Герман (Ряшенцев Николай Степанович) 
    Год рождения 1883 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Тамбов 
    епископ 
    Специальность кандидат богословия 
    Младший брат архиепископа Варлаама (Ряшенцева).
    Родился 10 ноября 1883г. в Тамбове, в семье купца второй гильдии Степана
    Григорьевича Ряшенцева. Его мать, Мария Федоровна, урожденная Затонская,
    происходила также из купеческой семьи. 14 ноября, в день памяти апостола
    Филиппа и святителя Григория Паламы, младенец был крещен в тамбовском
    Христорождественском соборе протоиереем Алексеем Петровским и наречен Николаем.
    Восприемниками его были дед по матери, купец Федор Васильевич Затонский и
    "купеческая вдова" Мария Федоровна Шилова. Тогда же новорожденный был вписан в
    тамбовский "купеческий список". Тамбовским купцом он и продолжал
    числиться вплоть до принятия монашеского сана.
    Николай был пятым из восьмерых детей. Семья была очень дружная.
    Уклад семьи был традиционно православным, в доме строго соблюдались посты.
    Сыновья, кроме Леонида, и младшая дочь получили высшее образование (Александр — экономическое,
    Виктор и Николай — богословское, Вера и Владимир — медицинское).
    Старшая дочь Ольга была замужем за провизором Казанским, Зинаида — за
    священником Владимиром Бусыгиным.
    Наследственной в семье была музыкальная и художественная одаренность, легкий
    и жизнерадостный нрав. Виктор и Николай, лицом более других похожие на мать,
    унаследовали и ее особую религиозность.
    Степан Григорьевич, выходец из крестьян, имел мануфактурный магазин на
    главной улице города, семья жила в большом двухэтажном доме. Но после
    его смерти (в начале 1890-х годов) вдова, мать Владыки, не смогла вести дела и
    разорилась. Пришлось продать и большой дом и переселиться в маленький, одноэтажный.
    В 1902г. Николай окончил тамбовскую классическую гимназию
    Родство Фотографии
       
      Священномученик епископ Герман (Ряшенцев). Икона Покровского храма Бутырской тюрьмы. 
       
      Епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Еп.Феодор (Поздеевский), иеромон.Герасим (Садковский), архим.Герман (Ряшенцев) 
       
      будущий епископ Герман (Ряшенцев) слева и старец Гавриил Зырянов 
       
      будущий епископ Герман (Ряшенцев) 
       
      Герман (Ряшенцев), будущий епископ (2 ряд, 2-й слева) 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1902-1912гг.] [1912-1919гг.] [1919-1921гг.] [1921г.] [1921-1925гг.] [1925-1928гг.] [1928-1933гг.] [с 1933г.] [до 1937г.]
      Образование
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1902 
        Год окончания 1906 
        кандидат богословия 
        В 1902г., после окончания классической гимназии, он поступил в Казанскую
        Духовную Академию, которую незадолго до того окончил его старший брат Виктор

        — иеромонах Варлаам. Это были годы ректорства епископа Алексия (Молчанова),
        сменившего на этом посту епископа Антония (Храповицкого).
        На третьем курсе Академии, в Великую субботу 1905г., Николай был пострижен в мантию
        с именем Герман, в честь свт.Германа Казанского.
        Помимо академических занятий он участвовал в работе студенческого кружка,
        о котором впоследствии он вспоминал:
            
        "Этот кружок устраивал внебогослужебные собеседования,
             религиозно-нравственные чтения в самых разнообразных аудиториях,
             при самом разнообразном подборе слушателей, начиная от зажиточного
             фабричного люда... и кончая босяками в одной из трущоб.
             Велись религиозно-нравственные чтения студентами и в некоторых
             церковно-приходских школах. Собирались сюда старушки,
             старики, мелкие торговцы, бывало два-три интеллигентных слушателя и
             довольно много детей школьного возраста и старше.
             Начинались эти чтения общей молитвой, потом велась беседа катехизаторского
             характера, потом все вместе пели молитвы и второе чтение исторического
             или бытового характера иллюстрировалось световыми картинами.
             Я знал некоторых из наших слушателей, которые приходили сюда совершенно
             из другого конца города, сделав добрых верст пять...
             И наши слушатели и мы уходили с чтений воодушевленные, согретые общей
             молитвой, умиленные простою беседой о Боге и Его правде.
             Этих чтений никогда не забыть!".

