Рукоположение
епископ
1924
День 3
Месяц 6
Кто рукоположил епископ Андрей (Ухтомский)
Рукоположен 21 мая/3 июня 1923г. во епископа Макарьевского, викария Новгородской
епархии [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44.].
Хиротония была тайно совершена в Макарьевской пустыни православными викарными
епископами Уфимской епархии: епископом Бирским Трофимом (Якобчуком) и епископом
Аскинским Серафимом (Афанасьевым, впосл. Трофимовым).
Хиротония была совершена с благословения временно управляющего Новгородской
автокефалией епископа Крестецкого Серафима (Велицкого) по поручению епископа
Андрея (Ухтомского), в соответствии с просьбой православных Новгородской епархии.
Это событие произошло в период временного самоуправления Новгородской православной
епархии (т.н. автокефалии) с ведома и согласия епископа Крестецкого Серафима
(Велицкого) как "Временно Управляющего Новгородской епархией по благословению
Митрополита Арсения (Стадницкого)".
Епископ Серафим (Велицкий), находившийся под домашним арестом, поручил просить
о помощи в совершении тайных хиротоний находившегося в середине мая в Москве,
выпущенного из Бутырской тюрьмы для выезда в ташкентскую ссылку епископа
Андрея (Ухтомского).
Не позднее 17 мая 1923г. для встречи с епископом Андреем в Москву прибыли православные
уфимские викарии: епископ Бирский Трофим (Якобчук), бывший насельник Макарьевской пустыни, и
и епископ Аскинский Серафим (Афанасьев, он же позже Трофимов).
Немногим раньше, 15 мая епископу Андрею удалось несколько минут поговорить со
св.Патриархом Тихоном, находившимся под домашним арестом в Донском монастыре.
В ходе разговора Святейший одобрил все хиротонии, уже совершенные для Уфимской
епархии, и благословил продолжать посвящать епископов, верных православию.
Получив обращение из Новгорода (возможно, переданное игуменом Кириллом, которого
епископ Андрей знал и почитал), Преосвященный Андрей, как временно управляющий
Уфимской православной (автокефальной) епархии, благословил находившимся в Москве
уфимским викариям совершить хиротонию для Новгородской епархии, а сам выехал
в Ташкент.
В это время уфимские епископы Трофим Бирский и Серафим Аскинский уже выехали
в Новгородскую епархию, где 21 мая/3 июня 1923г. при служении в Макарьевской
пустыни рукоположили игумена Кирилла (Васильева) во епископа Макарьевского.
По сведениям, требующим подтверждения, игумен Кирилл был незадолго до хиротонии
епископом Серафимом (Велицким) возведен в сан архимандрита.
27 мая/9 июня 1923г. епископы Трофим Бирский и Кирилл Макарьевский тайно, за
ранней литургией совершили в Юрьевом монастыре, близ Новгорода, вторую хиротонию
для Новгородской автокефалии архимандрита Иоанникия (Сперанского) во епископа
Старорусского.
Узнав об освобождения Святейшего, епископ Серафим (Велицкий) в июле 1923г.
направил ему рапорт [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.316об.]:
"Православными епископами, прибывшими (из Уфимской епархии) Трофимом Бирским
и Серафимом Аскинским по согласию на поставление с ведома моего... поставлены
во епископов: Кирилл, архимандрит Макарьевской пустыни, достойный и ревностный
муж, пользующийся уважением всего окрестного населения и всего монашества,
молитвенник и поборник за веру Христову, для Макарьевской пустыни" и
архимандрит Иоанникий (Сперанский) для г.Старой Руссы;
епископ Серафим просил признать совершенные хиротонии и принять новых епископов
в общение".
Рапорт епископа Серафима доставил св.Патриарху уполномоченный духовенства и мирян
г.Новгорода игумен Сергий, наместник Новгородского Юрьева монастыря, в котором
происходила вторая хиротония.
Игумен Сергий в своем рапорте Святейшему от 11/24 июля 1923г., изложил некоторые
подробности совершенных хиротоний и подтвердил [РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.43об-44]:
"21 мая (ст.ст.) 1923г. состоялась в Макарьевской пустыни хиротония местного
игумена Кирилла во епископа Макарьевского, совершенная викарием Уфимской
епархии Трофимом с участием какого-то другого епископа,
а 27 того же мая (ст.ст.) в Юрьевском монастыре тайно, за ранней литургией,
состоялась хиротония бывшего архимандрита Антониева монастыря Иоанникия
во епископа Старорусского, совершенная названными двумя епископами Трофимом
и Кириллом, по благословению преосвященного Серафима, епископа Крестецкого".
