Медведь Роман Иванович 
    Год рождения 1874 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Холмская губ., Привисловский край, местечко Замостье близ г.Грубешова (ныне Польша) 
    протоиерей (тайный иеромонах) 
    Специальность=кандидат богословия 
    У о.Романа было еще одно имя — Ярослав, во многих источниках он указан как Роман-Ярослав,
    Ярослав-Роман или Ярослав.
    В 1937г. перед смертью пострижен во иеромонаха с именем Иосиф.
    Родился в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя и его супруги
    Марии Матвеевны, работавшей акушеркой. В семье было семеро детей: пятеро сыновей
    и две дочери.
    Самым старшим из детей был Яков, через два года родился Роман, затем — Мстислав,
    Ольга, Василий (умер в детстве), Александдра (Шура) и Михаил.
    В 1881г. семья переехала в г.Грубешов той же Холмской губ.
    Отец его умер рано, когда Роману исполнилось 12 лет
    Фотографии
       
      Священноисповедник Роман Медведь. Икона (находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы Бутырской тюрьмы) 
       
      Священноисповедник Роман Медведь. Икона. 
       
      Священноисповедник Роман Медведь. Икона. 
       
      Протоиерей Роман Медведь 
       
      О.Роман Медведь (в постриге Иосиф) 
       
      О.Роман Медведь (в постриге Иосиф) 
       
      Протоиерей Роман Медведь. Портрет в лагере 
       
      Протоиерей Роман. Москва. 1920-е годы 
       
      Община протоиерея Романа. 1920-е годы 
       
      Протоиерей Роман у храма святителя Алексия. 1920-е годы 
       
      Протоиерей Роман. Москва. Бутырская тюрьма. 1931 год 
       
      Могила протоиерея Романа в Малоярославце 
       
      Рака с мощами священноисповедника Романа 
       
      Роман Медведь (стоит крайний справа) 
       
      Роман Иванович Медведь, помощник инспектора семинарии (слева). Вильна 
       
      Роман Иванович и его жена Анна Николаевна. 1901 год 
       
      Священник Роман Медведь, его жена Анна Николавена (стоит), Николай Адамович Семеняка (впоследствии епископ Минский Феофан), Ольга Ивановна Медведь, сестра о. Романа 
       
