Гримблит Татьяна Николаевна 
    Год рождения 1903 
    День рождения 14 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Томск 
    монахиня (?) 
    Отец Татьяны ее был служащим акцизного управления в Томске.
    Татьяна была воспитана в глубоко религиозном духе
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1923г.] [1923-1925гг.] [1925-1928гг.] [1928-1933гг.] [1933-1937гг.]
      Образование
        Томская гимназия 
        Год окончания 1920 
      Места проживания
        Томск 
        Год окончания 1923 
        В 1920г. окончила гимназию в Томске. В этом же году умер ее отец, и она
        поступила работать воспитательницей в детскую колонию "Ключи", желая посвятить
        свою жизнь помощи ближним.
        В 1920г на территории Сибири завершилась гражданская война и начались репрессии
        по отношению к священнослужителям и др. жителям края. В это время благочестивая
        девица и ревностная христианка Татьяна постановила себе за правило почти все
        зарабатываемые средства, а также то, что удавалось собрать в храмах г.Томска,
        менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму.
        Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает
        продуктовых передач, — и тем именно передавала
      Аресты
        Иркутск 
        Год ареста 1923 
        В 1923г. Татьяна повезла передачу арестованным священнослужителям в Иркутск.
        Здесь она была сама арестована
      Осуждения
        ././1923 
        Обвинение "к/р деятельность, выражающаяся в благотворительности узникам, осужденным за контрреволюцию" 
        Приговор=из-под стражи освободить 
      Места заключения
        Иркутск, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        В 1923г. просидела в тюрьме 4 месяца
      Места проживания
        Томск 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1925 
      Аресты
        Томск 
        Год ареста 1925 
      Места заключения
        Томск, тюрьма 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        В 1925г. находилась в тюрьме в течение 7 дней, после чего была освобождена
      Места проживания
        Томск 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        После освобождения она продолжала помогать заключенным.
        Ее активная благотворительная деятельность все более привлекала внимание
        сотрудников ОГПУ и все более раздражала безбожников.
        Из характеристики ОГПУ на Татьяну Гримблит, составленной на основании доносов:
             "...Имеет связь с к/р элементом духовенства, которое находится в Нарымском
              крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и
              пересылает частью по почте, а большинство с оказией. Гримблит во всех
              тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и
              производятся сборы".
        6 мая 1925г. Татьяна Гримблит была вызвана в секретное отделение ОГПУ и допрошена
        о ее помощи ссыльному духовенству. Из ее показаний на допросе:
             "С 1920г. я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще
              ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской и Томской
              тюрьмах и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу
              как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались
              мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла
              в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа
              Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством
              мною еще была послана посылка на то же имя, — фамилию попутчика тоже не знаю.
              В Александровском централе я оказывала помощь священникам. В Иркутской
              тюрьме — епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке — священникам
              Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову),
              Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному
              духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам, и вообще
              заключенным, не зная причин их заключения".
        Не желая впутывать в это дело никого из знакомого ей духовенства, на вопрос
        следователя о том, обращалась ли она к духовенству за содействием по сбору
        средств на заключенных и ссыльных, Татьяна ответила, что
        "обращалась, но получила отказ" и заявила, что "лиц, производивших помимо меня сборы,
        не знаю".
        На следующий день был выписан ордер на ее арест
      Аресты
        Томск 
        Год ареста 1925 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 5 
        Обвинялась в том, что "среди прихожан собирала деньги, продукты и пр. и
        передавала заключенным Томской тюрьмы"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        26/03/1926 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор=3 года высылки в Зырянский край по этапу 
        Из материалов дела:
            "Гримблит, наряду с некоторыми другими заключенными (священнослужителями) —
             вдохновительница тихоновского движения в губернии. С удалением их из губернии
             значительно поколеблются устои тихоновской организации"
      Места заключения
        Коми (Зырян) АО, г.Усть-Сысольск (Сыктывкар) 
        Год начала 1926 
        День начала 1 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1927 
        Месяц окончания 7 
        1 июля 1926г. она была доставлена в Усть-Сысольск по этапу.
