Самсонова Вера Николаевна 
    Год рождения 1880 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Тамбовская губ., Елатомский у. (Рязанская о., Пителинский р.), с.Веряево 
    староста церкви 
    Родилась в с.Веряево в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова.
    Окончила с отличием Касимовскую женскую гимназию. После окончания гимназии работала
    учительницей
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Рязанская о., г.Касимов, Пятницкая церковь 
        Должность староста церкви 
        Год окончания 1935 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 6 
        Работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло
        в противоречие с ее религиозными взглядами после того, как власть захватили
        безбожники.
        Глубоко верующий и просвещенный человек, в конце 1920-х гг. она была избрана
        старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском
        монастыре в Касимове.
        С большой любовью и почитанием Вера Николаевна относилась к находившейся на территории
        монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова, скончавшегося в XVII века.
        Вера Николаевна часто молилась в часовне, помазывала желающих маслом из лампады
        над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам.
        Из характеристики , составленной на Веру Николаевну сотрудниками НКВД:
            "Религиозна до фанатизма. Средства к существованию добывает уроками Закона
             Божиего... Ежедневно посещает церковь и разносит просфорки по верующим..."
      Места проживания
        Рязанская о., г.Касимов, ул.Луначарского (ул. акад.Уткина), 6 
        Год окончания 1935 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 6 
      Аресты
        Рязанская о., г.Касимов 
        Год ареста 1935 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 6 
        28 июня 1935г. Вера Николаевна была арестована вместе с настоятелем Пятницкой церкви
        о.Николаем Анатольевичем Правдолюбовым, о.Сергием Анатольевичем Правдолюбовым и
        его сыном Анатолием Сергеевичем Правдолюбовым, а также с другими священнослужителями
        и мирянами по "делу попов Правдолюбовых... и Матроны Беляковой [блаженной Матроны Анемнясевской]".
        Была арестована и сама блаженная Матрона
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        02/08/1935 
        Обвинение "участница контрреволюционной группировки, контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=5 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г." 
        Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.10719.
        Из протокола допроса:
         "— С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича
            Иакова и часто ли там бывали?
          — Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего
            времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах,
            совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
          — Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
          — На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц...
            По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
          — Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам
            известно о ее жизни и деятельности?
          — О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее
            как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире
            никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
          — Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее
            квартиру.
          — Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных
            селений.
          — Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
          — Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии,
            где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и
            верующими, проявляемое в форме насильственного — против желания верующих —
            закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским
            святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих.
            Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы
            от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий
            и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
          — Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным
            преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
          — Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных
            работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах
            родителей.
          — Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
          — Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая
            в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними
            вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле...
            В предъявленном мне обвинении по ст.ст.58... виновной себя не признаю.
            Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего
            контрреволюционного в этом я не вижу".
        16 июля 1935г. следствие по делу было закончено, и, хотя так и не нашлось
        никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь
        в обвинительном заключении написал:
            "Являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных
             целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова.
             Принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений.
             Распространяла всевозможные ложные слухи...".
        2 августа 1935г. Особым Совещанием при НКВД Вера Николаевна была приговорена
        к пяти годам ИТЛ
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1935 
        День начала 28 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1935 
        Архангельская о., Соловецкий лагерь Особого назначения 
        Год начала 1935 
        День начала 30 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        30 августа 1935г. Вера Николаевна прибыла в один из лагерей СЛОН
        Карелия, Белбалтлаг, Медвежьегорсклаг, разъезд Сосновец Кировской ж.д. 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1940 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 2 
        Карелия, Белбалтлаг, центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша 
        Год начала 1940 
        День начала 19 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1940 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 6 
        Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье,
        она тяжело заболела, и 19 февраля 1940г. ее положили в центральный лазарет
        при 1-м лагпункте Вечеракша.
        Вера Николаевна Самсонова умерла в тюремном лазарете за две недели до освобождения.
        Впоследствии о.Анатолий Сергеевич Правдолюбов вспоминал:
          "Совсем недавно был день Ангела одной старой девицы — Веры Николаевны
           Самсоновой, которая с нами вместе, в свое время, была в обители Соловецкой.
           Господь ее особенно возлюбил, она блаженно скончалась за день до своего
           освобождения. Это был человек, всецело посвятивший себя Богу, уневестившийся
           Небесному Жениху Христу от юности своей, и, несомненно, увенчанный от Него
           нетленным страдальческим венцом, так что смело можно к ней взывать
           ...как к молитвеннице и ходатаице пред Богом о нас, еще не скончавших
           земного пути своего и постоянно нуждающихся в духовной поддержке"
    Кончина
      1940 
      День 14 
      Месяц 6 
      умерла в лагере 
      Место Карелия, центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша 
    Канонизация
      Мученица Вера Самсонова 
      Дата 27/12/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 27 декабря 2000г. 
      Кто представил Рязанская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 01.06 
          Новый стиль 14.06 
          день мученической кончины (1940г.) 
    Реабилитация
      Кем реабилитирован Рязанская облпрокуратура 
      По году репрессий 1935 
    Публикации
      1 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      2 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь:"Булат", 2008. 
      С.6–8. 
      3 Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.7: Варшавская епархия-Веротерпимость. М.: "Православная энциклопедия", 2004. 
      С.697. 
      4 http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_42.php (Соловки — Энциклопедия. Соловецкие святые. Святые Соловецкого архипелага. Глава 11. Поименный Собор новомучеников XX века. Мученица Вера Самсонова на Соловках). 
      5 http://lists.memo.ru/index18.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР). 
    Заявители
      Андрущенко Николай 
    Документы
      1 Список репрессированных клириков и мирян Рязанской обл. 
      2 Журнал N 7 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000г. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