Места проживания
      Москва, Арбат, Денежный пер., 15–2 
      Год окончания 1924 
      День окончания 10 
      Месяц окончания 12 
      О послереволюционных годах
      жизни И.В.Попова пишет С.Волков: "Пожилой мужчина, с аскетическим строгим,
      худым, окаймленным небольшой бородой лицом, на первый взгляд не привлекал
      внимания, и только приглядевшись, можно было увидеть в его глазах глубокую
      сосредоточенность и внутреннюю силу. Последнюю он вполне мог проявить
      позднее, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости
      духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен, как мне
      рассказывали об этом живые свидетели его подвигов. Свои лекции он читал
      интересно... чувствовалось, что за его словами скрывается глубокое содержание
      и прекрасное знание своей дисциплины... Позже после закрытия Академии, я не
      раз бывал у него на квартире. Мы разговаривали с ним на философские темы,
      однако больше о церковно-общественных вопросах современности... Он поразил
      меня своей живостью и свежестью в отношении к проблемам современности... он
      активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной
      жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело
      вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять
      причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что
      последует в дальнейшем... В обстановке тяжелых мучительных 1919–1920 годов
      он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту
      и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из
      тогдашних писателей и мыслителей... В целом его прогноз был положительный,
      хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на
      последующие годы".

      В 1924г. И.В.Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ
      Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и
      предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью.
      Кроме того, св.Патриарх Тихон, как показал он на своем допросе, "думал послать
      на ожидаемый 8 Вселенский Собор профессора И.В.Попова, как церковного
      историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые
      должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном
      расколе. Попов И.В. в связи с Собором беседовал со мной всего один раз, а
      может два, точно не помню. Попов занялся этой работой, но она была прервана в
      связи с его арестом" [7, с.400]
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1924 
      День ареста 10 
      Месяц ареста 12 
      Иван Васильевич был арестован в связи с хождением списков арестованных и
      ссыльных архиереев, которые составлялись в 1924г. в Москве в церковных кругах.
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      19/06/1925 
      Обвинение "названный гражданин составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам, беря их из недостоверных источников, имея целью дискредитировать соввласть" 
      Статья ст.73,59 УК РСФСР 
      Приговор 3 года ИТЛ 
      Групповое дело "Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г." 
      Как показал на допросе И.В.Попов, "списки епископата составлялись с целью учета
      высланных и заключенных соввластью".

      На вопросы следователя, от кого он получил эти списки, Иван
      Васильевич категорически отказался отвечать [на всех допросах, имеющихся в
      трех следственных делах, И.В.Попов ни разу не дал показаний, которые могли бы
      кому-нибудь чем-либо повредить, иногда категорически отказываясь называть
      имена]. По существу дела интересны его показания на допросе: "Я, как
      христианин, не сочувствую в современном порядке вещей — антирелигиозному и
      аморальному уклону; последний момент отчасти вытекает из первого. Кроме этого

      — в Советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов,
      имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенность
      личности и т.д.; вообще я принципиальный противник какой бы то ни было
      диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции
      предпочтительнее методу революции, и что задачи социальной революции были бы
      вернее разрешены первым путем. В общем же я безусловно подчиняюсь соввласти".

      О списках репрессированных архиереев И.В.Попов показал следующее:
      "Месяц, приблизительно, назад один из моих знакомых, назвать фамилию которого
      я не решаюсь, ввиду нежелания подвергнуть его напрасному подозрению, принес
      мне список, имеющий следующее заглавие:
         
      "Список канонических архиереев, проживающих в России"
      с подразделением —
         "Список архиереев, находящихся в обновленческом расколе",
      с обозначением цифрой (арабской) 1 — архиереев, посвященных до
      освобождения Патриарха Тихона и цифрой 2 — архиереев, находившихся в
      обновленческом расколе, потом раскаявшихся. Список этот мне принес без моей
      просьбы, как к человеку, интересующемуся церковными вопросами; относительно
      этого списка у меня явилась мысль дополнить его фамилиями епископов, которых
      там не было. Несколько позднее я решил его дополнить этот список графой о
      судимости, привлечениях к ответственности и ограничениях в административном
      порядке, которые применялись соввластью к епископату за последнее время, чтобы
      иметь ясную картину положения епископата [к сожалению, в деле этих списков не
      оказалось]. Эта мысль явилась у меня в связи с ожидаемым собором
      представителей всех Православных Церквей на Востоке в 1925 году по поводу
      какового собора слухи уже ходили уже давно и относительно которого я слышал
      подтверждение от самого Патриарха Тихона. Не упомню, когда именно, до того,
      как я внес в свой список последнюю графу, или вернее, до появления у меня мысли
      о ней, был разговор о предстоящем соборе с Патриархом Тихоном, или после.
      Утверждаю, однако, что мысль об этой графе уже явилась у меня независимо от
      этой беседы. Подтверждает это хотя бы то, что на мои слова, что к
      приближающемуся собору надо готовиться, он мне ничего не возразил. Я имею
      основание думать, что если бы вопрос о подготовке встал перед Патриархом — то
      он обратился бы ко мне, как к одному из немногих уже оставшихся в живых
      профессоров Академии. Мне казалось, что для работ собора по ликвидации
      обновленческого раскола и информации его же о взаимоотношениях церкви этот
      список мог быть полезен... Главным образом список составился только мной, по
      личным сведениям, из прессы, в порядке частной информации от некоторых лиц,
      припомнить которых затрудняюсь, так сведения эти слагались у меня в голове в
      течении нескольких лет... Как эти списки были бы использованы для Собора — я
      не знаю: может быть, как материал для делегатов, может быть, для посылки на
      собор, в случае разрешения выезда, может быть, для написания и посылки
      какого-либо доклада". На следующем допросе Иван Васильевич заявил, что "если
      бы интересы Церкви того потребовали я бы на Вселенском Соборе огласил списки
      полностью". 27 апреля 1925г. И.В.Попову было предъявлено
      обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных
      государств с целью вызова со стороны последнего интервенции по отношению к
      советской власти, для каковой Поповым доставлялась последним явно ложная
      информация о гонениях со стороны советской власти по отношению к церкви и
      епископата". На бланке постановления собственной рукой Иван Васильевич
      написал: "С формулировкой обвинения не согласен. Возражения свои изложу после
      того как мне будет дана возможность прочесть формулировку предъявляемых статей
      в Кодексе законов"
    Места заключения
      Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке 
      Год начала 1924 
      День начала 10 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1925 
      Месяц окончания 6 
      Во время следствия содержался во внутренней тюрьме ОГПУ
      Соловецкий лагерь 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1927 
      Месяц окончания 11 
      Находясь на Соловках, принимал активное участие в составлении послания
      соловецких епископов.
      Владыка Иларион (Троицкий) отмечая исключительную ученость профессора
      И.В.Попова говорил о нем на Соловках:
          "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе,
           то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича".

      По многим воспоминаниям о Соловках, профессор И.В.Попов был среди наиболее
      известных и авторитетных соловецких заключенных периода второй половины 1920-х
      годов

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