        15 июля 1927г. Особое Совещание постановило высылать ее по этапу
        через всю страну из Усть-Сысольска в Казахстан на оставшийся срок
        Туркестан (Казахстан?) 
        Год начала 1927 
        День начала 15 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1928 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 3 
        Прибыла в Туркестан 15 декабря 1927г.
        19 декабря 1927г. Особое Совещание в Москве приняло решение освободить ее
        (по амнистии), предоставив ей свободный выбор места жительства.
        О том, что она освобождена, сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только
        10 марта 1928г. После этого 16 марта 1928г. Татьяна Николаевна выехала в Москву
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая в Пыжах 
        Должность певчая церковного хора, трудилась при храме 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1931 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 4 
        Поселилась в Москве неподалеку от храма свт.Николая в Пыжах, в котором служил
        хорошо ей знакомый священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Она стала постоянной
        прихожанкой храма и пела на клиросе.
        Она еще активнее помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах
        заключенным, многих из которых она узнала лично во время своего заключения.
        Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением Христу.
        По выражению многих, которым она благотворила, для них "Татьяна Гримблит стала
        новым Филаретом Милостивым. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте
        этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было
        тесно"
      Места проживания
        Москва, Озерковская набережная, 48/50–7 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1931 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 4 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1931 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 4 
        Обвинение при аресте "систематическая антисоветская агитация" 
        На следствии показала, что несколько раз посылала деньги ссыльным, с которыми
        была в Зырянском крае. В конце протокола допроса потребовала написать, что когда
        она приносила передачи в Томскую тюрьму, то она не спрашивала, являются ли они
        церковниками или просто политическими.
        Как говорилось во время следствия, собиралась принимать тайно монашество,
        но неизвестно приняла или нет.
        По следственному делу 1931г. в документах проходила под
        фамилией Гринблит, которая была неправильно записана следователем
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        30/04/1931 
        Обвинение "активная а/с деятельность, выражающаяся в организации нелегальных "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор=3 года концлагерей 
        Групповое дело "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г." 
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 14 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1931 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
        Пермская о., Верхне-Камский округ, г.Усолье, Вишлаг ОГПУ 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1932 
        В лагере она изучала медицину и стала работать фельдшером.
        В 1932г. была освобождена из концлагеря с запретом на оставшийся срок проживания
        в 12 городах с прикреплением к определенному месту жительства
        Владимирская о., г.Юрьев-Польский 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        Местом жительства она избрала г.Юрьев-Польский.
      Места проживания
        Московская о., г.Александров 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1935 
        После окончания срока поселилась в г.Александрове, работала фельдшером
        в больнице.
        Из-за трудностей с жильем в 1935г. Татьяна переехала в с.Константиново под
        г.Загорском (Сергиевом Посаде)
        Московская о., Константиновский (Сергиево-Посадский) р., с.Константиново, нарбольница 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1937 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 9 
        Татьяна Николаевна работала в районной нарбольнице медсестрой и лаборанткой, притом
        зачастую больше, чем ей полагалось по ее обязанностям.
        Она раздавала больным крестики, призывала исповедоваться.
        Из материалов архивного дела 1937г. (показания сослуживцев):
             " ...Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому не имела
              никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате больной
              на другой день рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи,
              подвалы и т.д. ...Гримблит вела с больными разговоры на религиозные темы...".
            " ...Зимой 1937г., сидя у тяжело больного в палате, в присутствии больных и
              медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила...
              Отвечая на вопрос, почему она ведет скупую жизнь, она говорила:
                 "Вы тратите деньги на вино и кино, а я — на помощь заключенным и церковь".
              На вопрос о носимом ею кресте Гримблит неоднократно отвечала:
                 "За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня
                  его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его
                  лишь с моей головой. так как он надет навечно".
              В 1936г. при обращении приехавшего для ночевки одного из заключенных Дмитлага,
              Гримблит при встрече с ним спросила по какой статье он сидит и, получив
              ответ, что он сидит по 58-й статье, с удовольствием уступила для ночлега
              свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-й статье, всегда готова
              чем угодно помочь.
