Клеопатра (Гумилевская Капитолина Петровна) Неточная дата рождения1880-е годы Место рожденияКурская губ. монахиня Специальностьсестра милосердия, духовный поэт
Родилась в 1880-е годы в Курской губ. Двоюродная сестра (племянница?) архиепископа
Филиппа (Гумилевского). Отец ее был родом из Киева, мать из Петербурга.
Из Курской губ. родители переехали в Нижний Новгород. Там Капитолина окончила
училась в гимназии, обнаружив блестящие способности.
После смерти отца семья переехала в Москву.
Последние классы гимназии Капитолина окончила в Москве.
Семья была дружной, сплоченной глубокой христианской верой Фотографии
Москва
Она была очень красива, но все знавшие ее отмечали прежде всего необыкновенную
легкость ее характера. Всегда спокойная, миролюбивая, общительная и благодушно
веселая, она умела объединить и умиротворить всех. Она старалась доверять всем
и видеть в людях только лучшие стороны. Все это располагало к ней людей,
знавших ее как лично, так и по ее письмам, стихам и рассказам.
Будучи желанной невестой для многих образованных юношей, она была всецело
поглощена духовными интересами и духовными исканиями, так что устроение своей
мирской жизни ее вовсе не интересовало.
Ее духовник вспоминает, как терпеливо она всегда ждала его приема, при
этом обязательно с длинным списком интересовавших ее вопросов
Капитолина посещала Богословские курсы.
Любила присутствовать на беседах церковных пастырей и богословов.
Хорошо знала Священное Писание и святоотеческую литературу и не мыслила себе
жизни без частого посещения церковных служб. Особенно любила она Божественную
литургию.
Самоотверженная труженица, всегда готовая прийти на помощь каждому
страждущему человеку, она много молилась, нередко посвящая молитве к
Богу тихие ночные часы.
Она охотно знакомилась и общалась со всеми церковными, духовно настроенными
людьми, но особенно всю жизнь искала старцев-наставников и могла говорить
с ними часами.
Более всех по душе ей пришелся старец Алексий из Зосимовой пустыни.
Любила посещать храмы и обители, в которых имелись прославленные святыни.
Страх Божий, благоговение к святыне, строгое соблюдение постов и твердое
исполнение всех церковных уставов было для нее естественным.
С ранней юности она начала писать стихи.
Ее поэтический дар выделялся среди других своей яркостью и силой.
Он был замечен и признан еще в ее ранней молодости, и ее произведения издавались
в тоненьких брошюрках церковных изданий за подписью "К. Г." и продавались
при храмах по нескольку копеек за книжку.
Одна из таких брошюрок содержала поэму о святителе Алексии.
Сохранилось стихотворение-трилогия Клеопатры Гумилевской, посвященное
духовникам-наставникам: "...Блаженны пастыри святые, Нам Богом данные отцы, Духовные отцы родные, За правду Божию борцы. Зовете вы на путь спасенья, Зовете всех к добру от зла. Вы Церкви Божьей украшенье, И утвержденье, и хвала..."
монахиня Клеопатра
По твердому свидетельству К.А.Колошиной, сестра Клеопатра была монахиней.
Вероятно, иноческий постриг был ею принят в начале 1900-х гг.
Точное время ее монашеского пострига осталось неизвестным
Москва, Марфо-Мариинская община сестер милосердия Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Марфо-Мариинская религиозная община) монахиня Должность сестра милосердия в больнице, послушание в детском приюте для девочек-сирот, член-учредитель общины (с 1919г.) Год окончания1926
Духовный отец посоветовал ей углубить молитву и ожидать от Господа
указания правильного, спасительного для нее пути. В это время как раз
открылась Марфо-Мариинская община сестер милосердия, учрежденная
великой княгиней Елисаветой Феодоровной и имевшая своей целью
служить страждущему человечеству, облегчая физические и нравственные
страдания людей и содействуя их душевному спасению.
Капитолина вступила в эту общину, будучи там известной уже как сестра Клеопатра.