      Священник Роман. 1901 год 
       
      Священник Роман. Санкт-Петербург. 1905 год. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1892-1901гг.] [1901-1918гг.] [1918-1921гг.] [ноябрь 1921г. - июль 1936г.] [август 1936г. - август 1937г.] [август 1937г. - сентябрь 1937г.]
      Образование
        Холмская Духовная Семинария 
        Год окончания 1894 
        Роман, как и его братья, учился в Холмской Духовной Семинарии, когда ректором ее
        был архимандрит Тихон (Беллавин), будущий Патриарх, оказывавший им впоследствии свое
        покровительство и помощь.
        Роман-Ярослав Медведь в 1892г. окончил Холмскую Духовную Семинарию первым учеником
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1894 
        Год окончания 1898 
        кандидат богословия 
        Во время учебы в Академии Роман познакомился с о.Иоанном Кронштадтским и стал его
        духовным сыном. Ничего впоследствии не предпринимал без его благословения.
        В 1898г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия
        с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания
      Служение
        Вильна, Виленская Духовная Семинария 
        Должность помощник инспектора, инспектор 
        Год начала 1898 
        Год окончания 1901 
        После окончания Духовной Академии был назначен помощником инспектора, затем
        инспектором, Виленской Духовной Семинарии.
        7 января 1901г. по благословению о.Иоанна Кронштадтского он обвенчался с дочерью
        священника Анной Николаевной Невзоровой, которая училась вместе с сестрой
        Романа Ольгой на медицинских курсах. Отец Анны Николаевны служил в Старо-Русском уезде
        Новгородской губ., был благочестивым священником, сподобившимся праведной и мирной кончины:
        он умер в день своего Ангела после причащения Святых Христовых Таин во время
        служения Литургии
      Рукоположение
        иерей 
        1901 
        День 3 
        Месяц 3 
        Место Чернигов 
        Кто рукоположил епископ Черниговский и Нежинский Антоний Соколов, архиепископ Черниговский Ювеналий (Поповец) 
      Служение
        Черниговская губ., Глуховский у., церковь Воздвижения Креста Господня в имении помещика Неплюева 
        священник 
        Год начала 1901 
        День начала 12 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1902 
        В имении помещиком Неплюевым было организовано Крестовоздвиженское братство,
        которое и должен был окормлять о.Роман.
        Из-за конфликта с руководителем братства помещиком Неплюевым о.Роман прослужил
        в братстве только год.
        В 1902г. о.Роман получил назначение в храм Марии Магдалины в Санкт-Петербурге
        Санкт-Петербург, церковь св.равноап.Марии Магдалины 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1902 
        День начала 30 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1908 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 10 
        С 30 ноября 1902г. о.Роман — настоятель церкви св.равноап.Марии Магдалины
        при училище лекарских помощниц и фельдшериц на Суворовском проспекте.
        Церковь находилась в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства.
        Здесь во время служения о.Романа образовалась многочисленная духовная община и
        было организовано общество трезвенников, в котором о.Роман вел занятия.
        О.Роман неоднократно сослужил своему духовнику и видел праведного Иоанна во время
        евхаристического канона, приподнимающимся над полом, как бы парящим в некой дымке.
        Священник целиком посвятил себя пастырской деятельности, и эти несколько лет
        напряженной деятельности сказались на состоянии здоровья: он и его жена
        заболели туберкулезом, и врачи посоветовали им уехать из Санкт-Петербурга.
        Но было еще одно обстоятельство. В 1907г. на квартиру о.Романа пришел Григорий
        Распутин, и о.Роман счел нужным высказать пришедшему в лицо свое мнение о нем.
        Через две недели последовал указ Святейшего Синода о переводе о.Романа полковым
        священником в г.Томашов Польский, на границе Польши с Германией.
        Перед отъездом о.Роман с женой посетили о.Иоанна Кронштадтского, и о.Роман
        рассказал о случившемся. О.Иоанн его успокоил, сказав:
            "Это все кратковременно, все будет хорошо, скоро он о тебе забудет"
        Люблинская губ., г.Томашов Польский 
        священник 
        Должность полковой священник 
        Год начала 1908 
        День начала 8 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1908 
        Действительно, уже через несколько месяцев пришел приказ о переводе о.Романа
        в Севастополь
        Таврическая губ., г.Севастополь, Свято-Владимирский Адмиралтейский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный береговых команд Черноморского флота 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1918 
        О.Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора
        в Севастополе и благочинным береговых команд Черноморского флота.
        В подчинении о.Романа, кроме Свято-Владимирского собора, были храмы г.Севастополя:
        Покровский, Архангела Михаила на Екатерининской ул. (взорван до войны) и
        Свято-Никольский (на Братском кладбище) и, кроме того, 50 священников на кораблях.
        "В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал", — говорил об этом
        периоде своей жизни о.Роман.
        В 1912г. восстали матросы на линкоре "Святой Иоанн Златоуст".
        О.Роман предложил командованию флота для оздоровления нравственной обстановки
        среди моряков употребить духовное средство — индивидуальную исповедь.
