Места проживания
Москва, Арбат, Денежный пер., 152
Год окончания 1924
День окончания 10
Месяц окончания 12
О послереволюционных годах
жизни И.В.Попова пишет С.Волков: "Пожилой мужчина, с аскетическим строгим,
худым, окаймленным небольшой бородой лицом, на первый взгляд не привлекал
внимания, и только приглядевшись, можно было увидеть в его глазах глубокую
сосредоточенность и внутреннюю силу. Последнюю он вполне мог проявить
позднее, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости
духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен, как мне
рассказывали об этом живые свидетели его подвигов. Свои лекции он читал
интересно... чувствовалось, что за его словами скрывается глубокое содержание
и прекрасное знание своей дисциплины... Позже после закрытия Академии, я не
раз бывал у него на квартире. Мы разговаривали с ним на философские темы,
однако больше о церковно-общественных вопросах современности... Он поразил
меня своей живостью и свежестью в отношении к проблемам современности... он
активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной
жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело
вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять
причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что
последует в дальнейшем... В обстановке тяжелых мучительных 19191920 годов
он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту
и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из
тогдашних писателей и мыслителей... В целом его прогноз был положительный,
хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на
последующие годы".
В 1924г. И.В.Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ
Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и
предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью.
Кроме того, св.Патриарх Тихон, как показал он на своем допросе, "думал послать
на ожидаемый 8 Вселенский Собор профессора И.В.Попова, как церковного
историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые
должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном
расколе. Попов И.В. в связи с Собором беседовал со мной всего один раз, а
может два, точно не помню. Попов занялся этой работой, но она была прервана в
связи с его арестом" [7, с.400]