Служение
      Уфимская епархия обн. 
      епископ обн 
      Должность епископ Мензелинский обн., викарий Уфимской епархии обн. 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1924 
      Месяц окончания 4 
      Вскоре епископ Ириней вернулся в Мензелинск.
      В начале 1924г. признал обновленческий Синод ([6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.55об.)],
      о чем дал подписку обновленческому Уфимскому епархиальному управлению.
      Значился в официальных списках обновленческой иерархии; "повлиял своим авторитетом
      епископа в деле признания Синода" большинством приходов Мензелинского и
      Челнинского кантонов.
      Временно управляющий Уфимской епархией епископ Иоанн (Поярков) в докладе Патриарху Тихону
      от 18/31 марта 1924г. сообщал:
          
      "О епископе Иринее в Мензелинске сведений совершенно нет, что дает основание сомневаться
           в его твердости..." [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.247. Л.12об.)].
      Разнообразные обновленческие источники свидетельствуют о двукратном пребывании
      епископа Иринея в расколе с последующим возвращением к Патриарху Тихону:
          "Мензелинский кантон во главе с епископом Иринеем дважды качался от тихоновщины
           к православию [т.е. к обновленчеству], и потому к 1 апреля 1924г. не было
           и помина о тихоновщине, а к 1 июня 1924г. осталось очень немного сторонников
           единения с Синодом [6 (Православный Церковный Вестник (Казань).1925. N 2. С.21.)].
      Факт официального пребывания в первые месяцы 1924г. в составе обновленческой
      иерархии подтверждается и подписью епископа Иринея под "Обращением" обновленческого
      Синода от 25 мая 1924г. по поводу примирения Патриарха Тихона с протопресвитером
      В.Красницким и его группой "Живая Церковь" ("обращение" составлено А.Введенским).
      Уфимская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1924 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 5 
      Однако в мае 1924г. епископ Ириней вместе с большей частью приходов Мензелинска
      уже вернулся к Патриарху Тихону [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.55об.)].
      Казанское епархиальное управление, в ведение которого с 3 июня 1924г. поступили
      обновленческие приходы Мензелинского и Челнинского кантонов, с большим опозданием —
      только 28 июля 1924г., официально уведомило Челнинский кантонный комитет
      о возвращении епископа Иринея в "тихоновщину" [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.10.)].
      На возвращение в Патриаршую Церковь епископа Иринея именно в мае 1924г. указывает
      прошение епископа Иринея от 23 мая 1924г. на имя Святейшего Патриарха Тихона
      с просьбой освободить его от управления Мензелинским викариатством и назначить
      в распоряжение преосвященного Сарапульского епископа Алексия (Кузнецова) в качестве
      его викария на предполагаемую к открытию Малмыжскую архиерейскую кафедру;
      при этом епископ Ириней вновь скрыл от Патриарха Тихона свое уклонение в раскол
      и не принес покаяния [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.272. Л.165.)].
      Этот факт скрытия епископом Иринеем от Патриарха пребывания в обновленчестве
      подтверждается и тем, что в "Списке канонических архиереев..." по состоянию
      на осень 1924г., с правкой Патриарха Тихона, — у имени Иринея, епископа
      Малмыжского, нет пометы о пребывании его в обновленческом расколе
      Сарапульская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Малмыжский, викарий Сарапульской епархии, в.у. Ижевской епархией (1925г.) 
      Год начала 1924 
      День начала 26 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1925 
      День окончания 19 
      Месяц окончания 2 
      13/26 мая 1924г. по Указу Патриарха Тихона и Священного Синода епископом
      Сарапульской епархии Алексием (Кузнецовым) епископ Ириней был назначен
      на вновь открытую самостоятельную викарную кафедру в г.Мамлыж с исполнением обязанностей
      викарного епископа Мамлыжского.
      В начале 1925г., оставаясь в Мамлыже, епископ Ириней также временно управлял Ижевским
      викариатством Сарапульской епархии.