        Командование согласилось. О.Роман всю ночь исповедовал матросов.
        Выпустил брошюру о соблазнах революции и основах православия, чтобы развеять
        революционную романтику на флоте. Благодаря своему высокому авторитету ему
        удалось убедить командование не вводить тайную полицию в среду матросов.
        Эти события побудили его написать книгу "Дисциплина и товарищество", в которой общественная и политическая
        жизнь осмыслялась с точки зрения православного мировоззрения.
        По сведениям [Д1], в 1914–1917гг. о.Роман был гарнизонным священником Севастополя.
        Многие послушания во Владимирском соборе несли сами матросы,
        в том числе и тарелочный сбор, один матрос, по фамилии Докукин, решил этим
        воспользоваться и стал красть церковные деньги; о.Роман его уличил в этом
        и отправил на корабль.
        После февральской революции 1917г. был организован солдатско-матросский революционный
        комитет, и Докукин стал его председателем.
        В декабре 1917г. революционный комитет принял решение арестовать и расстрелять
        о.Романа.
        Докукин среди других пришел домой к о.Роману, чтобы его арестовать. Но один матрос
        предупредил матушку о.Романа о злодейском замысле, она купила ему билет на поезд
        в Москву.
        Отслужив Рождественскую службу, не заходя домой, он отправился на вокзал.
        Хорошо знакомый ему начальник вокзала посадил его в вагон еще до того, как
        состав был подан к перрону. Все вещи Анна Николаевна отвезла накануне, и они
        были заблаговременно отнесены в купе. Во время посадки пассажиров на перроне
        дежурила революционная стража на случай, если бы о.Роман решил уехать, и ночью
        члены Ревкома пришли арестовывать священника. Они перерыли весь дом, допросили
        Анну Николаевну, которая во все время обыска держала на руках шестимесячную
        дочь Ирину. Анна Николаевна держалась мужественно, сказалась ничего не
        знающей о местонахождении мужа, и матросы ушли, но затем приходили с
        обысками еще несколько раз
        Москва 
        протоиерей 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 5 
        Протоиерей Роман благополучно добрался до Москвы и направился к Патриарху
        Тихону.
        Патриарх Тихон благословил его служить и проповедовать в московских храмах
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1918 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 5 
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1918 
        День начала 22 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 7 
        30 июля 1918г. о.Роман был освобожден под подписку о невыезде
      Служение
        Москва 
        протоиерей 
        Год начала 1918 
        День начала 30 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 9 
        Москва, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного) 
        протоиерей 
        Должность настоятель, председатель "Совета объединенных приходов" 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1919 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 2 
        В сентябре 1918г. был расстрелян арестованный ЧК в мае 1918г. настоятель
        Покровского Собора на Красной площади (храма Василия Блаженного) протоиерей
        Иоанн Восторгов.
        Когда об этом стало известно, Патриарх Тихон назначил настоятелем Покровского
        собора Василия Блаженного о.Романа Медведя.
        В это время при храме уже существовала большая община, и о.Роман с усердием
        поддержал сделанное его предшественником — вдохновенными проповедями, беседами
        на евангельские темы, неспешно проводимой исповедью.
        27 ноября 1918г. дело 1918г. в отношении о.Романа было прекращено по амнистии.
        После закрытия 25 февраля 1919г. Покровского собора Патриарх Тихон назначил
        о.Романа настоятелем храма свт.Алексия в Глинищевском переулке
        Москва, Глинищевский пер., храм свт.Алексия митрополита Московского 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1919 
        День начала 25 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1921 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
        Храм святителя Алексия был построен в 1690г., позже были пристроены два придела —
        свт.Николая Чудотворца, и иконы Матери Божией "Всех скорбящих Радость".
        Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922г. представители властей
        забрали из храма почти все сосуды, необходимые для совершения литургии.
        Были оставлены одна серебряная позолоченная чаша с дискосом, лжица и маленький
        серебряный крест. Община, окормляемая прот.Романом, приобрела деревянный потир
        со вставленным в него стеклянным стаканом.
        В 1919г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона о.Роман организовал
        "Братство ревнителей православия" в честь святителя Алексия, митрополита
        Московского. С этого времени для о.Романа начался особый период жизни,
        — период духовного старческого окормления.
        Многие благодаря чрезвычайным трудам прот.Романа нашли путь к Церкви и обрели
        твердую почву под ногами.
        О.Роман обладал прекрасным голосом, был академически образован и богословски
        начитан, говорил прекрасные проповеди, был одарен незаурядными организаторскими
        способностями, был прекрасным духовным отцом.
        Высокий духовный настрой, с которым служил и проповедовал о.Роман, передавался
        всем, кто с ним соприкасался. У него был особый дар приобретать человеческие
        сердца. Он часто повторял:
             "Господь взял свиток наших грехов и пригвоздил ко Кресту".