Св.Патриарх Тихон утвердил обе хиротонии.
Исходя из вышесказанного дата хиротонии епископа Макария указана неверно в большинстве
источников:
В Православной Энциклопедии [14] неверно указано что хиротония епископа
Кирилла была совершена 4 апреля 1923г. архиепископом Андреем (Ухтомским).
Также неверны и данные [1] митр.Мануила (Лемешевского) о том, хиротония епископа Кирилла
была совершена "летом (в марте?)" епископами Андреем (Ухтомским), Михеем (Алексеевым),
бывшим Уфимским, и Ижевским Стефаном (Бехом) во епископа Любанского.
Вслед за митр.Мануилом неверные сведения приведены как в современных каталогах
архиереев РПЦ (Акты. С.977; История Русской Церкви. М., 1997. Т.9. С.745; История
иерархии. С.283), так и в отдельных исследованиях (Зеленогорский М.Л. Жизнь и
деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)).
На самом деле, правильная дата хиротонии 3 июня (н.ст.) 1924г.
Служение
Новгородская епархия
епископ
Должность епископ Макарьевский, викарий Hовгородская епархии
Год начала 1924
День начала 3
Месяц начала 6
Год окончания 1924
Епископ Кирилл проживал в Макарьевском монастыре, существовавшим под видом
с/х артели вплоть до своего ареста.
Нелегально ездил на какое-то время в Петроград, останавливаясь там у своих
многочисленных почитателей.
В июне 1924г. по подозрению в копировании, хранении и распространении
по губернии "контрреволюционных" сочинений, в том числе воззваний св.Патриарха
Тихона, Макарьевский монастырь подвергся проверке Специальной Комиссией
Губисполкома. В ходе обыска, проведенного сотрудниками Губотдела ОГПУ,
в монастырских помещениях были обнаружены:
главная опись монастырского имущества, составленная перед началом I Мировой войны;
укрытые от изъятия церковные изделия из драгоценных металлов;
тысячи экземпляров "контрреволюционных антисоветских" изданий: дореволюционная
литература, "в основном, монархического и антисемитского содержания",
сочинения прот.Иоанна Кронштадтского, воззвания Патриарха Тихона, а также
наклеенная на картон "листовка" с молитвой "Державной Богородице".
Ревизия губернского земельного отдела показала, что
сельскохозяйственная артель "Земля и труд" не была зарегистрирована
в местных органах власти и не имела прав юридического лица.
Фиктивная организация объединяла около 70-ти бывших монахов и послушников
и была создана для сохранения монастыря "до лучших времен".
Все руководство артельными делами осуществлял епископ Кирилл,
сельскими работами занималось не более трети монахов, зато к ним широко
привлекались многочисленные богомольцы
Аресты
Новгородская губ., Новгородский у., Макарьевский Воскресенский миссионерский монастырь
Год ареста 1924
День ареста 15
Месяц ареста 7
Епископа Кирилла арестовали в Макарьевском монастыре вместе с группой иноков
за "сокрытие от большевиков монастырских драгоценностей".
Всех арестованных увезли в Новгород, где и осудили
Осуждения
Новгородский Губернский суд
30/01/1925
Обвинение "использование религиозных предрассудков масс в целях возбуждения против Советской власти, сокрытие церковных ценностей"
Приговор 5 лет концлагерей
2830 января 1925г. в Новгороде прошли открытые слушания Губернского суда под
председательством А.Кошерова.
Из материалов дела (из проведенной обвинителями экспертизы):
"Обнаруженные при обыске в монастыре издания, в которых советская власть
отождествлялась с властью иудейской...
могли оказывать влияние на темные, невежественные умы... являются
сильно контрреволюционной акцией" [13].
В связи с этим суд приговорил 8 обвиняемых к лишению свободы от 1-го года до
трех лет.
Епископа Кирилла, как "вдохновителя контрреволюционной акции", приговорили
к пяти годам заключения
Места заключения
Вологодская губ., концлагерь
Год начала 1925
Год окончания 1927
В 1927г. освобожден досрочно