        В студенческие же годы о.Герман нашел себе и духовного наставника — старца
        схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем
        Седмиезерной пустыни под Казанью.
        И позднее, будучи ректором Вифанской духовной семинарии и архимандритом,
        о.Герман навещал своего старца, вынужденного переселиться из Седмиезерной
        пустыни в Казань. Когда в 1915г. старец мирно почил, о.Герман, оставив
        семинарские дела, приезжал в Казань, чтобы принять участие в отпевании старца
        и проводить его в последний путь.
        В 1906г. о.Герман принял священный сан и окончил Академию со степенью кандидата
        богословия, защитив диссертацию на тему
        "Нравственные воззрения преподобного Симеона Нового Богослова"
      Рукоположение
        монах 
        Герман 
        1905 
        иеромонах 
        1906 
      Служение
        Псков, Псковская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность преподаватель Священного Писания, инспектор (с 01.12.1907г.) 
        Год начала 1906 
        День начала 17 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1910 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 1 
        17 августа 1906г. последовало назначение его в Псковскую Семинарию преподавателем
        Священного Писания.
        Ректором семинарии в то время был архимандрит Никодим (Кротков), впоследствии
        архиепископ, священномученик, с которым позднее, в 1926–1927гг., Владыка Герман
        отбывал ссылку в Средней Азии.
        Епархиальным архиереем был архиепископ Арсений (Стадницкий), впоследствии
        митрополит.
        О.Герман сразу же включился в работу местного Кирилло-Мефодиевского братства,
        имевшего целью, по определению архиепископа Арсения, "оживление и возрождение
        церковноприходской жизни".

        1 декабря 1907г. о.Герман был назначен на должность инспектора семинарии.
        26 августа 1908г. он был избран председателем Кирилло-Мефодиевского братства.
        На этом заседании братства он выступил с докладом об устройстве при церквах
        народных библиотек.
        Иеромонахом Германом, причтом и воспитанниками 6-го класса семинарии
        в Алексеевской церкви последовательно объяснялось Евангелие от Матфея и жития
        святых.
        В ведении братства к началу 1910г. находилось 16 библиотек и братская церковная
        лавка. В отчете о работе братства за 1909г., представленном в начале 1910г.,
        уже после отъезда о.Германа из Пскова, специально отмечено:
             "Своим обновлением, как внешним, так в особенности внутренним, церковная
              лавка главным образом обязана бывшему председателю братства иеромонаху
              Герману, положившему много сил и энергии по благоустройству ее"
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность инспектор 
        Год начала 1910 
        День начала 30 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1912 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 6 
        30 января 1910г. иеромонах Герман определением Святейшего Синода был перемещен
        на должность инспектора в Вифанскую семинарию.
        Ректором Вифанской семинарии был в это время архимандрит Филипп (Гумилевский,
        впоследствии архиепископ).
        О.Герману, как инспектору семинарии, по должности приходилось принимать участие
        во многих торжественных праздничных богослужениях — в самой Лавре, семинарском и
        академическом храме, близлежащих монастырях. Так, 17 августа 1910г.
        в Гефсиманском скиту, как всегда торжественно, праздновалось Вознесение Божией
        Матери. Служил сам митрополит Московский Владимир, в сослужении ректора
