Служение
Таврическая епархия
епископ
Должность епископ Ялтинский, викарий Таврической епархии
Год начала 1923
Год окончания 1923
Уволен на покой
Вологодская епархия
епископ
Должность епископ Вологодский (?)
Год начала 1923
3/16 августа 1923г. отслужил первую литургию в Вологде.
14/27 сентября уехал из Вологды
Владимир
епископ
Вологодская губ., г.Великий Устюг
епископ
Москва
епископ
Год окончания 1925
12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти
митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)
Места проживания
Харьков
Год начала 1925
Проживал в Харькове без права выезда с весны 1925г.
С начала 1928г. состоял в "иосифлянской" оппозиции митрополиту Сергию.
В феврале и мае 1928г. написал в подпольной церковной
литературе два письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго
послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском
православии". Возглавлял около 40 "иосифлянских" приходов в Харьковском,
Сумском и Днепропетровском округах
Аресты
Харьков
В 19231931гг. неоднократно подвергался арестамХарьков
Год ареста 1931
День ареста 17
Месяц ареста 1
Арестован по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников,
именовавшей себя "Истинно-Православной церковью".
Из обвинительного заключения по делу:
"В июле 1927г. митрополит Сергий Страгородский декларировал лояльное
отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели
в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви"
и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927-начале 1928г. в
новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название
"Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в
отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти
элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой
против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели
монархическую пропаганду, и к 1929г. группировка оформилась в подпольную к/р
организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества
и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных
элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация
охватывала весь СССР центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве,
Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была
налажена связь". [Д2, ЛЛ.1,2.]
"Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация
практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый
фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р
направлении". [Д2, Л.11]
Обвиняемый Толмачев Николай, член Сталинской к/р группы, показал на следствии:
"В 1927г. я получил от еп. Павла Кратирова в Харькове предложение организовать
подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской
местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой
жесточайшей борьбы против соввласти..." [Д2, Л.11]
Осуждения
Коллегия ОГПУ
02/01/1932
Обвинение "организатор и руководитель украинского филиала к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины"
Статья ст.5410,5411 УК УССР
Приговор 10 лет концлагерей
Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий, будущий игумен Иоанн и другие священнослужители и монашество.
Всего по делу проходило 136 человек.
Из материалов дела:
"Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял
к/р литературу". [Д1, Л.26.]
Из материалов дела:
"В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого
Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую
установку:
"...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать
существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять
воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных
им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей?
А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными
служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?"
"Сообразуясь с моей точкой зрения на обязанности честного служителя Церкви
в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек
действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее
работе на каждом шагу..." [Д2, Л.12.]
Виновным себя признал частично
Места заключения
Харьков, тюрьма
Год начала 1931
Год окончания 1932
День окончания 5
Месяц окончания 1