Серафим (Тьевар Антоний Максимович) 
    Год рождения 1899 
    День рождения 30 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Москва 
    иеромонах 
    Предки Тьеваров были французами.
    Из семьи служащего, отец умер в 1905г., когда Антонию исполнилось 6 лет, а его брату
    Максиму — один год, и детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1928г.] [с 1928г.]
      Образование
        Московское реальное училище
        Окончил реальное училище в Москве и в 1917г. поступил работать статистиком на
        Дедовскую мануфактуру (в г.Дедовске Московской губ.)
        Московский университет
        Год поступления 1918 
        Год окончания 1919 
        Московская Богословская (Духовная?) Академия
        Год поступления 1920 
        Год окончания 1923 
        Поступил учиться в Московскую Богословскую (Духовную?) Академию.
        В 1920г. он познакомился с профессором Московской Духовной Академии, выдающимся
        ученым-патрологом, Иваном Васильевичем Поповым, преподававшим не только в
        Московской Духовной Академии, но и в Московском Университете.
        Антоний Тьевар стал его ближайшим учеником.
        Изучение жизни святых отцов звало к тому, чтобы и самому Антонию вести
        подвижническую жизнь, тем более, что аскетом-подвижником был и сам его
        наставник И.В.Попов.
        Антоний Тьевар посещал лекции И.В.Попова по философии в
        читальне Румянцевского музея, а также в Московском университете,
        в 1922–1923гг. — его лекции в храме Троицы в Листах на Сретенке по патрологии
        и истории Церкви. Он получал от И.В.Попова интересующие его книги
        по истории Церкви и патрологии.
        И.В.Попов поручал Антонию Тьевару работы по истории Церкви древних и средних
        веков и другие работы.
        Академию Антоний Тьевар не смог закончить ввиду ее закрытия в 1923г.
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 12 
        Параллельно с учебой в Университете и Академии Антоний Тьевар
        работал в различных учреждениях Москвы: статистиком, библиотекарем и проч.
        В 1919г. поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году был
        направлен библиотекарем на Южный фронт Красной Армии, но затем оставлен
        в Москве и служил в должности библиотекаря-инструктора.
        В 1920г. участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной Армии.
        После съезда стал работать помощником начальника библиотеки.
        В 1922г. был демобилизован и до 1924г. работал библиографом Главполитпросвета.
        В 1924г., для устранения обновленческой смуты и разного рода расколов в Церкви
        Патриарх Тихон благословил И.В.Попова на составление полного списка епископата,
        как православного, так и раскольнического, а кроме того, всех тех, кто к тому
        времени оказался в ссылках и лагерях. И.В.Попов привлек помощником в этом
        деле Антония Тьевара. Антоний Тьевар переписал и принес И.В.Попову список
        архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде.
        Главной работой, которую поручил ему И.В.Попов, было собирание сведений и
        богословских суждений об имябожниках, вопросы о которых Патриарх Тихон
        предполагал вынести к весне 1925г. на VIII Вселенский Собор, если бы он
        состоялся
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1924 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 12 
        10 декабря 1924г. Антоний Тьевар был арестован и заключен в Лубянскую тюрьму
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        19/06/1925 
        Обвинение "к/р деятельность, сношение с представителями иностранных государств с целью вызова интервенции, для чего Тьеваром давалась им ложная и неправильная информация о гонениях на Церковь со стороны Соввласти Церкви и епископата" 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г." 
        Проходил по одному делу со своим учителем Иваном Васильевичем Поповым.
        Одним из обвинений было знакомство с И.В.Поповым, от которого Антоний Тьевар,
        якобы, получал указания по к/р деятельности, а также составление для
        И.В.Попова списков епископата якобы для передачи за границу
      Места заключения
        Москва, Лубянская тюрьма ОГПУ 
        Год начала 1924 
        Антоний был вегетарианцем, поэтому он не мог есть тюремной пищи и в деле
        сохранилась его просьба к следователю, чтобы ему разрешили передачи в тюрьму
        Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 1 
        В Соловки прибыл вместе с И.В.Поповым, и их поселили в одном бараке.