        Его чада до конца жизни вспоминали эти слова, подходя к Распятию.
        О.Роман обладал несомненной прозорливостью. Некоторые испытывали духовный трепет,
        идя на исповедь: казалось, что он многое знает наперед, и действительно это
        часто подтверждалось на практике.
        Из книги "Оптина Пустынь и ее время" Ивана Михайловича Концевича, состоявшего
        в братстве о.Романа:
           "В тот год, благодаря мудрому руководству Святейшего Патриарха Тихона,
            церковная жизнь в Москве чрезвычайно оживилась. Москва покрылась сетью
            братств, кружков и союзов, так как Патриарх отменил границы приходов и
            разрешил образование междуприходских братств. К деятельности этих братств,
            руководимых наиболее ревностными пастырями, были широко привлечены и миряне:
            они пели, читали на клиросе, проводили беседы и даже выступали с проповедями.
            По вечерам совершались акафисты с общенародным пением и беседами после них.
            Для детей, лишенных уроков Закона Божия, устраивались беседы с "туманными
            картинами" из Священной истории, молодежь собиралась отдельно и занималась
            изучением церковного устава, Евангелия и т.п.
            Я принимал близкое участие в братстве Святителя Алексия, митрополита
            Московского, во главе которого стоял протоиерей Роман Медведь...
            К братству были приписаны еще несколько приходских церквей в разных концах
            Москвы, где вели работу члены братства. В самом храме братства ежедневно
            совершалась ранняя литургия, и члены могли посещать ее еще до своей службы... По вечерам
            были вечерние богослужения с беседами, члены братства старались ежемесячно
            приступать к святому причастию и активно участвовали в работе...
            Я имел возможность посвящать свои силы работе в братстве, а потому это
            время принесло мне громадную духовную пользу; здесь я окреп духовно и начал
            жить в ограде Православной Церкви".
        Из воспоминаний других членов братства:
           "Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица,
            темнота на улицах — полное неустройство жизни, а в храме свт.Алексия
            в Глинищевском переулке шла глубокая, интенсивная жизнь, налаживавшаяся...
            отцом Романом Медведем. Богослужения в храме святителя Алексия совершались
            ежедневно утром и вечером, а по четвергам и ночью — полунощница с пением
            "Се Жених грядет в полунощи".
            По воскресеньям и утром и вечером после богослужений растолковывалось
            Евангелие... читалась святоотеческая литература, проводились беседы,
            в которых объяснялось богослужение. Каждый из присутствующих мог задать
            вопрос и сам поделиться своими мыслями, после всех говорил о.Роман.
            Он призывал к решительному покаянию за всю жизнь,... к обращению ко Христу
            как к своему личному Спасителю. Отец Роман вводил нас в спасительное лоно
            Православной Церкви... Исповедь в храме святителя Алексия проводилась
            частная. Многие откликнулись на призывы доброго пастыря, принесли покаяние
            за всю жизнь... и встали на путь послушания Церкви...
            В храме все делалось бесплатно, руками предавшихся Богу людей: мыли полы,
            зажигали паникадила, лампады, звонили на колокольне, продавали свечи,
            читали каноны, шестопсалмие и прочее, пели, регентовали — все это делали
            члены братства...
            Давшие обет послушания приносили ежедневное исповедание своих помыслов и
            деяний через дневники, которые передавались батюшке раз в неделю, и получали
            наставления по всем вопросам...
            В то время в Церкви большим авторитетом пользовался старец протоиерей
            Алексий Мечев. Он очень уважал отца Романа за его ревностную углубленную
            работу, а когда сам лично побывал в храме святителя Алексия... сказал
            отцу Роману:
               "У тебя стационар, а у меня только амбулатория"".
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [3]:
           "Оказалось, что Зина с Женей [Барютины] в своих поисках напали на храм, где
            настоятелем интересный человек — о.Роман Медведь. Он разъясняет богослужение,
            толкует учение древних подвижников об очищении внутреннего человека по
            "Добротолюбию" и, главное, объединяет своих прихожан в братство для взаимной
            духовной и житейской помощи... После рассказа Зины я сейчас же пошла
            в храм святителя Алексия, который стоял, окруженный старыми липами в
            Глинищевском переулке. О.Роман говорил убежденно... О.Роман пытался
            организовать жизнь прихожан своего храма по-другому, по-новому, придать
            ей форму той сверхличной стихии, которая называется церковностью...
            В братстве неминуемо присутствовало и "слишком человеческое", но все это было
            ничтожным перед величайшей искренностью, стремлением к идеалу и бескорыстием.
            Здесь собирались прекрасные люди, и только в годы кратковременного освобождения
            от государственной "мирской" зависимости красота церковной жизни могла так
            ярко выступить на поверхность и стать заметной. У братств на Руси сколько
            было инициаторов, столько и оттенков. У о.Романа был свой оттенок, своя
            мечта — создание "монастыря в миру", с приподнятой романтикой просветленной плоти и
            радостным аскетизмом... Мне надо было войти в жизнь Церкви не через книги,