      19 февраля 1925г. епископ Ириней был перемещен на Елабужскую викарную кафедру
      Сарапульской епархии
      Сарапульская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии 
      Год начала 1925 
      День начала 19 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1926 
      Месяц окончания 1 
      Елабуга находилась в ближайших окрестностях бывшего Мензелинского викариатства.
      Епископ Ириней решил создать самостоятельную архиерейскую кафедру с центром
      в Елабуге, в которую вошли бы Мензелинский и Челнинский кантоны Уфимской православной
      епархии, а также Мамадышское викариатство Казанской епархии. При этом он опирался
      на неоднократные решения собраний духовенства и мирян бывшего Мензелинского уезда
      о желании присоединиться к Елабуге, ввиду удаленности от Уфы.
      Епископ Ириней начал восстанавливать свое влияние в Мензелинске и в Набережных
      Челнах, где ранее укрепились обновленцы, и его действия имели успех. Как признавали
      сами обновленцы, если к 1 апреля 1925г. в Мензелинске "не было и помина о тихоновщине",
      то уже к 1 июня 1925г. там "осталось очень немного сторонников единения
      с Синодом [обновленческим]" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 2. С.21.)].
      Как сообщали обновленцы, на Мензелинск "из Елабуги делается сильный нажим
      со стороны епископа Иринея через местных монахинь, и обновленческие священники
      не смеют дохнуть" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 3. С.14.)].
      Позднее влияние епископа Иринея начало проявляться и в Челнинском кантоне.
      По заявлениям обновленцев:
           "На кантон начался напор тихоновщины из Елабуги. Под влиянием отдельных лиц
            из духовенства и мирян священников принуждают ехать на покаяние к епископу
            Иринею, прославившемуся своими доблестями в Мензелинске. Начались волнения
            и в самом городе Челнах" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 4. С.17.)].
      К этому времени часть обновленческих приходов Челнинского и Мензелинского кантонов
      перешли в подчинение к епископу Иринею, который воспринимался клиром и прихожанами
      как архиерей Патриаршей Церкви.
      Но в самой Елабуге большинство православного духовенства и мирян считало епископа
      Иринея обновленцем, потому что епископ Ириней служил в кафедральном Спасском соборе,
      считавшемся обновленческим. С середины 1920-х гг. Елабужский Казанский женский монастырь,
      приходские храмы города и кантоны предпочитали окормляться у казанских православных.
      Епископ Иоанн сблизился с настоятелем Спасского собора прот. Н.М.Люперсольским,
      который еще раньше объявил свой храм на положении автокефалии. Вскоре после
      кончины Патриарха Тихона епископ Ириней совместно с прот.Н.М.Люперсольским
      зарегистрировал новый приходской устав Спасского собора, составленный
      на принципах "автокефалии" и т.н. "новоцерковничества".
      Епископ Ириней стал одним из создателей идеологии, которую православные
      рассматривали как "полуобновленчество" [6].
      "Новоцерковники" указывали, что "приветствуют социальную революцию", "объявляют
      борьбу (мерами морального воздействия) со всякой контрреволюцией и признают своим
      долгом всемерную поддержку социалистическому отечеству".

      Устав Спасского религиозного общества признавал "необходимость широких реформ
      в соответствии с социальным строем СССР". Предусматривал "необходимость
      пересмотра христианского нравоучения", церковных канонов (в т.ч. введение брачного
      епископата наряду с монашеским, второбрачия духовенства и нового календарного стиля).
      В Уставе заявлялось о признании обновленческого собора 1923г. и его решений, хотя
      и считалось необходимым пересмотреть постановления обновленцев о Патриархе Тихоне.
      "Новоцерковники" признавали главой Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита
      Петра (Полянского), однако заявляли, что не имеют ничего общего с "тихоновщиной".
