Рукоположение
архимандрит
1912
День 28
Месяц 6
Служение
Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария
архимандрит
Должность ректор
Год начала 1912
День начала 28
Месяц начала 6
Год окончания 1918
Месяц окончания 9
28 июня 1912г. о.Герман, с возведением в сан архимандрита, был назначен
ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп стал ректором
Московской семинарии (находившейся в то время в Москве).
Прежде всего на новом посту о.Герман затеял ремонт семинарии.
Он придавал этому, казалось бы, сугубо хозяйственному предприятию особое
значение. В 1917г. в ответном письме выпускникам-семинаристам, он писал:
"В чувстве красоты или эстетизма заключается основной тон моих настроений
Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты,
а данное мне самой природой сильнее других руководило мной и в большой,
сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной
мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое...
Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу...
и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию
другой, более совершенной красоты красоты духовной. Поэтому я глубоко
страдал, не как хозяин, а как художник и педагог, когда все это чистое и
изящное стало очень и очень скоро ломаться, заплевываться, грязниться и
разрушаться. То или иное отношение к красоте говорит об известной глубине
души... об ее чуткости к более сложным явлениям высшего порядка.
Душа, зачарованная красотой, всегда чутка, гибка и нравственно подвижна.
Обратное явление говорит об ее холодности, рассудочности, замкнутости и
черствости. Теперь вам станет понятно, почему я так странно болезненно
реагировал на всякую небрежность или неряшливость в одежде воспитанника,
в обращении его с казенными вещами и помещениями и т.п.
Человек не может жить без красоты, но он, сознательно или бессознательно
раболепствуя самодержцу-рассудку, притупляет и уничтожает в себе начало
вселенскости, всечеловеческой соборности, начало синтеза всех своих
психических и нравственных сил... то, что я называю чувством красоты...
Посмотрите, сколько волнующей душу красоты в природе, которую еще
не успел исказить человек, и как мало ее в его личной жизни.
Мы не воспитываем в себе этого чувства. Отсюда мы мало и плохо чувствуем
безобразие греха и порока и еще меньше чувствуем красоту добра и совсем
почти не понимаем высшего средоточия этой красоты, всей ее поэзии,
беспредельности и глубины красоты веры и молитвы...
Для меня богослужение высшая поэзия, совершенная, "неизреченная"
музыка, преображающая душу красота".
В отремонтированной семинарии особенно нарядным выглядело праздничное
убранство в день храмового праздника апостола Иоанна Богослова.
К этому дню семинария была украшена трудами воспитанников зеленью,
которая гирляндами расположена была по иконостасу храма.
В том же году широко отмечался важный для Вифанской семинарии юбилей
столетие со дня кончины митрополита Платона. Накануне, 10 ноября,
состоялось празднество в Спасо-Вифанском монастыре.
11 ноября Вифанская семинария торжественно отмечала у
себя юбилейную дату. Литургию, вместе с епископом Феодором и
архимандритом Германом, служили архимандрит Товия, ректор Московской
семинарии архимандрит Филипп, инспектор Казанской Академии архимандрит
Гурий и другие, был приглашен знаменитый протодиакон Константин Розов.
Семинария, как и Спасо-Вифанская обитель, отмечали "Московские церковные ведомости",
вновь украсилась гирляндами зелени и цветов.
Вообще семинарское хозяйство требовало многих забот.
Семинария насчитывала около 350-ти воспитанников, которые не только учились,
но и жили в ней. Квартиры большинства преподавателей находились при ней же.
В феврале 1914г. был начат капитальный ремонт, о котором правление семинарии
вело переписку с Синодом с 1910г. Производилась также реконструкция некоторых
помещений, устраивалась современная канализация, сооружался новый колодец с
водонапорной башней и проч. Основная часть работ была завершена в следующем
году, но и после кое-что продолжало доделываться.
В августе 1916 года по железной дороге прибыл заказанный у Оловянишниковых
колокол весом 1.25 пуда и 3 фунта...
Помимо административной работы в семинарии, отец Герман не оставлял и
преподавания Священного Писания.
Труды архимандрита Германа на посту ректора были оценены священноначалием:
24 мая 1916г. он был награжден орденом святого равноапостольного
князя Владимира четвертой степени.
Живя в Сергиевом Посаде, о.Герман посещал процветавшую в то время
Смоленскую Зосимову пустынь, где подвизались два знаменитых старца
схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий, и сблизился там с некоторыми монахами,
особенно часто посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого игуменом
Израилем его связывали особенно тесные дружеские отношения.
Часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру среди ее насельников он нашел
близких себе по духу.
Ко времени жизни в Сергиевом Посаде относится также знакомство о.Германа
с семейством Верховцевых, Верой Тимофеевной и ее дочерью Натальей Александровной,
поселившихся там в 1916г. Вера Тимофеевна была духовной дочерью о.Иоанна
Кронштадтского и оставила воспоминания о нем.