            а через живое чувство вместе с другими живыми людьми... Cестры Барютины
            тоже по-разному участвовали в деле о.Романа. Людмила с помощью пения в
            церковном хоре, Зина — с помощью строгого участия в богослужении, чтения и
            отхода от всяких развлечений воспитывала в себе молитвенное внимание к Богу,
            к людям, к своей душе. Женя [Евгения Николаевна Барютина] была предана
            братству о.Романа, во всех последующих испытаниях батюшки она
            была ему поддержкой, и он умер у нее на руках".
        Первое время отец Роман служил в храме один и весь труд богослужения,
        окормления паствы нес сам.
        Из воспоминаний одной из его духовных дочерей:
           "...Его труд этих первых лет в одиночку можно назвать титаническим, обозрев
           и перечислив основные моменты его деятельности: ежедневная литургия
           с вечерним богослужением накануне, прием большинства духовных чад в течение
           недели на откровение помыслов, многочисленные причастники каждое воскресенье,
           в тот же воскресный день, после вечерни, обширная проповедь на евангельскую
           тему... Трудно себе представить, как мог он "тащить такую мрежу" один
           без помощников.
           Не сверхъестественно ли то, что он выдерживал, причем выдерживал, оставаясь
           всегда спокойным, доступным и... ангельски кротким. Чему учил, тому был
           и примером".
        Устав Братства был строгим, под стать монастырскому, ибо во главе стоял закон
        послушания. Впоследствии некоторые из членов Братства приняли священный сан,
        другие — монашеский постриг (как правило, тайный).
        В 1921г. Патриарх Тихон рукоположил в сан священника духовного сына о.Романа
        — Петра Степановича Степанова и назначил вторым священником.
        Другим помощником протоиерея Романа в 1920-е годы стал регент храма Сергей Владимирович
        Веселов, который также был рукоположен в сан священника (он скончался в 1927г.)
        Под руководством о.Романа, незаурядного организатора и проповедника,
        Братство проводило очень большую просветительскую и благотворительную деятельность.
        Напряженная жизнь Братства вызывала раздражение властей
      Места проживания
        Москва, Глинищевский пер., 7а-2 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1921 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1921 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 9 
        Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность" 
        В период 1918–1921гг. власти неоднократно арестовывали о.Романа, но вскоре
        освобождали.
        Во время одного из арестов его допрашивал сам Дзержинский, который предложил ему
        эмигрировать на родину в Холмскую губернию, которая отошла к Польше. Священник
        отказался, убедив представителя власти, что "его отношение к советскому государству
        вполне лояльное и находится в пределах, определенных апостолами"
        8 сентября 1921г. о.Роман был арестован за "контрреволюционную деятельность"
      Места заключения
        Москва, Кисельный пер., тюрьма ЧК 
        Год начала 1921 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1921 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 11 
        О.Роман был болен туберкулезом и страдал болезнью сердца.
        В тюрьме эти болезни осложнились.
        Родственница о.Романа Т.Л.Катуар отправила письмо в ПКК (Политический Красный
        Крест) с просьбой ходатайствовать о его освобождении.
        23 ноября 1921г. дело было прекращено по амнистии ВЦИК
      Служение
        Москва, Глинищевский пер., храм свт.Алексия митрополита Московского 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1931 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 4 
        Учрежденное о.Романом по благословению Патриарха Тихона "Братство ревнителей
        православия" насчитывало не менее 200 постоянных членов, общим числом до 5 тысяч.
        Труд о.Романа в эти годы можно назвать поистине титаническим. У него были мечты
        поставить дело на подлинно монастырский лад при жизни пасомых в миру, но не для
        мира. Внутри Братства царил дух согласия и радости, любви и внимания друг к другу.
        Некоторые из девушек-прихожанок после нескольких лет пребывания в братстве
        изъявляли желание принять монашеский постриг. Отец Роман получал в этих случаях
        благословение Патриарха Тихона, а после его кончины — заместителя Патриаршего
        Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
        В 1927г. была опубликована декларация митрополита Сергия.
        Когда, после литургии, выполняя указ, о.Роман прочел с амвона воззвание
        митрополита Сергия, несколько человек, не сговариваясь, выбежали из храма и
        больше в него не вернулись.
        О.Роман счел нужным написать письмо к священнослужителям и мирянам, в котором
        увещевал не разрывать канонических отношений с митрополитом Сергием (Страгородским)
        и "не становиться жертвой козней врага нашего спасения".
        Чрезмерные труды, которые пришлось нести о.Роману в это время, подорвали его
        здоровье, и он стал часто и тяжело болеть.
        В конце 1920-х гг. власти стали преследовать семью священника, и духовный
        собор Высокопетровского монастыря, в который входили игумен Митрофан и иеромонах
        Агафон, единодушно решил: чтобы избавить от преследований семью протоиерея
        Романа, ему необходимо оформить официальный развод. Подчинившись духовному
        авторитету наставников, супруги оформили развод, и впоследствии, когда