При обители располагалась больница, где был превосходно организован
лечебный процесс (в годы Первой мировой войны она была превращена в
лазарет) и где сестры ухаживали за больными и ранеными.
Кроме того, при обители был организован детский приют для девочек-сирот,
в котором инокиня Клеопатра также несла послушание.
Став сестрой Марфо-Мариинской обители, Клеопатра очень дорожила этим званием
и старалась быть его достойной. Оставаясь скромной и кроткой, она стала
во всем примером для других.
Она приняла жизнь и судьбу общины в свое сердце, радовалась ее процветанию.
Трудилась до полного изнеможения, совсем не считаясь со своим временем и силами,
и никогда не имела никаких ни вещей, ни денег помимо казенного содержания.
Свято соблюдая уставы общины, Клеопатра в то же время превыше всего ставила
закон христианской любви. Так, желая помочь заброшенной туберкулезной девочке,
она приютила ее у себя в келье, что было в нарушение всех правил.
В любой момент она была готова оказать помощь страждущему и нуждающемся в ее
участии человеку.
Ее духовник, знавший ее в течение 30 лет, вспоминает, что она
"особенно тяжело переносила случаи неуважительного отношения духовных
чад к пастырю. Она считала, что духовный отец должен быть на высоте
своего высокого служения, и оберегала, как могла, от выражения
несдержанности и высокомерия, которое допускали некоторые...".
Епископ Варфоломей (Ремов) называл ее "изящной Клеопатрой".
Она провела в обители десять лет, любящая и любимая всеми.
Особенно ее любовь проявилась в трудные годы борьбы сестер общины за существование
в условиях безбожного государства.
После ареста и убийства новыми властями Великой Княгини Елисаветы Федоровны сестра
Клеопатра начинает делать все возможное для сохранения осиротевшей обители
и постепенно играть в ее жизни все более значимую роль
Подобно другим религиозным организациям, обители для легального
функционирования нужно было проходить регистрацию в Моссовете.
В документах о регистрации 1919г. К.П.Гумилевская значится последней в списке
32 сестер.
Удостоверение о регистрации Марфо-Мариинской религиозной общины
от 25 ноября 1922г. выдано на имя ее руководителей В.С.Гордеевой и К.П.Гумилевской.
Кроме того, она значится в числе членов-учредителей общины, причем ее фамилия
подчеркнута. В это время она несла послушание письмоводительницы.
Продолжала писать духовные стихи.
Сохранилось стихотворение сестры Клеопатры, сподобившейся проводить
в страдальческий путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа
Дмитровского, как бы отражающее единое переживание всех, пришедших тогда
проститься с ним: "В рядах заключенных был он, наш святитель, В молитву сердечную весь погружен, Высокого сана достойный носитель, Приветлив и светел, как ангел, был он. ..... Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы: "Прощай, наш святитель, наш пастырь родной..." Напрасно суровые слышим угрозы, Напрасно толпу разгоняет конвой. .... Он Господа молит за паству родную, Он молит за всех и врагов, и друзей, Хотел бы он каждую душу больную Согреть и утешить любовью своей. Иди же, невинный святитель-изгнанник, Твой путь незнаком, и тернист, и далек, Но, Бога слуга и достойный избранник, Не будешь ты с Ним никогда одинок. Да будет всегда Он с тобою незримо, Иди же, Христу уловляя людей, И, чудное имя нося Серафима, Небесной любовью, как он, пламеней. Будь яркой звездою в далеком изгнанье, Как здесь ты светил, так свети же и там, Но, верим, настанет конец испытанья, И снова во славе вернешься ты к нам... 13 мая (30 апреля) 1923г."
Сестры официально оказывали медицинскую помощь населению вплоть до 1925г.
В 1925г. им, несмотря на ходатайства нескольких профессоров медицины, отмечавших
профессионализм сестер, было запрещено заниматься врачебной деятельностью.
