Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Томск, Троицкая (бывшая единоверческая) церковь протоиерей Год начала1956 Год окончания1965
Позже служил в Томске.
Когда о.Константин получил возможность перебраться в Томск и служить там в
храме, к нему переехала жена с младшей дочкой Татьяной.
По данным [2,С.442] служил в Троицкой церкви г.Томска в 19561965гг.,
по данным [2,С.323] в 19551965гг.
В Томске продолжал свое служение, окруженный любовью и благоговейным отношением
верующих.
Это не нравилось власть имущим, о.Константин был одним из главных объектов
для пропагандистских нападок в антирелигиозной кампании Хрущева 19501960-х гг.
Он подвергался постоянной травле со стороны властей.
Уполномоченный по делам религии так характеризует протоиерея Константина в отчете
Томскому обкому партии: "Всесторонне развитый человек... С богословским образованием... способный придать красноречивость своим проповедям... Привлекает много верующих и неверующих на свои службы... В прошлом занимался активной антисоветской деятельностью... В целях подорвать умиление верующих проповедниками и их беспорочностью".
Из воспоминаний дочери Татьяны: "Отец был для меня высшим авторитетом, хотя напрямую никогда не воспитывал. Он любил историю, литературу. Знал много стихов наизусть. Был хорошим рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Это, несомненно, повлияло на круг моего чтения и привило любовь к книгам. Самое главное атмосфера в семье Шаховских и то, как родители относились к тому или иному событию. Дома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось, даже неприятности".
Во времена хрущевских гонений на Церковь, появились священники-отреченцы, о
которых широко рассказывалось в газетах. Священника Константина Шаховского
вызвали в КГБ и предложили "снять" священный сан. Естественно, согласия
не получили, но предупредили, что это решение отразится на семье и прежде всего,
на судьбе дочери Татьяны. Дома отец Константин все рассказал.
Вопрос "или-или" не рассматривался и не обсуждался, хотя понимали
будут неприятности.
Действительно в местных газетах появился ряд клеветнических статей в адрес
томского духовенства и лично в отношении о.Константина.
Татьяну начали усиленно перевоспитывать в школе. Жена о.Константина приходила
на прием к директору и откровенно задала вопрос дадут ли дочери закончить
школу, или лучше уехать. Несмотря на напряженную обстановку, Татьяна
чувствовала себя героем, ведь она участвовала в противостоянии отца.
После окончания школы Татьяна Шаховская, как дочь священнослужителя не смогла
поступить в Томский университет, пришлось уехать в Эстонию.
Из воспоминаний Владимира Андреевича Попова (в будущем митрофорного протоиерея,
настоятеля Никольского храма в Любятове (Псков)): "С отцом Константином Шаховским я познакомился в 1961 году в городе Томске, где он жил после освобождения из спецпоселения. 3 декабря 1960г. в областной газете "Красное Знамя" (Томск) появилась большая статья "Настоящее лицо о.Константина": "В среде томского духовенства имеются... прямые враги Советской власти, например, протоиерей Константин Яковлевич Шаховской... Бежав в детстве от народного гнева в буржуазную Эстонию, он долго лелеял ненависть к советскому народу. После нападения Германии на Советский Союз он вступил в антисоветскую Православную Миссию и, пользуясь саном священника, занимался сбором данных о советских партизанах для гестапо. Палач с руками по локоть в крови, он получил заслуженное наказание десять лет исправительных лагерей, но и по сей день льет в своих проповедях антисоветский яд... ...На фактах его прошлой злобной антисоветской деятельности, как выходца из княжеского рода и главным образом, его предательской деятельности в период Отечественной войны, был показан верующим таким лицом, в котором сосредоточены самые большие пороки человека предательство...". Хотя мне был тогда 21 год, я по опыту знал цену газетных "фактов" и захотел немедленно познакомиться с этим, как я решил, наверняка порядочным человеком. Советская действительность вызывала во мне отвращение. В огромном городе у меня было два единомышленника. Втроем мы издавали рукописный журнал, где помещали свои стихи и философские опусы. Владимир Соловьев, символисты, Николай Бердяев... Я пришел в старый двухэтажный дом в ограде Свято-Троицкой церкви, нашел квартиру отца Константина и, представившись, выпалил, что я (имярек) такой же антисоветчик, как и он. Самое удивительное, что, несмотря на такое вступление, наше знакомство состоялось. Отец Константин был опытным зеком и с порога гнал многочисленных подсадных уток, досаждавших ему, а тут, несмотря на явную провокационность визитера, не только побеседовал со мной, но и предложил приходить еще. Стоит ли говорить, что меня очаровал мой новый знакомый. Это был высокий, необыкновенно стройный, уже седой мужчина с лицом, не слепленным кое-как, как все и повсюду, а выточенным тысячелетней волею породы. Рассказывая друзьям о моем визите, я восторженно перевирал, но не по существу, Пушкина: "Да Шуйские бояре, Шаховские, старинные природные князья, старинные, и Рюриковой крови!" Отец Константин оказался многосторонне сведущим человеком, и когда мы собирались втроем в его квартире, нескончаемые разговоры о литературе, лагерях, судьбе России затягивались далеко за полночь, пока, наконец, матушка Елизавета Петровна не выгоняла поздних гостей в третьем или четвертом часу ночи. Я стал все чаще бывать в его доме и мало-помалу предо мной раскрывался образ редкостного по душевной красоте и благородству, в совершенном смысле этого слова, человека...".
В 1965г. по категорическому требованию властей архиепископ Новосибирский
Павел перевел о.Константина в восточносибирский город Канск