Вся работа
по подготовке бунта проводилась под руководством бывшего в тот период
епископа Феодора и при активном участии протоиерея Полянского, священника
Покровского, Орлова, Чернышева, Коростылева, Воронкова, Булычева, Ипатова и
Богданова. Одновременно с выпуском воззвания члены организации были
направлены по церквям Мосальского уезда с директивами принять срочные меры
противодействия изъятию церковных ценностей. Причем епископ Феодор выбыл в
Спас-Деменский у., передал руководство действий в Мосальске Полянскому,
Чернышеву, Орлову с наказом, если потребуется пролейте кровь, но ценностей
не сдавайте... В момент изъятия церковных ценностей Полянским и Чернышевым
был отдан приказ бить в набат, что служило началом восстания.
Спровоцированные толпы верующих окружили собор с криками: "Долой грабителей!
Бей Коммунистов!" Военный гарнизон был вынужден выставить пулеметы и силой
рассеять толпу. Такую же работу противодействия организация вела и в
районах, в селе Васильевском... для изъятия церковных ценностей пять раз
направлялся отряд, постоянно получая вооруженное сопротивление. За
организацию бунта были привлечены к ответственности епископ Феодор и
священник Маркевич, остальные участники мятежа остались в стороне,
продолжая свою к/р деятельность... "В 1929г. в период хлебозаготовок, когда
был поставлен вопрос об использовании Мосальского собора временно под
ссыпку хлеба, организация решила собор не отдавать и спровоцировать на это
верующих по опыту 1922г. на бунт против соввласти. Перед закрытием, в
соборе было проведено нелегальное собрание, где обсуждались меры
противодействия. По домам верующих были направлены агитаторы с призывом
защиты Божьего храма, в последнюю службу епископ Стефан (Виноградов), так и
Полянский в своих выступлениях по вопросу об изъятии собора говорили, что
соввласть в своих выступлениях надругается над религией и издевается над
чувствами верующих. Полянский говорил: "Большевики грабят народ, ободрали
крестьян, берут последний хлеб, и думают его ссыпать в церквях, нужно
церквей не давать, эта власть послана нам за наши грехи, нам особенно нужно
молиться и просить Бога, о ниспослании милости скорейшего изгнания
большевиков..." Он же говорил: "Беседа митрополита Сергия с иностранными
корреспондентами объявленная выдумка большевиков, я знаю лично Сергия и все
написанное ложь, поэтому верующие должны понять, что большевики над Сергием
издеваются, за границей пишут верно: в России религия преследуется,
служителей религиозного культа бросают в тюрьмы лишь за то, что они не
снимают сана и не отказываются от своей работы". В результате следствия
о.Михаилу было предъявлено обвинение в том, что протоиерей Полянский
"Являлся идеологом и непосредственным руководителем к/р организации,
активно вел работу направленную на борьбу с советской властью, проводимыми
ее хозяйственными и политическими мероприятиям. Вел работу по подготовке
восстания против соввласти а/с агитацию". В предъявленном обвинении
о.Михалил виновным себя не признал, показав, что "идеологом и руководителем
к/р организации не был, никакой к/р деятельности не вел, а/с идей не
распространял, священник Аралин бывал у него по личным делам".
Западная о. (ныне Калужская о.), г.Мещевск, дом предварительного заключения Год начала1930 Год окончания1930 Месяц окончания8
Во время следствия содержался в Мещевском домзаке Северный край Год начала1930
Дальнейшая судьба неизвестна