Служение
Черниговская губ. (Брянская о.), г.Стародуб, Иоанно-Предтеченская церковь
епископ
Год начала 1928
Месяц начала 12
Год окончания 1929
День окончания 27
Месяц окончания 11
С конца 1928г. проживал в г.Стародуб, служил в Иоанно-Предтеченской церкви.
В апреле 1929г., получив распоряжение митрополита Сергия о предоставлении
духовенством органам власти сведений о церковных общинах, прекратил его
поминовение.
В мае 1929г. епископ Дамаскин обратился к митрополиту Сергию с письмом, в котором
обвинил его в том, что принятие его Декларации означает отказ от достоинства и
внутренней свободы Церкви. Епископ Дамаскин призвал митрополита Сергия
"далеко отшвырнуть от себя Декларацию, раз она производит такое возмущение среди
верующих, раз она вызвала уже такие разделения".
Тогда же, в мае 1929г. получил приглашение от Ленинградского митрополита Серафима
(Чичагова) быть его помощником, но от этого предложения отказался.
По мнению епископа Дамаскина, митрополит Сергий не имел канонических прав на
издание Декларации без согласия епископата и благословения Патриаршего
местоблюстителя.
Летом 1929г., с помощью диакона Кирилла Цокота, монахини Ирины (Буровой) и др.
организовал передачу посылки находящемуся в ссылке в пос.Хэ Обдорского
района Тобольского округа Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту
Петру (Полянскому). В переданном митрополиту Петру письме епископ Дамаскин просил
ответов на многие вопросы церковной жизни, в частности, о границах полномочий
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Кроме того, он передал митрополиту Петру копии переписки митрополита
Кирилла (Смирнова) с митрополитом Сергием, а также письма других
архиереев, выражавших свои суждения относительно июльской Декларации 1927г.
Хотя митрополит Петр не дал тогда письменного ответа о своем отношении к происходящим
в Церкви событиям, епископ Дамаскин утверждал, что на словах Местоблюститель
осудил действия своего заместителя.
14 октября 1929г. епископ Дамаскин написал 2-е письмо митрополиту Сергию,
в котором заявил, что разрывает с ним литургическое общение.
Епископ Дамаскин поддерживал связи с Даниловской группой и другими "непоминающими",
но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митрополиту Сергию.
Заботясь о церковном единстве, епископ Дамаскин заявлял, что до получения
разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя продолжает оставаться в Церкви
"сдерживающим началом".
Епископ Дамаскин не поддерживал распространенных среди крайних противников
митрополита Сергия мнений считать его лишенным благодатности священнодействия.
Для того, чтобы Церкви стала известна суть его разногласий с митрополитом Сергием,
в конце 1920-х начале 1930-х гг. епископ Дамаскин написал в общей сложности
около 150 посланий и разослал их по стране. Он противопоставлял понятию Церкви
как административной структуры,
нуждающейся в государственной "легализации", Церковь как "Богоучрежденный
и таинственный союз всех верующих во Христа".
Он часто говорил о "наступлении последних времен" для Церкви, когда внешнее
великолепие храмов потеряет свое значение, и для сохранения неповрежденной
святости и чистоты веры нужно уйти в "катакомбы", в "пустыни"
Аресты
Западная (ныне Брянская) о., г.Стародуб
Год ареста 1929
День ареста 27
Месяц ареста 11
Осуждения
Коллегия ОГПУ СССР по Западной обл.
28/05/1930
Обвинение "контрреволюционная оппозиция митрополиту Сергию, руководитель церковной к/р группировки"
Приговор 10 лет концлагерей
Групповое дело "дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1930г."
В обвинительном заключении "группировке", руководимой епископом Дамаскином
(Цедриком), приписывалось две задачи:
1)"Организация активного противодействия мероприятиям Соввласти,
направленным против церкви"
2)"Подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)"
На следствии опроверг доносы об организации им "конспиративных контрреволюционных
собраний".
В письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул неполитический характер "Истинного
Православного" течения в Церкви:
"Не желая служить орудием Ваших партийных целей, оно в то же время не
желает быть и политическим орудием, представляя себе духовно-нравственные
цели превыше всяких иных".
Говоря о бесперспективности государственной борьбы с Церковью, епископ Дамаскин
указывал следователям:
"Невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека"
Места заключения
Смоленск, тюрьма
Год начала 1929
Месяц начала 11
Год окончания 1930
Месяц окончания 5
Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер
Год начала 1930
Месяц начала 6
Год окончания 1933
Месяц окончания 11
Освобожден из Соловецкого лагеря в конце ноября 1933г. как полный инвалид.
Поехал в Херсон