        Академии епископа Феодора, наместника Лавры архимандрита Товии, ректора
        семинарии архимандрита Филиппа, игумена скита Илария, иеромонахов Германа и
        Серафима.
        Через много лет, в северной ссылке, Владыка не раз вспоминал этот светлый
        праздник "в наполненном народом тихом скиту".
        26 сентября 1910г., в храмовый праздник Вифанской семинарии — в день памяти
        св.ап.Иоанна Богослова о.Герман впервые принял участие в главном семинарском
        торжестве, в праздничной всенощной и литургии он вновь сослужил, вместе
        с отцом ректором архим.Филиппом и иеромонахами-преподавателями, митрополиту
        Владимиру
      Рукоположение
        архимандрит 
        1912 
        День 28 
        Месяц 6 
      Служение
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность ректор 
        Год начала 1912 
        День начала 28 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 9 
        28 июня 1912г. о.Герман, с возведением в сан архимандрита, был назначен
        ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп стал ректором
        Московской семинарии (находившейся в то время в Москве).
        Прежде всего на новом посту о.Герман затеял ремонт семинарии.
        Он придавал этому, казалось бы, сугубо хозяйственному предприятию особое
        значение. В 1917г. в ответном письме выпускникам-семинаристам, он писал:
            "В чувстве красоты или эстетизма заключается основной тон моих настроений
             Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты,
             а данное мне самой природой сильнее других руководило мной и в большой,
             сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной
             мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое...
             Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу...
             и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию
             другой, более совершенной красоты — красоты духовной. Поэтому я глубоко
             страдал, не как хозяин, а как художник и педагог, когда все это чистое и
             изящное стало очень и очень скоро ломаться, заплевываться, грязниться и
             разрушаться. То или иное отношение к красоте говорит об известной глубине
             души... об ее чуткости к более сложным явлениям высшего порядка.
             Душа, зачарованная красотой, всегда чутка, гибка и нравственно подвижна.
             Обратное явление говорит об ее холодности, рассудочности, замкнутости и
             черствости. Теперь вам станет понятно, почему я так странно болезненно
             реагировал на всякую небрежность или неряшливость в одежде воспитанника,
             в обращении его с казенными вещами и помещениями и т.п.
             Человек не может жить без красоты, но он, сознательно или бессознательно
             раболепствуя самодержцу-рассудку, притупляет и уничтожает в себе начало
             вселенскости, всечеловеческой соборности, начало синтеза всех своих
             психических и нравственных сил... то, что я называю чувством красоты...
             Посмотрите, сколько волнующей душу красоты в природе, которую еще
             не успел исказить человек, и как мало ее в его личной жизни.
             Мы не воспитываем в себе этого чувства. Отсюда мы мало и плохо чувствуем
             безобразие греха и порока и еще меньше чувствуем красоту добра и совсем
             почти не понимаем высшего средоточия этой красоты, всей ее поэзии,
             беспредельности и глубины — красоты веры и молитвы...
             Для меня богослужение — высшая поэзия, совершенная, "неизреченная"
             музыка, преображающая душу красота".