              У Гримблит в период ее работы в больнице были случаи ухода с работы в
              церковь для совершения религиозных обрядов".
              "Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек...В день Преображения
               ...она сказала: "Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии:
               сходишь в церковь, отдохнешь, — и работа спорится лучше, а теперь нет никакого
               различия [между праздником и буднями]. Но придет время, Господь покарает
               и за все спросит". Мне также приходилось от Гримблит слышать слова:
                  "Придет все же время, когда тот, кто не верует, будет после каяться и
                   пострадает за это, как страдаем в данное время мы, верующие".
               Кроме того, Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения
               религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит
               выдачу лекарств больным сопровождала словами: "С Господом Богом!"
               И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею
               кресты".
              "Относительно воспитания детей ...Гримблит неоднократно говорила:
                   "Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем, когда
                    их родители сами не веруют и детям запрещают веровать".
               И, упрекая родителей, говорила:
                   "Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за все спросит".
               В 1936г. моя 9-летняя внучка рассказывала мне, что Гримблит ее выучила
               креститься, за что дала ей гостинцев... ".
        Почти все свои средства, а также и те, которые жертвовали для заключенных верующие
        люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным
        мирянам, со всеми ими вела активную переписку.
        Для страждущих была ощутима не только ее материальная поддержка, но и поддержка словом —
        в письмах, которые она посылала. Для некоторых она становилась единственным
        корреспондентом и помощником.
        Написала массу писем к арестованным священнослужителям, с которыми
        познакомилась в лагерях, ссылках и на этапе.
        Среди этих заключенных были священнослужители:
        о.Алексей Ливанов (1-е отделение НКВД, ссылка),
        о.Николай Абрамович Федоряев (ДВК, Магадан, 9-е отделение НКВД, ссылка),
        о.Григорий Петрович Скворцов (ДВК, ссылка),
        диакон Петр Петрович Усов (Московская о., ст.Усово, ссылка),
        архиерей Петр Кедров (Северный край, г.Каргополь, ссылка)
        архиерей Иван Дмитриевич Пашин (Горьковская о., Ветлаг).
        При аресте у Татьяны Гримблит нашли 57 писем к ней с благодарностью за
        присланные деньги и посылки.
        Из письма из лагеря от епископа Иоанна (Пашина):
              "Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил... Оно дышит такой теплотой
               любовью и бодростью, что день: когда я получил его, был для меня один из
               счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал:
               владыке Николаю и отцу Сергию — своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце,
               счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас — Божий дар.
               Вы — по милости Божией — поняли, что высшее счастье здесь — на земле — это
               любить людей и помогать им. И Вы — слабенькая, бедненькая — Божьей помощью, как
               солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете.
               Вспоминаются слова Божии, сказанные устами св.апостола Павла: "Сила Моя
               в немощи совершается"...
               Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь
               [заключение — на условном языке], изучили медицину и теперь, работая на
               поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете
               зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей
               святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите...
               Работаете в лаборатории в аптеке? прекрасно. вспоминайте святого великомученика
               Пантелеимона Целителя ... и о имени Господнем работайте, трудитесь во
               славу Божию. Всякое лекарство, рассыпаемое по порошкам, разливаемое по
               склянкам, да будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу Богу!"
        Из письма из Бирской ссылки архиепископа Аверкия (Кедрова):
              "Получил Ваше закрытое письмо, а вслед за ним открытку. За то и другое приношу
               Вам сердечную благодарность. Слава Богу — они попрежнему полны бодрости и света,
               крепкой веры и твердого упования на промыслительную десницу Всевышнего.
               Слава Богу! Да никогда не иссякнет и не умалится в душе Вашей этот живоносный
               источник, который так облегчает здесь на земле восприятие жизненных невзгод,
               несчастий, ударов, неудач и разочарований... Сколько бурь пронеслось над Вашей
               головой и...как острое оружие они прошли и через Ваше сердце, Но не поколебали
               его и не сдвинули его с краеугольного камня ...— Христа Спасителя. Не погасили
               эти штормы в Вашем сердце ярко горящий и пламенеющий огонь веры святой.
