Места проживания
Москва, Арбат, Денежный пер., 152
Год окончания 1924
День окончания 10
Месяц окончания 12
О послереволюционных годах
жизни И.В.Попова пишет С.Волков: "Пожилой мужчина, с аскетическим строгим,
худым, окаймленным небольшой бородой лицом, на первый взгляд не привлекал
внимания, и только приглядевшись, можно было увидеть в его глазах глубокую
сосредоточенность и внутреннюю силу. Последнюю он вполне мог проявить
позднее, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости
духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен, как мне
рассказывали об этом живые свидетели его подвигов. Свои лекции он читал
интересно... чувствовалось, что за его словами скрывается глубокое содержание
и прекрасное знание своей дисциплины... Позже после закрытия Академии, я не
раз бывал у него на квартире. Мы разговаривали с ним на философские темы,
однако больше о церковно-общественных вопросах современности... Он поразил
меня своей живостью и свежестью в отношении к проблемам современности... он
активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной
жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело
вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять
причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что
последует в дальнейшем... В обстановке тяжелых мучительных 19191920 годов
он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту
и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из
тогдашних писателей и мыслителей... В целом его прогноз был положительный,
хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на
последующие годы".
В 1924г. И.В.Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ
Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и
предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью.
Кроме того, св.Патриарх Тихон, как показал он на своем допросе, "думал послать
на ожидаемый 8 Вселенский Собор профессора И.В.Попова, как церковного
историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые
должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном
расколе. Попов И.В. в связи с Собором беседовал со мной всего один раз, а
может два, точно не помню. Попов занялся этой работой, но она была прервана в
связи с его арестом" [7, с.400]
Аресты
Москва
Год ареста 1924
День ареста 10
Месяц ареста 12
Иван Васильевич был арестован в связи с хождением списков арестованных и
ссыльных архиереев, которые составлялись в 1924г. в Москве в церковных кругах.
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
19/06/1925
Обвинение "названный гражданин составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам, беря их из недостоверных источников, имея целью дискредитировать соввласть"
Статья ст.73,59 УК РСФСР
Приговор 3 года ИТЛ
Групповое дело "Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г."
Как показал на допросе И.В.Попов, "списки епископата составлялись с целью учета
высланных и заключенных соввластью".
На вопросы следователя, от кого он получил эти списки, Иван
Васильевич категорически отказался отвечать [на всех допросах, имеющихся в
трех следственных делах, И.В.Попов ни разу не дал показаний, которые могли бы
кому-нибудь чем-либо повредить, иногда категорически отказываясь называть
имена]. По существу дела интересны его показания на допросе: "Я, как
христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и
аморальному уклону; последний момент отчасти вытекает из первого. Кроме этого
в Советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов,
имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенность
личности и т.д.; вообще я принципиальный противник какой бы то ни было
диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции
предпочтительнее методу революции, и что задачи социальной революции были бы
вернее разрешены первым путем. В общем же я безусловно подчиняюсь соввласти".
О списках репрессированных архиереев И.В.Попов показал следующее:
"Месяц, приблизительно, назад один из моих знакомых, назвать фамилию которого
я не решаюсь, ввиду нежелания подвергнуть его напрасному подозрению, принес
мне список, имеющий следующее заглавие:
"Список канонических архиереев, проживающих в России"
с подразделением
"Список архиереев, находящихся в обновленческом расколе",
с обозначением цифрой (арабской) 1 архиереев, посвященных до
освобождения Патриарха Тихона и цифрой 2 архиереев, находившихся в
обновленческом расколе, потом раскаявшихся. Список этот мне принес без моей
просьбы, как к человеку, интересующемуся церковными вопросами; относительно
этого списка у меня явилась мысль дополнить его фамилиями епископов, которых
там не было. Несколько позднее я решил его дополнить этот список графой о
судимости, привлечениях к ответственности и ограничениях в административном
порядке, которые применялись соввластью к епископату за последнее время, чтобы
иметь ясную картину положения епископата [к сожалению, в деле этих списков не
оказалось]. Эта мысль явилась у меня в связи с ожидаемым собором
представителей всех Православных Церквей на Востоке в 1925 году по поводу
какового собора слухи уже ходили уже давно и относительно которого я слышал
подтверждение от самого Патриарха Тихона. Не упомню, когда именно, до того,
как я внес в свой список последнюю графу, или вернее, до появления у меня мысли
о ней, был разговор о предстоящем соборе с Патриархом Тихоном, или после.
Утверждаю, однако, что мысль об этой графе уже явилась у меня независимо от
этой беседы. Подтверждает это хотя бы то, что на мои слова, что к
приближающемуся собору надо готовиться, он мне ничего не возразил. Я имею
основание думать, что если бы вопрос о подготовке встал перед Патриархом то
он обратился бы ко мне, как к одному из немногих уже оставшихся в живых
профессоров Академии. Мне казалось, что для работ собора по ликвидации
обновленческого раскола и информации его же о взаимоотношениях церкви этот
список мог быть полезен... Главным образом список составился только мной, по
личным сведениям, из прессы, в порядке частной информации от некоторых лиц,
припомнить которых затрудняюсь, так сведения эти слагались у меня в голове в
течении нескольких лет... Как эти списки были бы использованы для Собора я
не знаю: может быть, как материал для делегатов, может быть, для посылки на
собор, в случае разрешения выезда, может быть, для написания и посылки
какого-либо доклада". На следующем допросе Иван Васильевич заявил, что "если
бы интересы Церкви того потребовали я бы на Вселенском Соборе огласил списки
полностью". 27 апреля 1925г. И.В.Попову было предъявлено
обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных
государств с целью вызова со стороны последнего интервенции по отношению к
советской власти, для каковой Поповым доставлялась последним явно ложная
информация о гонениях со стороны советской власти по отношению к церкви и
епископата". На бланке постановления собственной рукой Иван Васильевич
написал: "С формулировкой обвинения не согласен. Возражения свои изложу после
того как мне будет дана возможность прочесть формулировку предъявляемых статей
в Кодексе законов"
Места заключения
Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке
Год начала 1924
День начала 10
Месяц начала 11
Год окончания 1925
Месяц окончания 6
Во время следствия содержался во внутренней тюрьме ОГПУ
Соловецкий лагерь
Год начала 1925
Год окончания 1927
Месяц окончания 11
Находясь на Соловках, принимал активное участие в составлении послания
соловецких епископов.
Владыка Иларион (Троицкий) отмечая исключительную ученость профессора
И.В.Попова говорил о нем на Соловках:
"Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе,
то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича".
По многим воспоминаниям о Соловках, профессор И.В.Попов был среди наиболее
известных и авторитетных соловецких заключенных периода второй половины 1920-х
годов