      Провозглашая автокефалию, "новоцерковники" отделялись и от обновленческого Синода,
      и от Патриаршей Церкви.
      Пределами своей деятельности считали не церковную территорию Сарапульской епархии,
      а гражданскую территорию Татарской АССР. Принятие такой программы могло бы привести
      к нарушению канонических прав Сарапульского, Казанского и Уфимского православных
      архиереев, дезорганизации церковного управления, внутреннего разделения в этих
      епархиях.
      Принятием в молитвенно-каноническое общение с собой приходов Мензелинского и
      Челнинского кантонов епископ Ириней уже начал вторгаться в область Уфимского
      православного епископа без согласия последнего, что являлось грубым нарушением церковных
      канонов.
      Обновленцы же обвиняли епископа Иринея в том, что он, "прикрываясь именем Патриаршего
      Местоблюстителя митрополита Петра, втягивает в "новцерковничество" прихожан
      обновленческих приходов". Обновленченское церковное управление Челнинского
      кантона обратилось к епископу Иринею с заявлением, что
           "Считает... совершенно недопустимым и непонятным, чтобы новоцерковный
            епископ, каким Вы являетесь, присоединял к своему Управлению приходы,
            стремящиеся войти в староцерковническую организацию"
                               [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 1. С.12.)].
      Летом 1925г. епископ Ириней выступил за участие в "Московском III Поместном соборе,
      созываемом обновленцами 1 октября 1925г. с целью добиться примирения и соединения
      с православными без принесения покаяния.
      12 августа 1925г., председательствуя на собрании духовенства и мирян Елабужского
      викариатства, епископ Ириней призвал присутствующих откликнуться на "горячий призыв
      Синода принять участие на грядущем Всероссийском соборе для умиротворения нашей
      Православной Церкви". Он провел резолюцию, предложенную прот.Н.Люперсольским:
           "Признать неотложно необходимым созыв Собора на основании равноправия на этом
            Соборе синодальцев и староцерковников, причем в случае неправильного
            представительства на соборе постановления означенного собора не считать
            для себя обязательными". [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 4. С.14.)].
      Из-за протестов значительной части духовенства выборы делегатов на обновленческий
      собор не состоялись, и только община Спасского храма г.Елабуги избрала епископа
      Иринея, прот.Н.Люперсольского и псаломщика Николая Дьяконова своими представителями
      на "Поместном Соборе". Однако поскольку Сарапульский архиерей Алексий (Кузнецов)
      запретил духовенству епархии участвовать в обновленческом лжесоборе, в Москву
      выехал лишь псаломщик Дьяконов, как выбранный от мирян, с целью получения информации.
      Тогда же, в августе 1925г. епископ Ириней, находясь в Мензелинске, на
      собрании православного духовенства обнародовал свои планы по созданию новой,
      самостоятельной епархии и заявил об отложении от епископа Сарапульского
      Алексия (Кузнецова), который только незадолго до этого был освобожден из заключения,
      и предложил духовенству объединиться в составе новой епархии в составе
      Елабужского, Мензелинского, Челнинского и Мамадышского кантонов Татарской АССР.
      Он утверждал, что даже получил на это благословение митрополита Петра (Полянского),
      (Митрополит Петр не был информирован о "новоцерковничестве" епископа Иринея).
      Однако собрание не поддержало епископа Иринея, указав на его прежние колебания
      между Патриархом Тихоном и раскольниками-обновленцами.
      Осенью 1925г. антиканоническая деятельность епископа Иринея привела к тому,
      что от него, по утверждению обновленческой печати, "отказался епархиальный
      староцерковный епископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), как от обновленца".

      Переход многих приходских общин к епископу Иринею вызвал разоблачительную
      кампанию против него и со стороны обновленцев, обвинявших епископа Иринея
      в создании иллюзии староцерковности и обмане верующих, которые шли к нему,
      как к архиерею старой "тихоновской" церкви. Обновленцы утверждали, что,
      фактически, прикрываясь именем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра,
      епископ Ириней проводит в жизнь программу "Живой Церкви", втягивая через свою
      деятельность в "новоцерковничество" прихожан синодальных приходов Елабужского,
      Челнинского и Мензелинского кантонов.