               Слава Богу — радуюсь сему и преклоняюсь пред Вашим этим подвигом непоколебимой
               преданности Творцу... ".
        Татьяна писала духовные стихи.
        У Татьяны Гримблит была сестра — врач в г.Александрове, брат Георгий —
        преподаватель вуза в Москве — и брат Борис — преподаватель музыки и пения в
        Гнесинском музыкальном техникуме (Музыкальном училище им.Гнесиных).
        Она переписывалась также с Евдокией Горшковой, работавшей в Москве в
        больнице на Таганке.
        Татьяна Николаевна имела духовное общение со священником с.Никольское (Никульское)
        о.Афанасием, священником церкви с.Екиманка о.Николаем.
        Она регулярно переписывалась и со своим духовным отцом, протоиереем о.Павлом
        Перуанским, служившим в Серафимо-Диевеевской пустыни и во время отпусков
        обязательно приезжала туда.
        Из ее письма 5 сентября 1937г. в ссылку архиепископу Аверкию (Кедрову):
             "...Ездила в Дивеево и в Саров... Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому
              что больше любить невозможно... Да благословит Бог тех людей, яркая красота
              души которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места и всегда меня
              туда тянет... Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то.
              души которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места и всегда меня
              А на поездку во время отпуска меня благословили... ".
        Вечером, в тот день, когда Татьяна писала это письмо, она была арестована
      Аресты
        Московская о., Константиновский р., с.Константиново 
        Год ареста 1937 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 9 
        Была арестована в ночь с 5 на 6 сентября 1937г.
        Уходя в тюрьму, она , сохраняя даже в эти минуты мир и спокойствие, оставила
        записку подруге, чтобы та обо всем происшедшем уведомила ее мать:
             "...Когда меня угонят отсюда, то только через 10 дней пошли все маме,
              известив ее сначала о моем аресте письмом... За все всех крепко благодарю.
              Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду. За Бога
              не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью"
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Московской обл. 
        06/09/1937 
        Обвинение "антисоветская агитация, помощь заключенным, религиозные разговоры" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        По данным [2] приговор был вынесен 22 сентября 1937г.
        Татьяна Гримблит обвинялась в а/с агитации, в помощи заключенным священнослужителям
        и переписке с ними, в ведении "религиозных разговоров", в том, что "не голосовала
        на собрании за подписку на заем", во "вредительской деятельности и сознательном
        умерщвлении больных в больнице с.Констаниново".
        На эти обвинения Татьяна отвечала:
           "...Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и
            добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек
            может быть нужным и полезным членом общества...
            Своей религиозности я никогда не скрывала...
            Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок,
            а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще поесть, а оставшиеся
            деньги посылать нуждающимся в них...
            Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой".
        Татьяна Гримблит виновной себя не признала.
        Прочитав внимательно протокол допроса. Татьяна Гримблит подписалась под
        фразой, оканчивающей протокол:
            "Записано с моих слов верно, мной лично прочитано"
      Места заключения
        Московская о., г.Загорск (Сергиев-Посад), тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 6 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 9 
        На следующий день после вынесения приговора она была отправлена в одну из
        московских тюрем для исполнения казни
        Москва, тюрьма НКВД 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      По данным [1] — дата расстрела 27.09.37
    Канонизация
      Мученица Татиана Гримблит 
      Дата 17/07/2002 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 10.09 
          Новый стиль 23.09 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      Дата 11/10/1991 
      Кем реабилитирован Прокуратура СССР 
      По году репрессий 1931 
    Публикации
      1 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. 
      С.91. 
      2 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь:"Булат", 2005. 
      С.174–186. 
      3 http://www.butyrka.st-nikolas.ru/ (сайт Покровского храма в Бутырской тюрьме). 
      С сайта взята только икона
    Документы
      1 ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-78635. 
      2 ЦА ФСБ РФ. Д.Р-1086. 
      ЛЛ.35–40,331,796,849. 
      3 Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