Москва, церковь свт.Николая у Соломенной Сторожки Должность певчая церковного хора Год окончания1933
С 1921 года отец Марии и Надежды Мерцаловых начал читать курс теории
пространственных механизмов на машиностроительном факультете Тимирязевской
сельскохозяйственной академии, расположенной вблизи Никольского храма у Соломенной
Сторожки.
В Никольском храме у Соломенной Сторожки с 1921г. служил о.Василий Надеждин,
духовной дочерью которого стала Мария Мерцалова.
Приход Соломенной Сторожки в основном составляла научная интеллигенция,
жители поселка при Сельскохозяйственном институте.
Группа профессоров института, в том числе и профессор Николай Мерцалов
отец Марии и Надежды Мерцаловых, обратилась к отцу Василию с просьбой заняться
христианским просвещением их детей, и батюшка, многие годы сознательно готовившийся
к пастырской деятельности, с радостью принял это предложение.
Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, из которой
составился прекрасный церковный хор; вел с духовными детьми беседы об
основах православного вероучения; посещал с ними концерты классической
музыки, разбирал литературные произведения.
Просветительской деятельностью среди молодежи занимались по его благословению и
некоторые члены общины.
Обязанности пастыря, заботы о духовных детях отец Василий ставил выше всего.
В 1920-е годы в доме Клушанцевых на Михалковской улице была устроена
своего рода начальная школа для небольшой группы детей прихожан
Никольского храма, в которой отец Василий преподавал Закон Божий и
общеобразовательные предметы.
Прихожане вспоминают, что крестный ход в день Святой Пасхи начинался
с того, что батюшка выходил из царских врат и запевал: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех..."
За ним стихиру подхватывал весь храм.
За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза,
и ему пришлось уехать на лечение в Башкирию.
По его просьбе в храме у Соломенной Сторожки в это время служил
о.Владимир Амбарцумов.
Письма, которые батюшка присылал своим духовным детям, они читали все вместе,
вслух.
По возвращении домой, 28 октября 1929 года, отец Василий был арестован и
помещен в Бутырскую тюрьму. При обыске он сумел передать матушке
письмо, обнаружение которого могло повлечь за собою арест его
духовного чада. 1 ноября на допросе заключенный дал следующие
"показания по существу дела": "...О близкой ко мне молодежи могу сказать следующее: пришла ко мне она сама. Все лица, впоследствии бывавшие у меня, были связаны между собой еще школой, где они вместе учились. Вероятно, поэтому они также всей группой и перешли ко мне. У меня в церкви эта молодежь пела в хоре. Собираясь у меня на квартире, молодежь обыкновенно пела из опер под аккомпанемент моей жены. Церковные спевки бывали в церкви. У меня на квартире духовного мы пели мало. ... Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства, равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали. ... Молодежь у меня принимает участие в церковных делах с 1921 года. Всего у меня не больше десяти человек. Пять девочек: две дочери Мерцалова (профессора) (одна из них в 1-м МГУ, по имени Мария, другая Надежда, еще не держала экзамен), две дочери бывшего торговца, теперь совслужащего Целиева Василия Ивановича, Татьяна и Клавдия (они собираются готовиться в ВУЗ), Елизавета Обыдова (учится на курсах иностранных языков). Кроме того, есть младшие девочки, учащиеся петь в хоре...".
Из воспоминаний Марии Николаевны Меркуловой о своих духовных руководителях
о.Василии Надеждине и о.Владимире Амбарцумове: "Время моей юности и ранней молодости было богато людьми не только значительными, но и исключительными. Не то, что они были многочисленны, нет, в это время их становилось все меньше и меньше, но каждый из них был светильником, озарявшим в тяжкой тьме жизненный путь людей, не забывших Бога. В ряду этих светочей был и отец Владимир. Впервые он появился у нас, когда отец Василий после продолжительной и тяжелой болезни поехал на кумыс, а церковь временно осталась без священника. По-видимому, оба они хорошо знали друг друга, имели настоящие братские отношения, позволявшие доверять своих духовных чад и прихожан друг другу. К нам отец Владимир относился доброжелательно, мягко, присматривался к нашей маленькой группке юных девушек, почти подростков, ревностно и бескорыстно исполнявших свои обязанности в церковной службе. Красивые юные голоса, стройность пения, музыкальность исполнения и крепкая дружба объединяли нас и, надо отдать справедливость, мы заметно выделялись среди своих сверстниц. В этот ранний период становления внутреннего мира юности все, что заложил в наши души отец Василий, уже давало плоды. Они прежде всего сказывались в отношении к людям, особенно к священникам. Глубокое уважение и благоговение перед служителями у Господнего престола помогали нам, несмотря на наш юный возраст, понимать значительность личности отца Владимира как пастыря... После возвращения отца Василия из отпуска по болезни отец Владимир стал бывать у нас редко, но теплые дружеские отношения этих двух настоящих христианских пастырей не прекращались..."
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 10/04/1933 Обвинение"член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, проведение антисоветской агитации" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года ссылки в Казахстан Групповое дело"Дело членов кружка христианской молодежи. Москва, 1933г."
Постановлением Президиума ЦИК от 07.07.1933 от высылки досрочно освобождена,
с правом свободного проживания по СССР, кроме Москвы и области