      9–11 февраля 1926г. в Елабуге состоялся викариальный съезд духовенства и мирян
      под председательством епископа Иринея. Съезд должен был решить вопрос
      о преобразовании викариатства в самостоятельную "новоцерковную" епархию,
      в которую должны были войти как староцерковные, так и обновленческие приходы
      нескольких кантонов "новоцерковной" епархии.
      От обновленцев требовали только отказа от подчинения обновленческому Синоду,
      "как самочинному сборищу" и признания православной высшей церковной власти.
      Епископ Ириней провел на съезде резолюцию о том, что
         1). "в догматических вопросах обновленцев следует считать православными",
         2). "принимать из обновленчества через покаяние следует лишь отдельных
              верующих, а ко всему кантону требований о покаянии не следует".

      Православная часть съезда "осталась недовольна такими постановлениями и заклеймила
      руководителей съезда названием полуобновленцев"
                 [6 (Православный Церковный Вестник. 1926. N 4. С.13–14.)]
      Сарапульская епархия григ. 
      епископ григ. 
      Должность епископ григ. Елабужский 
      Год начала 1926 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1926 
      День окончания 30 
      Месяц окончания 1 
      Еще в начале января 1926г. епископ Ириней уклонился в григорианский раскол,
      поставив свою подпись под посланием, составленным 22 декабря 1925г. архиепископом
      Григорием (Яцковским) и другими организаторами Временного Высшего Церковного Совета
      (ВВЦС).
      29 января 1926г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит
      Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении архиепископа Григория и
      всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, и отстранил их от управления
      епархиями вплоть до раскаяния или церковного суда.
      На следующий день, 30 января 1926г. епископ Ириней телеграфом уведомил митрополита Сергия:
         "Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся.
          Елабужский епископ Ириней, протоиерей Люперсольский" [1 (С.436.)].
      Этого письменного уведомления оказалось для митрополита Сергия достаточно, чтобы
      считать епископа Иринея возвратившимся из григорианского раскола.
      На это однозначно указывают строки из недописанного письма-автографа митрополита Сергия
      (Страгородского) от 5/18 марта 1926г. находившемуся в заключении митрополиту Петру (Полянскому)
      в ответ на превышение им полномочий:
          "Я и наложил запрещение не от себя лично, а "от лица единомысленной со мною
           православной иерархии". Эта иерархия не только непосредственно участвовала
           в наложнении запрещения, но и формально одобрила и утвердила запрещение...
           Значит, запрещение может быть названо даже соборным и отнюдь не должно быть
           пренебрегаемо. Так отнеслись к нему некоторые из самих организаторов ВЦС
           (из десяти — четверо: епископы Дамиан, Виссарион, Вассиан и Иоанникий) и
           некоторые другие, подписавшие только декларацию (архиепископ Владимир,
           бывший Екатеринославский; епископ Ириней Елабужский.
           Все они письменно отказались от ВЦС и от общения с запрещенными и получили
           разрешение"
               [6 (Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов// Вестник церковной истории. 2006. N 1. С.67.)].
      Однако на съезде 9–11 февраля протоиерей Н.Люперсольский заявил о имени всех
      "новоцерковников", что они считают каноничным "нынешний ВВЦС"
               [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.56об.)].
      Материалы съезда позволяют заключить, что епископ Ириней и его окружение
      рассматривали ВВЦС как законное высшее "староцерковное" управление, которое
      действует с благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра
      Сарапульская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии 
      Год начала 1926 
      День начала 30 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1930 
      День окончания 2 
      Месяц окончания 7 
      Весной 1926г. епископ Ириней прекратил общение с протоиереем Люперсольским и
      перешел служить в Никольскую церковь г.Елабуги, т.к. разошелся во взглядах
      на митрополита Сергия и "новоцерковническую" автокефалию с прот.Николаем Люперсольским.