        В отремонтированной семинарии особенно нарядным выглядело праздничное
        убранство в день храмового праздника апостола Иоанна Богослова.
        К этому дню семинария была украшена трудами воспитанников зеленью,
        которая гирляндами расположена была по иконостасу храма.
        В том же году широко отмечался важный для Вифанской семинарии юбилей —
        столетие со дня кончины митрополита Платона. Накануне, 10 ноября,
        состоялось празднество в Спасо-Вифанском монастыре.
        11 ноября Вифанская семинария торжественно отмечала у
        себя юбилейную дату. Литургию, вместе с епископом Феодором и
        архимандритом Германом, служили архимандрит Товия, ректор Московской
        семинарии архимандрит Филипп, инспектор Казанской Академии архимандрит
        Гурий и другие, был приглашен знаменитый протодиакон Константин Розов.
        Семинария, как и Спасо-Вифанская обитель, отмечали "Московские церковные ведомости",
        вновь украсилась гирляндами зелени и цветов.
        Вообще семинарское хозяйство требовало многих забот.
        Семинария насчитывала около 350-ти воспитанников, которые не только учились,
        но и жили в ней. Квартиры большинства преподавателей находились при ней же.
        В феврале 1914г. был начат капитальный ремонт, о котором правление семинарии
        вело переписку с Синодом с 1910г. Производилась также реконструкция некоторых
        помещений, устраивалась современная канализация, сооружался новый колодец с
        водонапорной башней и проч. Основная часть работ была завершена в следующем
        году, но и после кое-что продолжало доделываться.
        В августе 1916 года по железной дороге прибыл заказанный у Оловянишниковых
        колокол весом 1.25 пуда и 3 фунта...
        Помимо административной работы в семинарии, отец Герман не оставлял и
        преподавания Священного Писания.
        Труды архимандрита Германа на посту ректора были оценены священноначалием:
        24 мая 1916г. он был награжден орденом святого равноапостольного
        князя Владимира четвертой степени.
        Живя в Сергиевом Посаде, о.Герман посещал процветавшую в то время
        Смоленскую Зосимову пустынь, где подвизались два знаменитых старца —
        схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий, и сблизился там с некоторыми монахами,
        особенно часто посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого игуменом
        Израилем его связывали особенно тесные дружеские отношения.
        Часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру — среди ее насельников он нашел
        близких себе по духу.
        Ко времени жизни в Сергиевом Посаде относится также знакомство о.Германа
        с семейством Верховцевых, Верой Тимофеевной и ее дочерью Натальей Александровной,
        поселившихся там в 1916г. Вера Тимофеевна была духовной дочерью о.Иоанна
        Кронштадтского и оставила воспоминания о нем.
        Отношение о.Германа к Вере Тимофеевне было глубоко почтительным, хотя он и
        не всегда соглашался с ее суждениями.
        Благодаря Вере Тимофеевне о.Герман сблизился и с митрополитом Макарием.
        С Н.А.Верховцевой о.Германа соединяли глубокие дружеские чувства — они были
        родные по духу.
        Переписка с Верховцевыми продолжалась до самого последнего ареста
        епископа Германа. Письма Владыки были сохранены Натальей Александровной.
        Отец Герман бывал также в семье своего брата Леонида Степановича,
        находил время и для занятий со своими маленькими племянницами.
        Племянница Галина Леонидовна вспоминала:
            "Когда епископ Герман жил в Вифании, он брал нас с сестрой с собой
             на прогулку в Платоновскую рощу. Считалось, что митрополит Платон любил
             в ней гулять...
             Наша семья была музыкальная, и в доме часто звучало фортепиано.
             Мне навек запомнилось выражение лица Владыки во время исполнения Бетховена.
             Он сосредоточенно слушал, с каким-то самоуглубленным вниманием.
             Казалось, он отрешен от людей, от окружающей обстановки.
             Ни у кого я не видела больше такого выражения лица...
             Помню кабинет Владыки в Вифании. Большая комната, два окна.
             Большой письменный стол, стоящий торцом к окну... Много книжных шкафов...
             Фисгармония — на другой стороне, у стены...
             Играл Владыка не учась, по слуху. У него был хороший голос, и он пел
             за церковными службами.
             Еще осталась в памяти молельня. Это небольшая комната, вся увешанная иконами,
             среди которых были старинные, несколько икон современного художника,
             который расписывал академическую церковь в Сергиевом Посаде.
             В молельне стоял аналой, пахло ладаном и горели лампады, было уютно и
             строго, как в церкви".