        о.Роман писал письма, он адресовал их на имя дочери Ирины
      Места проживания
        Москва, ул.Кожевническая, 9–28 
        Год окончания 1931 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 2 
        На квартире в Кожевниках, по сведениям [Д1], произошел арест и обыск.
        В 1930г. власти выселили священника из церковной квартиры
        Нижегородская ж/д, ст.Обираловка, пос.Ольгино, 27 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 2 
        Стараниями духовных детей была выстроена небольшая дача в деревне Ольгино
        вблизи станции Железнодорожная, неподалеку от Москвы, куда о.Роман переехал
        жить, а семья его переехала в г.Пушкино к его духовной дочери Маргарите
        Евгеньевне Ветелевой.
        В Ольгино стали приезжать духовные дети о.Романа на исповедь и за советом
        в те дни, когда не было служб или когда он не мог служить по болезни.
        Роман, в дни именин и в другие дни, приглашал к себе на квартиру на чай, где
        опять же велись беседы. Когда о.Роман жил на даче, у него поочередно гостили
        сестры
      Аресты
        Москва, ул.Кожевническая, 9–28 
        Год ареста 1931 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 2 
        ОГПУ установило усиленный надзор за храмом святителя Алексия, ставя своей
        целью его закрытие.
        Своих духовных детей о.Роман предупредил о предстоящих испытаниях, чтобы
        каждый взвесил, сможет ли перенести арест и не впасть в пагубное искушение.
        Прихожане настолько любили своего пастыря, что никто не захотел покинуть его
        и перейти в другой храм.
        16 февраля 1931г., на следующий день после праздника Сретения, ОГПУ арестовало
        прот.Романа и около 30-ти членов братства.
        По сведениям [6] был арестован 21 апреля 1931г.
        Отец Роман и арестованные члены общины были заключены в Бутырскую тюрьму.
        Когда прихожане утром пришли в храм, он был заперт, и уже было известно
        об арестах.
        Вскоре храм был закрыт и вскоре же разрушен
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        10/05/1931 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, организация и руководство контрреволюционной организации "Братство ревнителей православия, а/с агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел заменен на 10 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело протоиерея Романа Медведя и др. Москва, 1931г." 
        Сразу же после ареста начались допросы. Арестованные держались мужественно,
        показав себя твердыми в вере и благородными в ответах. Если отвечали, то лишь
        о религиозной жизни прихода, которая была далека от какой бы то ни было
        политической деятельности.
        Основным обвинением о.Романа было известное восстание матросов на линкоре в 1912г., а
        также участие в организации "Истинно Православная Церковь".
        Следователи обвиняли прот.Романа в том, что он, будучи священником в Севастополе,
        будто бы "выдал участников революционного мятежа, воспользовавшись исповедью".
        обвинили в "контрреволюционной деятельности", в том числе и в "снижении революционной и
        богоборческой активности матросов в 1912г.".
        О.Роман сказал:
           "...В то время я был на даче в 15 км от Севастополя. По возвращении
           в Севастополь я для поднятия духа матросов предложил командиру полуэкипажа...
           провести индивидуальную исповедь матросов, что мною и было сделано.
           Так как команда была в то время безоружна, после исповеди командир полуэкипажа
           спрашивал меня, можно ли доверить команде оружие, на что я ответил, что
           настроение среди матросов вполне здоровое и оружие доверить можно...".
        Следователи добивались, чтобы отец Роман назвал всех, кто был тайно пострижен
        в монашество, и рассказал, где и когда это происходило. Назвав только тех,
        кто сам рассказал о принятии ими монашеского пострига, о.Роман далее сказал:
          "О происходивших других тайных постригах из числа членов моего братства
           показывать по своим религиозным убеждениям отказываюсь".
        У властей не было никаких данных о контрреволюционной деятельности священника,
        и на допросах следователи не спрашивали о характере его проповедей или бесед.
        Следствие было завершено через два месяца, и 26 апреля 1931г. было
        составлено обвинительное заключение, в котором о.Роман и прихожане храма
        обвинялись в том, что они
            "Являлись членами контрреволюционной организации,...членами ее проводились
             нелегальные собрания под руководством Медведя, на которых велась работа
             по воспитанию членов организации в антисоветском духе.
             Участниками организации были в большинстве советские служащие;
             некоторые из них занимали большие должности в советских учреждениях.
             Кроме того, из числа особо активных участников организации Р.И.Медведь
             организовал орден "тайных монахов". Участники ордена... должны были
             выполнять все поручения своего руководителя... самый факт монашества
             тщательно скрывался. Участники ордена продолжали оставаться на советской
             службе и носить светскую одежду.
             Р.И. Медведь обвиняется в том, что он организовал и руководил контрреволюционной
             организацией... А.И. Туманова, А.С. Соколова,... обвиняются в том, что они
             были активными членами контрреволюционной организации... тайных монахов,
             все остальные обвиняемые обвиняются в том, что они были активными участниками