      Однако уже в мае 1926г. епископ Ириней и прот.Люперсольский поехали вместе
      в Нижний Новгород к митрополиту Сергию, где, по выражению обновленческой печати,
      "приняли "все монархические заповеди последнего" и "вновь объединились в служении"
      [6 (Православный Церковный вестник. 1926. N 5–6. С.23. N 7–8. С.28.)].
      Во время встречи митрополит Сергий выдал епископу Иринею особый документ,
      в котором указал, что епископ Ириней считается исполнившим все требования и не
      подлежащим дальнейшему взысканию; он православен
      [6 (Уральские церковные ведомости. 1927. N 8. С.10–11.)].
      Вскоре после беседы с митрополитом Сергием епископ Ириней ликвидировал
      автокефалию елабужского Спасского собора и оставил планы создания самостоятельной,
      "новоцерковнической", епархии.
      Он примирился с епископом Сарапульским Алексием (Кузнецовым) и до 1929г. оставался
      его викарием
      Казанская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Елабужский, викарий Казанской епархии 
      Год начала 1929 
      Год окончания 1930 
      День окончания 2 
      Месяц окончания 7 
      В 1929г. Елабуга вошла в состав Казанской епархии.
      Епископ Ириней стал викарием Елабужским.
      Временно управляющим Казанской епархией был епископ (с 07.05.1930г. —
      архиепископ) Чекбоксарский Афанасий (Малинин)
      Самарская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Бугурусланский 
      Год начала 1930 
      День начала 2 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1930 
      День окончания 15 
      Месяц окончания 12 
      2/15 июля 1930г. епископ Ириней был назначен епископом Бугурусланским, викарием
      Оренбургской епархии, однако в должность, по-видимому, не вступал и оставался
      на прежней, Елабужской, кафедре
      Казанская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Мамадышский, в.у. Казанской епархией (23.03.1933–11.08.1933) 
      Год начала 1930 
      День начала 15 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1934 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 5 
      2/15 декабря 1930г. епископ Ириней получил назначение на Мамадышскую викарную
      кафедру Казанской епархии.
      Пребывал в Казани, служил в храме во имя Ярославских свв. Чудотворцев (Арско-Кладбищенская
      церковь). Проживал в сторожке при храме. Там же размещалась и архиерейская
      канцелярия.
      В феврале 1931г., в связи с проходившей в городе кампанией по закрытию храмов
      к кладбищенской общине присоединились приходы ликвидированных Матфеевской и
      Варваринской церквей.
      В это время с самого кладбищенского храма снимались колокола, при этом церковному
      зданию был причинен серьезный ущерб. Жалобы на это епископа Иринея были оставлены
      без внимания, и разрушенное церковное здание пришлось восстанавливать из средств
      общины.
      В феврале 1934г., невзирая на протесты верующих, Арско-Кладбищенская церковь была
      передана обновленцам.
      Хотя 2 марта 1934г. Секретариат ЦИК Татарской АССР постановил предоставить здание
      храма православным верующим, вскоре это решение было пересмотрено,
      и Арско-Кладбищенская окончательно отошла к обновленцам.
      Епископ Ириней с 23 марта до 11 августа 1933г., — со дня перевода владыки Афанасия (Малинина) на
      Ташкентскую кафедру и до назначения на Казанскую кафедру архиепископа
      Серафима (Александрова) — временно управлял Казанской епархией [5]
      Пензенская и Саранская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Пензенский и Саранский 
      Год начала 1934 
      День начала 9 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1935 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 5 
      26 апреля/9 мая 1934г. епископ Ириней был назначен правящим архиереем в Пензенскую и Саранскую
      епархию

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