Держал экзамен и поступил в церковно-учительскую семинарию
духовное училище
Год окончания1904
В 1904г. окончил духовное уездное училище и в последующем по результатам экзаменов
был зачислен в Казанскую Духовную академию на миссионерские курсы
миссионерские Богословские курсы при Казанской Духовной Академии
Год окончания1907
Окончил Богословские курсы в 1907г.
27 июня 1907г. венчался с Параскевой Андрониковой из православной
крестьянской семьи в Сретенской церкви г.Вязьмы. Впоследствии у них родилось
9 детей. Был рукоположен в сан иерея
священник 1907 День7 Месяц10 МестоСмоленская епархия Кто рукоположилепископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов)
Определен на священническое место к церкви Пресвятой Богородицы села Пушкино
Дорогобужского уезда Смоленской губернии
Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Пушкино, храм Пресвятой Богородицы священник Год начала1907 День начала7 Месяц начала10 Год окончания1909 Месяц окончания12
Благодаря доброму нраву, уважительному отношению к верующим, а также пунктуальностью,
принципиальностью в исполнении дела служения Богу и ближнему, о.Дмитрий Федотов
заслужил уважение не только своих прихожан и жителей окрестных деревень, но и жителей
уездного города Дорогобужа. Будучи человеком открытым, общительным,
инициативным, кроме своей служебной деятельности, он заявил о себе еще и особой
формой просветительства, направленной на борьбу за здоровый образ жизни паствы,
против пьянства, издавна охватившего крестьянские семьи.
В декабре 1909г. епископом Смоленским и Дорогобужским преосвященнейшим Феодосием
(Феодосиевым) был назначен на священническое место к Никольской церкви села
Яковлевичи Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи, Никольская церковь священник Год начала1909 Месяц начала12
На новом месте о.Димитрий быстро познакомился с прихожанами, узнал их быт, кто
и как живет, чем занимается, каков семейный промысел, не привержены ли хозяева
к вину, кто одинок, кто хвор или немощен. Поговорив с каждым, приглашал на богослужения,
убеждал подготовится и придти в церковь исповедаться и причаститься св.Таин.
На протяжении всего своего пастырского служения он следовал следующему правилу: "Полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя
полюбили, а потом говори им о Христе". Крестьяне приняли нового священника.
К этому времени набирала силу революционная пропаганда, подрывавшая основы государства.
Агитаторы из Петербурга и других крупных городов призывали крестьян к неповиновению,
к бунтам. Крестьяне стали отказываться платить налоги, участвовали в противоправительственных
митингах, организуемых приезжими активистами, эсерами и большевиками. Видя то, как
социальные и политические изменения начинают раздирать чувства и умонастроения
жителей волости, о.Димитрий в своих проповедях вне храма стремился вести
разъяснительную работу с тем, чтобы избежать смуты и вражды среди прихожан,
призывая их к благоразумию, взвешенному отношению к призывам людей, далеких от
земли, не знающих быта, устоев и традиций русских сел и деревень.
Как и на предыдущем месте своего иерейского служения, в с.Пушкино, о.Димитрий
был активным борцом за трезвый образ жизни прихожан. Он поддерживал стремление
правящего архиерея Смоленской епархии организовать Смоленское Общество борьбы
с алкоголизмом. Вел самостоятельно большую просветительскую работу, организовывал
диспуты и проводил беседы не только с прихожанами своего храма, но выступал
и на волостных и уездных собраниях. Это положительным образом сказывалось на нравственном
состоянии Яковлевичского прихода. Ровно десять лет после революции о.Димитрий
окормлял свою паству и жителей других сел и деревень, по разным обстоятельствам
не имевших своего сельского священника. В своих проповедях он пояснял, что христианская
жизнь заключается в ежедневной молитве, регулярном посещением богослужений с частой
исповедью и причащением. Он призывал во всем следовать Христовым заповедям и даже
самым трудным из них, таким, как любить тех, кто ополчается против тебя, любить
врагов своих.
Получив в свое время благословение епископа Феодосия, отец Дмитрий молился над
одержимыми людьми. Представители безбожной власти обвинили священника в контрреволюционном
воздействии на прихожан.