В документе Моссовета от 6 февраля 1925г. Клеопатра Гумилевская значится
делопроизводителем хирургической клиники.
В воспоминаниях ее духовника записано, что из стен обители она вышла последней.
Он пишет, что, по рассказам очевидцев, она уходила с большим крестом в руках.
Уходя, остановилась среди двора, обернувшись к храму, преклонив колена, помолилась
и со слезами на глазах вышла за святые ворота обители
././. Приговор3 года высылки из Москвы
Большинство сестер обители были высланы из столицы. Всех из разделили на
четыре группы и отправили санитарками в отдаленные больницы, в том числе и
сестру Клеопатру (Гумилевскую).
Для Клеопатры, горячо любившей своих родных, расставание было особенно тяжелым.
Она оставляла престарелую больную мать на попечении своей слабой, беспомощной
сестры
ссылка
Пробыла в ссылке 3 года.
Вот как вспоминает сестру Клеопатру на пути в ссылку одна из сестер
обители в своем письме: "Первые сутки нашего тяжелого путешествия она скрывала свои слезы, лежа на скамье в поезде, переживая одна свои душевные страдания, на второй же день она поборола себя и явилась среди нас, чтобы всецело отдаться утешению унывающих и слабых духом, летала по вагону от одной скорбной души к другой, чтобы подбодрить и примирить с судьбой непокорных воле Божией. С ней как-то легче переживался внезапный тяжелый отъезд. Клеопатра сумела возбудить в нас интерес к ожидавшей нас новой жизни. Даже сидя на вокзале трое суток в ожидании решения нашей дальнейшей судьбы, в сырости, холоде и голоде, мы не теряли бодрости духа. В дальнейшем мы с ней оказались в одной больнице, и я была свидетельницей ее необыкновенного терпения и самоотверженного ухода за больными. Незадолго до отъезда из Москвы у сестры Клеопатры обнаружились первые признаки рака груди. Болезнь требовала неотложной операции, но она не была сделана. С тем сестра Клеопатра и уехала в ссылку, где проработала в больнице почти три года. Болезнь пустила глубокие корни, охватила весь организм и свела Клеопатру в могилу"
Москва Год окончания1933 День окончания23 Месяц окончания9
По возвращении ее из ссылки болезнь, не получившая никакого лечения, продолжала
прогрессировать.
Из воспоминаний ее духовника: "Она болезнь терпела без ропота, но мысль о смерти ее страшила. Когда ей близкие намекали об этом, она старалась перевести разговор на другую тему. Ее необыкновенная жажда жизни выражалась в интересе ко всему, с чем сталкивалась, в стремлении помочь всем, кому хоть как-то могла облегчить положение... Когда ее навещали и приносили что-нибудь, она отбирала лучшее и просила передать другим, друзьям и близким. Посещавшие, казалось бы, должны принести больной заботу, любовь, выразить внимание. В действительности же они, чаще всего, несли свои скорби, невзгоды, житейские нужды. И сестра Клеопатра забывала свою невыносимую боль... и выслушивала каждого, ободряя, утешая страждущих...".
К ней приходили не как к больной, а как к человеку, от которого ждали духовной
помощи, к духовной наставнице, и почитали ее, и страшились... потери человека,
стяжавшего духовные дары, прежде всего дар любви Христовой.
Она сострадала всем и помнила обо всех до самой кончины
Кончина
1933 День23 Месяц9 МестоМосква Место захороненияМосква, Ваганьковское кладбище, 16-й участок
"Боялась сестра Клеопатра умереть без духовного напутствия. Господь не лишил ее этого блага: остаток дней был скрашен для нее близостью храма, посещением духовника и частым причащением святых Христовых таин. Последний раз она причастилась за несколько минут до кончины, сказав: "Как хорошо!"".
Она скончалась утром 10/23 сентября 1933г. в возрасте около 50 лет. В этот день
Церковь празднует память трех дев-мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.
Сороковой день по ее кончине совпал с днем памяти святой праведной Клеопатры