             контрреволюционной организации "Братство ревнителей православия",
             посещали нелегальные собрания и вели антисоветскую агитацию".
        30 апреля 1931г. Коллегия ОГПУ приговорила 24-х членов общины храма к различным
        срокам заключения и ссылки.
        10 мая 1931г. протоиерей Роман был приговорен к 10 годам концлагерей
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 16 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 6 
        2 июня 1931г. состоялось свидание с родственниками.
        На следующий день прот.Роман был отправлен в один из лагерей Беломорско-Балтийского
        управления
        Карелия, ст.Медвежья Гора, Белбалтлаг 
        Год начала 1931 
        День начала 2 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 6 
        2 июня 1931г. о.Роман прибыл на ст.Медвежья Гора.
        С этого времени между ним и его духовными детьми в течение многих лет могла
        существовать лишь переписка, которая велась через его дочь Ирину.
        Так как заключенные могли посылать не больше одного письма в месяц, все
        пожелания и советы нужно было уместить в одном письме.
        Из лагеря о.Роман писал:
           "Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день
            считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым
            (в движении к совершенству). Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни,
            странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути.
            Идти все равно надо, а Отечество наше — на Небесах".
        Он назидал своих чад:
           "Взаимная любовь должна учить покрывать даже различные свидетельства совести,
            и любовь всегда должна ставиться выше личного знания. Разделение, но
            не рассечение; разделение, но не в основном, которое у всех едино,
            а посему разделения временны и преодолимы"
        Карелия, г.Кемь 
        Год начала 1931 
        День начала 3 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        9 июня 1931г. о.Роман прибыл в г.Кемь
        Соловецкие лагеря, лагпункт Попов остров 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        Месяц окончания 5 
        В лагерях о.Роман работал ночным сторожем, потом счетоводом. Переписывался со своим
        духовником архиепископом Варфоломеем (Ремовым).
        Родные стали хлопотать о сокращении срока его заключения.
        Дело было вновь рассмотрено ОГПУ, которое приговор оставило в силе.
        Однако состояние здоровья о.Романа стало к тому времени настолько тяжелым, что
        Коллегией ОГПУ от 13 апреля 1932г. в порядке частной амнистии срок сокращен
        на 1/3 по болезни. Постановление Президиума ЦИК СССР от 19 апреля 1932г.[Д1].
        Вскоре отец Роман написал своим близким:
           "21 июня 1932г. Дорогая Ирочка и все мои близкие, родные, дорогие!..
            1 июня мне под расписку объявлено, что постановлением ВЦИК от 19.4.32 года срок моего заключения сокращен на 1/3, а посему его
            конец теперь — 16.10.37 года; кроме того, за работу пока имею уменьшение
            на 29 дней, то есть срок еще сократился...".
        В декабре 1932г. к нему приезжала 15-летняя дочь с матушкой Анной.
        Анна Николаевна сняла на три дня угол в бараке, и все это время отец Роман жил
        здесь и только утром и вечером ходил отмечаться в лагерь, откуда он приносил
        в котелке полагавшийся ему обед
        Соловецкие лагеря, ст.Кузема 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1936 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 7 
        24 июля 1936г. о.Роман был освобожден по болезни за 2 дня до окончания срока
        заключения.
        Вернулся в Москву и был выслан в Волоколамск
      Места проживания
        Московская о., г.Волоколамск 
        Год начала 1936 
        Месяц начала 8 
        Поселился в окрестностях Волоколамска
        Московская о., пос.Валентиновка 
        Затем о.Романа перевезли под Москву в поселок Валентиновку к духовной дочери,
        Маргарите Евгеньевне, муж которой, Александр Андреевич Ветелев, впоследствии
        стал священником. Здесь о.Роман прожил три месяца.
        Но туберкулез, которым он болел еще в молодости, за время его заключения
        усилился настолько, что стал угрожать его жизни, а здешний климат оказался не
        подходящим для такого рода больных. Один из друзей священника, с которым он
        несколько лет делил заключение, позвал его к себе в город Черкассы Харьковской обл.,
        куда о.Роман и переехал
        Харьковская о., г.Черкассы 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        Но здоровье его и здесь ухудшалось.
        Отсутствие родных и отдаленность духовных детей создавали дополнительные
        трудности и беспокойства. Здесь он прожил несколько месяцев.
        Анна Николаевна в это время подыскивала место, где о.Роман мог бы поселиться,
        и с помощью протоиерея Зосимы Трубачева такое место было найдено в Малоярославце,
        где о.Зосима после возвращения из концлагеря был благочинным и служил
        в Казанском храме.
        25 мая 1937г. о.Роман оступился на крыльце домика в Черкассах и сломал
        пораженную туберкулезом шейку бедра правой ноги, что до конца жизни лишило его
        возможности передвигаться самостоятельно.
        Матушка Анна Николаевна перевезла о.Романа в Малоярославец
        Калужская о., г.Малоярославец 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 8 
        Последние месяцы жизни о.Романа прошли в Малоярославце.
        Здесь за ним ухаживала одна из его духовный дочерей, время от времени приезжали