Несмотря на запреты, угрозы и предупреждения священник Димитрий Федотов совершал
таинства и проводил все обряды, согласно канонам Православной Церкви. Совершал
молебны на полях, призывал крестьян не забывать Бога и Царя, не верить антихристу.
О.Дмитрий отзывался на любое личное обращение, просьбу о помощи. В любую погоду
шел туда, где ждали от него поддержки и помощи. Он исповедовал пришедших паломников,
когда бы они не пришли, даже ночью, в домашней церкви, устроенной в одной из комнат.
Это не укрылось от соответствующих органов новой власти. Дмитрий Афанасьевич дважды,
в 1925 и в июне 1926 года, состоял под следствием. Сначала в связи с изъятием
переписки со священнослужителями, а затем из-за проведения молебнов и крестных
ходов. И в 1925 и в 1926 годах дела завершались административными взысканиями.
Но 20 июня 1927г. уполномоченный Смолгуботдела ОГПУ по Ельнинскому уезду, Норко,
руководствуясь ст.145 УПК постановил произвести обыск "в квартире и других помещениях",
принадлежащих гр.Федотову. 22 июня о.Дмитрий был арестован
Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи Год ареста1927 День ареста22 Месяц ареста6
Дело, возбужденное по ст.5810 ч.2 по невыясненным причинам было закрыто 07.07.1927г.,
изъятое при обыске было возвращено, но на свободу о.Дмитрий отпущен не был. Спустя
два месяца после ареста, 1 сентября 1927г. дело в отношении священника было вновь
возбуждено, и оба дела, июньское и вновь открытое, были объединены в одно
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23/09/1927 Обвинение"антисоветская агитация, распространение к/р воззваний Патриарха Тихона, подрыв доверия у населения к советской власти и ВКП/б" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор3 года высылки в Зырянский край (Коми)
Проходил по делу N 13167-С.
О.Димитрию, как сказано в обвинительном заключении, "непримиримому противнику
советской власти", инкриминировали распространение контрреволюционных воззваний
Патриарха Тихона, игнорирование советских гражданских законов и противодействие
их выполнению населением, а также отказы крестьян под влиянием проповедей участвовать
в кампаниях ударного характера, проводимых советской властью и партией.
Кроме того, ему инкриминировали подрыв дела Народного образования, а также дела
пионерской и комсомольской организации. И, наконец, его обвинили в подрыве доверия
у населения к советской власти и ВКПб, свидетельствуя о том, что Коммунистическая
партия ведет все крестьянство к гибели. Также ему ставилось в вину выполнение
религиозных обрядов и проведение служб
Смоленская о., г.Ельня, Домзак Год начала1927 День начала22 Месяц начала6 Год окончания1927
Проститься матушке Прасковье с мужем не позволили. Имея на руках пятерых несовершеннолетних
детей, матушка обрабатывала имевшуюся у них землю до 1929г., которую в тот год
реквизировали, за хлеб помогала по хозяйству приютившей ее семье. В справке,
выданной 2 августа 1930г. Новояковлевическим крестьянским Глинковским
РИКом Смоленского округа Западной области гражданке Федотовой, жительнице села
Яковлевичи, для предоставления в Смоленский окружной Избирком, было указано, что
"вышеуказанная гражданка совершенно не имеет средств к существованию", и она
"действительно не имеет связи со своим мужем". Жили тем, что двое старших детей,
Михаил 15 лет, и Петр 13 лет, работали по найму в деревне Коми АССР (Зырянский край) Год начала1927 Год окончания1930
По окончании срока дело о.Дмитрия Федотова было пересмотрено. согласно Протоколу
Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 8 сентября 1930г. о.Дмитрий был лишен
права проживания в 9 областях с прикреплением его к определенному месту жительства.
Место проживания Д.А.Федотов избрал г.Сыктывкар Коми АССР, г.Сыктывкар Год начала1930 День начала8 Месяц начала9
Полностью отбыв ссылку, о.Дмитрий вернулся домой.
По пути заехал в Смоленск, где встретился со своими давними знакомыми, священниками
Николаем Конокотиным, Иоанном Зверевым, и был представлен архиепископу Серафиму
(Остроумову), который определил о.Дмитрия на служение в церковь Рождества Пресвятой
Богородицы села Рождество, что в 14 км. от села Яковлевичи