        Протоиерей Михаил Польский писал об Антонии:
             
        "Говоря об Иване Васильевиче, нельзя не вспомнить его "душеприказчика",
              прекрасного юношу Антония Тьевара, с которым они вместе прибыли на Соловки, —
              так иногда в шутливой форме назывались молодые кандидаты на профессорскую
              должность, которых старики-профессора готовили на свои кафедры, передавая
              по возможности все свое ученое достояние, свои познания. Антоний Тьевар был
              учеником и другом профессора. Вместе они жили, занимали кровати рядом,
              вместе кушали, гуляли. Ученик работал над учением о Христе... святителя
              Афанасия Великого, и писал, и читал в свободные от работы минуты".

        В лагере его "послушанием" стала работа в канцелярии.
        В конце декабря 1927г. срок его заключения окончился, он был освобожден и
        в январе 1928г. выехал в Москву
      Рукоположение
        монах 
        1928 
        Место Нижегородская о., г.Арзамас (Саров) 
        Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) 
        После возвращения из Соловков во время Великого Поста 1928г.
        Антоний Тьевар отправился в Дивеево и в Саров. Страстную неделю он пробыл в
        Арзамасе. На Страстной Неделе епископ Серпуховский Арсений тайно постриг
        Антония в мантию с именем Серафим.
        Мать его Наталья Дмитриевна тоже приняла монашеский постриг
        (с именем Пантелеимона)
        иеродиакон 
        1928 
        Место Нижегородская о., г.Арзамас 
        Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) 
        иеромонах 
        1928 
        Место Нижегородская о., г.Арзамас 
        Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) 
      Места проживания
        Москва, Гранатный пер., 14–3 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 4 
        В Москве иеромонах Серафим поселился с вместе с матерью в своей квартире,
        стал совершать келейно богослужения.
        Регулярно посещал Вознесенскую церковь на ул.Герцена.
        Зарабатывал на жизнь он литературной работой по договору для Госиздата
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1931 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 4 
        Был арестован в ночь с 14 на 15 апреля 1931г.
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        30/04/1931 
        Обвинение "а/с агитация, а/с деятельность, организация нелегальных "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству, произнесение проповедей к/р характера, провокационные слухи о якобы чинимых гонениях на Церковь" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г." 
        По тому же делу проходили архимандрит Гавриил (Игошкин), священник Феодор (Алексинский),
        Татьяна Гримблит и др. — всего 39 человек.
        На следствии показал:
             "Я действительно принял тайное монашество. Постриг принял от руки
              епископа Арсения Жадановского в гор.Арзамасе. Мое монашеское имя "Серафим".
              В силу своих религиозных убеждений я в 1920г. поступил в
              Богословскую Академию, каковую не окончил вследствие ее закрытия, посещал
              Академию параллельно со службой в Политуправлении Реввоенсовета, конечно о
              моем пребывании в Академии не знала моя служба. Из церковников никого не знаю.
              Посещаю систематически одну только церковь Вознесения (на ул.Герцена).
              Отношение к советской власти отрицательное в плоскости религиозных вопросов,
              а именно: ссылка духовенства, закрытия и уничтожения церквей и т.п.
              Я — антимилитарист, следовательно, в случае нападения на Советский Союз врагов —
              защищать его с оружием в руках не буду, но согласен служить в санитарных
              отрядах"
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 14 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
        Пермская о., Верхне-Камский округ, г.Усолье, Вишерлаг ОГПУ, 1-е отделение 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1931 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 11 
    Кончина
      1931 
      День 6 
      Месяц 12 
      погиб в заключении 
      Место Пермская о., Верхне-Камский округ, г.Усолье, Вишерлаг ОГПУ, 1-е отделение 
      Погиб в Вишерском лагере 23 ноября/6 декабря 1931г.
      Все в лагере любили этого кроткого и ревностного подвижника. Над его могилой
      был поставлен крест, и долгое время после его смерти могила с любовью
      украшалась находившимися в лагере исповедниками-заключенными
    Канонизация
      Преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар) 
      Дата 30/07/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 30 июля 2003г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 23.11 
          Новый стиль 06.12 
          день мученической кончины (1931г.) 
    Реабилитация
      Дата 11/10/1991 
      Кем реабилитирован Прокуратура СССР 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
      1 ->
      Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.46,93–94.
      2 ->
      Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
      3 ->
      Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005. С.199–206.
    Документы ->
      1.ЦА ФСБ РФ. Д.Р-1086. ЛЛ.213–219,339,796,817.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