Служение
Нижний Новгород, Троицкая Верхне-Посадская церковь
протоиерей
Год начала 1920
Год окончания 1925
День окончания 26
Месяц окончания 2
В 1920г. о.Михаил, получив приглашение от прихода Троицкой Верхне-Посадской церкви,
подал прошение архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому) с просьбой занять
место священника Троицкой церкви, оставшееся вакантным после смерти ее
настоятеля, протоиерея Николая Фоминского. Эта просьба его была удовлетворена.
В 1922г., когда архиепископ Евдоким возглавил обновленчество в Нижнем Новгороде,
протоиерей Михаил Пылаев стал энергичным противником обновленческого раскола,
чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.
В декабре 1924г. некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость
в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы
во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться
и обсудить, что возможно здесь сделать.
10 декабря 1924г. несколько священников собралось в квартире у протоиерея
Михаила Пылаева.
Они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических
вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен
будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся
священникам.
Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро
дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря 1924г. сообщил
в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде "организован кружок духовенства, имеющий своей
целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности
марксизма как учения и борьбы с атеизмом". С этого времени за участниками
кружка было установлено наблюдение.
Второй раз священники собрались 5 января 1925г., на этой встрече присутствовали
также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов).
Прихожанин храма, в котором служил о.Михаил, прочел присутствующим лекцию
на тему "Марксистский материализм". 15 января священники собрались на квартире
автора лекции, и он здесь прочел ее вторично.
В следующий раз священники собрались 5 февраля и была прочитана лекция
о происхождении мира. 26 февраля читались лекции на темы:
"Религия и нравственность", "Спор о Боге", "Буддизм и христианство".
Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский).
Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить
курсы для духовенства
Аресты
Нижний Новгород
Год ареста 1925
День ареста 26
Месяц ареста 2
Вечером 26 февраля 1925г. все участники апологетических лекций были арестованы
сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.
Места заключения
Нижний Новгород, тюрьма
Год начала 1925
День начала 26
Месяц начала 2
Год окончания 1925
День окончания 27
Месяц окончания 3
Из протокола допроса о.Михаила 28 февраля 1925г.:
" 10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек
духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием,
о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать
и что для этого необходимо.
Какая цель ваших собраний?
Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным
антирелигиозным движением.
Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный
нелегальный характер?
Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские
беседы не носят характера собраний".
Из показаний о.Михаила на допросе 3 марта 1925г.:
"Инициатором или побуждающим началом наших товарищеских бесед по вопросам
антирелигиозным были верующие миряне. После каждого антирелигиозного
диспута ко мне приходили верующие с вопросом, почему духовенство
не выступает на диспутах в защиту религии. Это же я слышал и от других
священников. Все это и побуждало нас собраться для беседы по означенным
вопросам. После беседы мы пришли к заключению, что духовенству нужно
выступать на диспутах в защиту религии. Никаких планов на будущее
не составлялось".
В марте 1925г. сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику
6-го отделения СО ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию
церковного кружка.
18 марта 1925г. находящиеся под стражей священнослужители написали заявление
Нижегородскому губернскому прокурору:
"Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались друг к другу. Характер
собраний был случайный, причем состав разнообразный, и некоторые из
участников аресту подвергнуты не были. За стаканом чая беседы были
разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном
безбожии и маловерии, о церковных диспутах... На всех допросах и речи
не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, допрашивавшим
был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких
оснований для 62-й статьи не было указано... О чудовищности настоящей
статьи в применении к нашему проступку мы смело можем говорить потому,
что не только на инкриминируемых собраниях, но и ранее мы никогда, ни
в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не
сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти.
Находя новые несоответствия совершенного нами проступка (случайные
беседы на религиозные темы без разрешения власти) с 62-й статьей
уголовного кодекса, а также принимая во внимание высказанное нам, что
наше дело не будет передано в губернский суд, а будет направлено в
Москву для судебного рассмотрения в Коллегии, мы просим Вас передать
наше дело в следственную часть Нижегородского губернского суда, дабы
последний мог беспристрастно рассмотреть его и вынести справедливое
решение".
27 марта 1925г. все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил
были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода