Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодОсуждения 1919 Дела oek.42 => oek.42 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Служение
      Пермская губ., Камышловский у., пос.Каменский завод, Каменский Преображенский женский монастырь 
      священник 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1919 
      Месяц окончания 9 
      В 1918–1919г. на территории Камышловского уезда шла жестокая гражданская война,
      происходили разрушения храмов, избиения священнослужителей, убийства мирных жителей.
      О.Николай благословил своего сына служить в Белой армии.
      В проповедях он продолжал призывать прихожан к стойкости в вере, к спасению детей
      от безбожия, к укреплению нравственных основ жизни.
      Из доносов на о.Николая [Зв1]:
         
      "...Прошу обратить особое внимание на монастырского священника Н.Бирюкова,
          который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе
          и присутствовать на митингах отказывается... О последствиях прошу уведомить
          Политотдел 21 дивизии... ".
         "...Сегодня мне удалось услышать от граждан Каменского Завода, бывших на
         богослужении, что священник монастыря (как его фамилия, я не знаю) читал
         проповедь антисоветского характера, что недопустимо. А потому, стоя на страже
         интересов трудящихся, прошу Ревком принять против этого меры пресечения... "
    Аресты
      Пермская губ., Камышловский у., пос.Каменский завод 
      Год ареста 1919 
      День ареста 10 
      Месяц ареста 8 
      10 августа о.Николай был арестован органами ЧК.
      В тот же день на квартире его был произведен обыск, в результате которого была
      обнаружена его личная переписка. Было найдено письмо к сыну, служившему в
      Белой армии. В еще не отправленном письме к сыну о.Николай писал:
          "Здравствуй, милый! Как здравствуешь и бьешь ли краснотряпичников, воров и
          жуликов? Я слышал, ты берешь на поруки незнакомых тебе лиц. Поберегись, брат!
          Милосердие — вещь хорошая и для тебя обязательная, но только там, где злодеяние
          преступника касается только тебя, тебе причиняется вред, но не там, где вред
          творится обществу, строю, государству. Припомни обличения Христа книжникам и
          фарисеям, которых Он, Всемилосердный, гневно величает змиями, порождениями
          ехидны за то, что они сбивали с пути истины весь еврейский народ...
          Он же употребляет насилие при изгнании торговцев из храма, опять таки,
          оберегая весь народ... Дай Бог тебе успеха и благополучия. Да хранит тебя Бог!"

      На основании этого письма и двух доносов было принято решение о привлечении
      о.Николая к ответственности за "погромную антисоветскую и антисемитскую агитацию".
    Осуждения
      Екатерибургская Губернская ЧК 
      ././1919 
      Обвинение "погромная антисоветская и антисемитская агитация" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Приговор был вынесен в конце августа или 1–2 сентября 1919г.
      Поводом для обвинения о.Николая в антисемитизме, кроме письма его к сыну,
      послужила его проповедь сказанная на Евангельские слова:
        "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Мф.16,6).
      После толкования и объяснения Евангельского текста о.Николай добавил:
         "Саддукеи учили, что нет воскресения из мертвых. Ныне враги народа говорят
          на митингах то же самое: нет воскресения из мертвых, нет рая и ада, нет Бога".

      В заключение батюшка предостерег своих чад о том, что не стоит посещать такие
      митинги во избежание соблазнов и искушений.
      Когда следователь на допросе попросил о.Николая объяснить, кого он подразумевает
      под врагами народа, о.Николай сообщил следующее:
          "Всех людей, которые идут против Христианской Церкви, я называю врагами народа,
           ...В своей проповеди я указывал, что враги народа не только иудеи, но все те,
           кто идет против Христианской Церкви".

      Одним из обвинений о.Николая был его отказ во время гражданской войны
      отпеть красноармейца. Свой отказ он мотивировал так:
          "Смерть его никем не засвидетельствована. Кроме того, я не приходской священник,
          а монастырский. Таковых же лиц я считаю отлученными от Церкви за те выступления,
          кощунства, избиения священников, осквернения храмов, что делали красноармейцы
          в прошлом году". При этом о.Николай сослался на решения Поместного Собора,
          поддержавшего обращение Патриарха Тихона от 19 января 1919г., призвавшего
          воюющих к покаянию:
              "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы... Властью, данной
              нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафемствуем вас!
              Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать
              с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: "измите злого
              от вас самих".

      Хотя убитый красноармеец и принадлежал по рождению к Православной церкви, но
      участие в братоубийственной междоусобице, в попрании святынь, в кровавых расправах
      подводили его под анафематствания Церковного Поместного собора. Отказавшись отпеть
      красноармейца, о.Николай не нарушил никаких канонических правил

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