Места проживания
Кутаисская губ., Сухумский у. (Абхазия, Гудаутский р.), Новый Афон
Год начала 1927
Месяц начала 2
Год окончания 1927
Владыка Аркадий уехал в район закрытого в 1924г. Ново-Афонского Симоно-Кананитского
монастыря в Абхазии, жил в горах в скитах, встречался с подвижниками-монахами,
которые скрывались в то время в пропастях и ущельях Кавказских хребтов.
После известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) владыка Аркадий
находился в тайной оппозиции митрополиту Сергию. Он критично отнесся к Декларации митрополита
Сергия, но оставался в его юрисдикции.
Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами
"Мечевского" центра умеренной оппозиции при храме свт.Николая на Маросейке
в Москве, настоятелем которого после о.Алексия Мечева стал его сын о.Сергий Мечев.
Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его,
подавали прошения об увольнении на покой: воздерживались от возношения его имени
за богослужениями.
Епископ Аркадий был участником "Кочующего Собора" ИПЦ. Под канонами Собора записано от его имени:
"Согласился, но подписать отказался".
Продолжая жить на Кавказе и понимая, что он находится в розыске
и в любую минуту может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию,
чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи.
Несмотря на то, что ему пришлось вести полулегальный образ жизни, Владыка
продолжал поддерживать тесную связь и частую переписку с духовенством Полтавской епархии.
Один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом,
в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту
Сергию из-за Декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию.
В ответном письме Владыка высказал свою точку зрения на настоящие события и
и попытался убедить священника в ошибочности его взглядов, грозящих церковным
расколом.
Это письмо, без разрешения Владыки, было в несколько переделанном виде
выпущено как "Послание Владыки Аркадия к Лубненской пастве", получив широкое
распространение на Украине:
"... И так положение Церкви тяжелое. Но как быть нам? Можем
ли мы подчиняться тем первоиерархам, которые стали на опасный
путь, ведущий Церковь Христову к новым великим страданиям?
Прежде всего нужно хорошо уяснить себе то обстоятельство, что для
Церкви Христовой не может быть большего зла, как раскол.
Никакие гонения и насилия не могут нанести Церкви такой раны, как
раскол. Раскол это вечно ноющая, вечно мучащая Церковь рана.
И горе тому, кто ее нанесет Телу Христову. Не даром св. Отцы говорили,
что грех раскола не смывается даже мученическою кровью.
Посему на церковный раскол с душевной болью можно идти тогда только,
когда испробованы уже все иные пути и средства спасения верующих.
Итак, мы ни в коем случае не можем чинить раскола.
Мы должны стоять на страже чистого Православия и прилагать все
возможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно
или бессознательно ведет Российскую Церковь к новому расколу.
Мы не совершим раскола, но если увидим и уже видим и свидетельствуем,
что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух Православия;
"легализованная Церковь" превращается в один из отделов "СОЧИ"
(секретно особая часть при ГПУ); пастыри связываются неприемлемыми
их совестью требованиями тогда с сердцем, облитым кровью и
слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать:
"Архипастыри и пастыри: мы отходим от вас, ибо вы уже отошли
от правды Божией, вы создали новое направление в Церкви Божией...
От этого нового направления от этого раскола, мы и уходим.
Грех же раскола лежит на вас".
Но вы спросите: как же все это можно провести на деле?
Кто должен взять на себя почин? Может ли это сделать
каждый христианин? Когда и кто правомочен объявить верующим, что
настал час разрыва с первоиерархом?
Осуждать еретиков правомочна одна только Церковь.
"Если Церковь преслушает, да будет же тебе яко язычник и мытарь" Мф.18,17.
Выразителем же воли церковной является Собор.
Но как быть в то время, когда Собору нельзя собраться?
Тогда суждение по поводу того или иного церковного явления
произносят епископы. Их же суждения не есть еще окончательный приговор,
но есть авторитетнейший голос в Церкви; они являются стражами Церкви и
ими в междоусобный период управляется Христова Церковь.
Следовательно и в настоящем деле, почин и решение принадлежат
епископату...
Епископы, видя нарушение духа и буквы канонов, в одиночку или
группами, должны посылать свои протесты митр. Сергию, моля его свернуть
с неправого пути.
Если эти протесты не возымут действия, тогда они, согласясь между собой
(можно и через посредство переписки), сообщают митрополиту Сергию,
что они отселе не считают его уже Заместителем Патриаршего Местоблюстителя,
осуждают взятое им церковное направление и отделяются от него.
То же объявляется и всем верующим.
С этого момента совесть духовенства и верующих становится
свободной от всякого рода действий (приказаний, запрещений)
митр.Сергия и состоящего при нем "синода".
Отошедшая же от митроп.Сергия Православная Церковь может управляться
одним из старейших иерархов, или, как это было во время заключения
Патриарха ТИХОНА, каждая епархия самостоятельно своим архиереем.
Какую же роль во всем этом нести должны священники и верующий народ?
Судить и запрещать архипастырей они не могут;
не могут они также без епископов отходить от епископата.
Но это не значит, что они должны бездействовать.
Как воины совместно с вождем, так и они, вместе с епископами
должны бороться за Истину и защищать ее...
Верующие, пока не пройдет опасность для Церкви, должны возбуждать в
своих пастырях дух ревности, бодрствования и стойкости и всячески
(духовно и материально) поддерживать их, дабы те безболезненно и
право правили слово Истины.
Молитесь же горячо за своих архипастырей и пастырей, возьмите на себя
заботы об их семьях, дабы пастыри видели, что их семьи не будут
нищенствовать без них, и тогда смело, с любовью, а когда потребуется,
то и с настойчивостью, сообщайте ему мнения и суждения верующих
по разным вопросам церковной жизни.
Опираясь на ревность и любовь своей паствы и понуждаемый ею, пастырь
будет истинным стражем православия.
А это залог правого пути Церковного.
Есть еще и другой, менее болезненный путь. Так как митр. Сергий
не есть Патриарший Местоблюститель, а только Заместитель Патриаршего
Местоблюстителя Митрополита Петра Крутицкого и что заместительство
он несет, как послушание нынешнему главе Российской Церкви
Митрополиту ПЕТРУ, то для каждого ясно, что митрополит ПЕТР,
когда угодно, может освободить митрополита Сергия от сего послушания
и возложить оное на другого архипастыря.
Точно также сами собой падают все права и обязанности митрополита
Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в случае смерти
митрополита ПЕТРА.
Вот те мысли, которыми считаю нужным поделиться с вами,
моля Господа о Вашем умудрении и укреплении.
Благословение Божие буди со всеми вами, братие. Аминь.".
Это письмо было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ"
Киев
Год начала 1927
Год окончания 1927
Месяц окончания 4
Скитания и жизнь в тяжелых условиях, подорвали здоровье
епископа, и он тяжело заболел. Болезнь застала его в Киеве во время одного из
переездов. Его приютила в своем доме одна его духовная дочь, которая перешла
жить к своей подруге, благодаря заботе ее и ее матери Владыка поправился, но
оставаться в Киеве он не мог, полагая, что его разыскивает ОГПУ. Он не мог
подвергать опасности людей, позаботившихся о нем
Аресты
Год ареста 1927
Месяц ареста 4
Вновь был арестован в апреле 1927г. и сослан в Казань
Места заключения
Казань
Год начала 1927
Год окончания 1928
Месяц окончания 3
Из ссылки бежал и нелегально поселился в Ленинграде