Отношение о.Германа к Вере Тимофеевне было глубоко почтительным, хотя он и
не всегда соглашался с ее суждениями.
Благодаря Вере Тимофеевне о.Герман сблизился и с митрополитом Макарием.
С Н.А.Верховцевой о.Германа соединяли глубокие дружеские чувства они были
родные по духу.
Переписка с Верховцевыми продолжалась до самого последнего ареста
епископа Германа. Письма Владыки были сохранены Натальей Александровной.
Отец Герман бывал также в семье своего брата Леонида Степановича,
находил время и для занятий со своими маленькими племянницами.
Племянница Галина Леонидовна вспоминала:
"Когда епископ Герман жил в Вифании, он брал нас с сестрой с собой
на прогулку в Платоновскую рощу. Считалось, что митрополит Платон любил
в ней гулять...
Наша семья была музыкальная, и в доме часто звучало фортепиано.
Мне навек запомнилось выражение лица Владыки во время исполнения Бетховена.
Он сосредоточенно слушал, с каким-то самоуглубленным вниманием.
Казалось, он отрешен от людей, от окружающей обстановки.
Ни у кого я не видела больше такого выражения лица...
Помню кабинет Владыки в Вифании. Большая комната, два окна.
Большой письменный стол, стоящий торцом к окну... Много книжных шкафов...
Фисгармония на другой стороне, у стены...
Играл Владыка не учась, по слуху. У него был хороший голос, и он пел
за церковными службами.
Еще осталась в памяти молельня. Это небольшая комната, вся увешанная иконами,
среди которых были старинные, несколько икон современного художника,
который расписывал академическую церковь в Сергиевом Посаде.
В молельне стоял аналой, пахло ладаном и горели лампады, было уютно и
строго, как в церкви".
В июле-августе 1915г., во время семинарских каникул, по распоряжению
св.Синода, архимандрит Герман служил священником в Могилевской военно-местной церкви.
Весной и летом 1917 года, с 1 апреля по 10 августа, отец Герман, уже
не по предложению Синода, а по своему личному побуждению, отправился
как священник в действующую армию. Там он получил письмо выпускников,
наставником которых, инспектором и ректором, он был в течение шести лет и
прочитал слова, которые явились для него великой наградой за его
самоотверженное служение в семинарии:
"Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет,
в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании.
...Мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя
и управителя (ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей
деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью
и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.
Любовь к юношеству и забота о нем диктовалась Вам этими заветами, а
также и Вашим юношески искренним и добрым характером.
Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей
полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь,
не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей
постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других
наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем
просить Ваших советов, Ваших молитв. Некоторые из нас никогда не
забудут того светлого настроения, которое мы выносили в великие
праздники из храма нашего Апостола Покровителя.
Именно Вы сообщали службе церковной светлую праздничность, ту торжественность,
которая поднимает молитвенное настроение".
Вернувшись с фронта, о.Герман продолжил свое прежнее служение.
Над семинарией, в которую им было вложено столько любви и молодых сил, нависала
угроза закрытия.
17.01.1918г. о.Герман был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии,
но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
Вифанская семинария была закрыта в сентябре 1918г. и до последних
дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором
Москва, Данилов монастырь
архимандрит
Год начала 1918
Месяц начала 9
Год окончания 1919
День окончания 13
Месяц окончания 9
После закрытия Вифанской Духовной Семинарии о.Герман уехал в Москву и поселился
в Даниловом монастыре, настоятелем которого с мая 1917г. был издавна знакомый
ему и уважаемый епископ (позже архиепископ) Феодор (Поздеевский),
один из самых стойких противников компромиссов с Советской властью.
В Даниловском монастыре тогда собралась группа епископов, разделявших такие
взгляды.
К 1918г. относится его участие, совместно с епископом Феодором (Поздеевским)
в работе над одним из лучших акафистов, появившихся в XX веке, акафистом
преп.Даниилу, Великому князю Московскому.
Первые семь кондаков и икосов были ранее написаны неизвестным автором.
По-видимому, о.Германом составлена заключительная часть, начиная с восьмого
кондака.
Епископу Феодору, по его собственному свидетельству, принадлежит редакторская
правка, главным образом с целью сокращения.
К этому же времени или немного раньше относится начало окормления
Владыки у о.Алексия Мечева, о чем имеется свидетельство близкой к о.Алексию
Марии Тимофеевой (впоследствии монахини Марии), помнила епископа Германа
в маросейском храме и другая духовная дочь о.Алексея, Павла Федоровна Хватова
Награды
орден св.кн.Владимира IV степени
Год награждения 1916
День 24
Месяц 5
Кем награжден Государь Император Николай II