        помогать Анна Николаевна с дочерью Ириной, а также духовные чада отца Романа.
        Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал служить Литургию, которая была для него
        великим утешением.
        В июле 1937г. власти решили арестовать о.Романа, но когда они пришли к нему домой,
        у него началось легочное кровотечение, и матушка Анна сказала пришедшим:
            "Вы видите, он умирает. Ну, берите, мне еще лучше будет, не надо будет его
             хоронить".
        Сотрудники НКВД заявили, что "им и своих покойников хватает", и ушли.
        Вскоре состояние здоровья протоиерея Романа ухудшилось настолько, что он уже
        не мог совершать литургию
      Рукоположение
        иеромонах 
        Иосиф 
        1937 
        День 18 
        Месяц 8 
        Место Калужская о., г.Малоярославец, на дому 
        Кто рукоположил игумен Митрофан, бывший келейник иеромонаха Зосимовой пустыни Алексия 
        18 августа 1937г. о.Роман попросил призвать к нему протоиерея Зосиму, чтобы
        исповедоваться и причаститься Святых Таин.
        Когда тот пришел, батюшка долго исповедовался и горько плакал, затем приобщился
        Святых Христовых Таин и, со слезами поблагодарив о.Зосиму, поцеловал его руку.
        Спустя десять минут к нему приехал игумен Митрофан. Их встреча была исполнена
        искренней взаимной любви.
        Игумен Митрофан предложил ему принять монашеский постриг. О.Роман согласился,
        и игумен спросил: "В какой чин?" — "В первоначальный", — ответил отец Роман.
        В тот же день прот.Роман был пострижен в рясофор с наречением ему имени Иосиф.
        Прощаясь, игумен Митрофан поклонился батюшке в ноги, и затем они обнялись,
        обливаясь слезами.
        Постриг о.Роман хотел сохранить в тайне и просил ухаживавших за ним не
        рассказывать о нем, но об этом все же стало известно через келейниц игумена
        Митрофана.
        Во все последующие дни протоиерей Зосима ежедневно причащал о.Романа
      Места проживания
        Калужская о., г.Малоярославец 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
        В Малоярославце за больным о.Романом ухаживала Евгения Николаевна Барютина,
        бывшая членом Алексеевского братства о.Романа
    Кончина
      1937 
      День 8 
      Месяц 9 
      Место Калужская о., г.Малоярославец 
      Место захоронения Москва, храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе 
      6 сентября протоиерей Роман сказал ухаживавшей за ним духовной дочери:
         "Смерть на расстоянии двух дней, и тогда конец. Остались последние денечки.
          Я поставлен Господом быть ответчиком — и буду, как пример для других".
      В этот же день о.Роман продиктовал Анне Николаевне письмо духовным детям.
         "Откажитесь от своего малого, и Господь даст Свое большое", —
      завещал им о.Роман.
      В семь часов вечера 8 сентября 1937г. душа его отошла ко Господу.
      В девять часов вечера пришел протоиерей Зосима облачить почившего, он же и
      отпевал его.
      Протоиерей Роман был погребен на городском кладбище в Малоярославце.
      3 августа 1999г. по благословению Патриарха Алексия II были обретены мощи
      священноисповедника Романа и перенесены в Москву в храм Покрова Божией Матери
      на Лыщиковой горе
    Канонизация
      Священноисповедник протоиерей Роман Медведь 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Тропарь, глас 2.
        Благочестно на земли Богу послужив, чада твоя духовная добре упасл еси,
        воинству морскому окормитель явился еси. Венцем мученическим за Христа
        украшен быв, блаженную кончину приял еси. Ныне в небесных чертозех
        Творцу всяческих предстоя, не забуди и нас в молитвах своих,
        исповедниче Романе добропобедный
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 26.08 
          Новый стиль 08.09 
          день блаженной кончины (1937г.) 
        3
          Старый стиль 21.07 
          Новый стиль 03.08 
          обретение мощей (1999г.) 
    Реабилитация
      Дата 23/11/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура РФ 
      По году репрессий 1931 
    Публикации
      1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      С.872–873. 
      2 Доненко Н., прот. Протоиерей Роман Иванович Медведь// Московский журнал. 1996. N 3. 
      С.19–24. 
      3 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 13–16 августа 2000г. 
      4 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.4. 
      С.288–367,475. 
      5 Житие священноисповедника протоиерея Романа Медведя. Машинопись. 
      6 Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России// Церковно-исторический вестник. 1999. N 2–3. 
      С.53–56,168. 
      7 Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.:Молодая гвардия, 2003. 
      218–221,278,373,422,510. 
      8 https://azbyka.ru/days/sv-roman-medved (Православный Церковный Календарь "Азбука Веры". Священноисповедник Роман Медведь, пресвитер). 
      9 http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgmmlekpom.html (сайт А.А.Бовкало. Санкт-Петербург. Церковь Св.Равноапостольной Марии Магдалины при училище Лекарских помощниц и фельдшериц. Клир). 
      10 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии). 
      11 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/holsem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Холмской духовной семинарии). 
      12 https://drevo-info.ru/articles/11431.html (Древо — Открытая Православная Энциклопедия. Медведь Роман Иванович). 
    Заявители
      Медведь Ирина Романовна 
      дочь 
    Документы
      ЦА ФСБ РФ. Д.Р-42304. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