        В июле-августе 1915г., во время семинарских каникул, по распоряжению
        св.Синода, архимандрит Герман служил священником в Могилевской военно-местной церкви.
        Весной и летом 1917 года, с 1 апреля по 10 августа, отец Герман, уже
        не по предложению Синода, а по своему личному побуждению, отправился
        как священник в действующую армию. Там он получил письмо выпускников,
        наставником которых, инспектором и ректором, он был в течение шести лет и
        прочитал слова, которые явились для него великой наградой за его
        самоотверженное служение в семинарии:
            "Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет,
             в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании.
             ...Мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя
             и управителя (ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей
             деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью
             и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.
             Любовь к юношеству и забота о нем диктовалась Вам этими заветами, а
             также и Вашим юношески искренним и добрым характером.
             Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей
             полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь,
             не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей
             постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других
             наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем
             просить Ваших советов, Ваших молитв. Некоторые из нас никогда не
             забудут того светлого настроения, которое мы выносили в великие
             праздники из храма нашего Апостола Покровителя.
             Именно Вы сообщали службе церковной светлую праздничность, ту торжественность,
             которая поднимает молитвенное настроение".

        Вернувшись с фронта, о.Герман продолжил свое прежнее служение.
        Над семинарией, в которую им было вложено столько любви и молодых сил, нависала
        угроза закрытия.
        17.01.1918г. о.Герман был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии,
        но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
        Вифанская семинария была закрыта в сентябре 1918г. и до последних
        дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором
        Москва, Данилов монастырь 
        архимандрит 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1919 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 9 
        После закрытия Вифанской Духовной Семинарии о.Герман уехал в Москву и поселился
        в Даниловом монастыре, настоятелем которого с мая 1917г. был издавна знакомый
        ему и уважаемый епископ (позже архиепископ) Феодор (Поздеевский),
        один из самых стойких противников компромиссов с Советской властью.
        В Даниловском монастыре тогда собралась группа епископов, разделявших такие
        взгляды.
        К 1918г. относится его участие, совместно с епископом Феодором (Поздеевским)
        в работе над одним из лучших акафистов, появившихся в XX веке, — акафистом
        преп.Даниилу, Великому князю Московскому.
        Первые семь кондаков и икосов были ранее написаны неизвестным автором.
        По-видимому, о.Германом составлена заключительная часть, начиная с восьмого
        кондака.
        Епископу Феодору, по его собственному свидетельству, принадлежит редакторская
        правка, главным образом с целью сокращения.
        К этому же времени или немного раньше относится начало окормления
        Владыки у о.Алексия Мечева, о чем имеется свидетельство близкой к о.Алексию
        Марии Тимофеевой (впоследствии монахини Марии), помнила епископа Германа
        в маросейском храме и другая духовная дочь о.Алексея, Павла Федоровна Хватова
      Награды
        орден св.кн.Владимира IV степени 
        Год награждения 1916 
        День 24 
        Месяц 5 
        Кем награжден Государь Император Николай II 
      Рукоположение
        епископ 
        1919 
        День 27 
        Месяц 9 
        Место Москва, Данилов мужской монастырь 
        14/27 сентября 1919г., в праздник Воздвижения Честного Креста Господня,
        было совершено его рукоположение во епископа Волоколамского, викария Московской
        епархии.
        После рукоположения митрополит Макарий подарил ему свою архиерейскую мантию.
        Вскоре епископ Герман служил в Троицком соборе Лавры.
        На службе присутствовала племянница Владыки, которой запомнилось, как Владыка,
        в малиновом облачении, горячо произносит проповедь, и чьи-то восхищенные слова
        среди богомольцев:
             "Это второй Иоанн Златоуст!"
        После рукоположения епископ Герман направился к месту своего
        служения и там расположился в древнем Иосифо-Волоколамском монастыре
      Служение
        Московская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Волоколамский, викарий Московской епархии 
        Год начала 1919 
        День начала 27 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1921 
        Обстановка первых послереволюционных лет обрисована епископом Германом
        в письмах В.Т.Верховцевой:
            "Именующие себя "верующими" пишут мне, что они вольны как хотят
             распорядиться своим причтом, а наши друзья [большевики] только что
             постановили закрыть Иосифову обитель, запретить крестные ходы с чудотворным
             образом Николая Угодника, который по просьбам православных обходит сейчас
             их поля и веси, и многое, вероятно, и другое надо ждать в этом роде..."
              (3 мая 1920 года).
        Ознакомившись с положением дел на приходах, епископ Герман издал указ,
        предписывающий благочинным организовать при церковных советах преподавание
        Закона Божия детям и желающим взрослым, а за богослужением всем священникам
        обязательно произносить проповеди, свои или по печатным образцам.
        В связи с запретом ношения иконы святителя Николая 11 мая 1920г. Владыка
        направил в Волоколамский исполком письмо, в котором пытался убедить местные
        власти, что их решение и его мотивы "резко расходятся с вероисповедной
        политикой и политикой центральных органов республики, так своеобразно
        толкуют закон об отделении Церкви от государства, что фактически его отменяют...
        То явное неуважение, какое если не Исполком, то его исполнительные органы
        обнаруживают в отношении святыни края — образа святителя Николая,
        дискредитирует власть. Согласитесь — называть народную святыню "идолом",
        который должен быть водворен на его обычное место "стоянки", не значит ли
        совершенно не уважать ни народа, ни его вековых верований...".

        Всего за год своего архипастырского служения Владыка успел стяжать
        горячую привязанность своей волоколамской паствы.
        Управлять викариатством Владыке пришлось очень недолго.
        10 декабря 1920г. на заседании волоколамского уездного комитета РКП (б) было
        принято следующее постановление:
            "...Как окончивший Духовную Академию, как агент патриарха Тихона,
             епископ Герман является для местного духовенства не с фабричным,
             а с земельным населением опасным контрреволюционным агентом монархизма,
             таящим в себе все силы, умения и настроения, действуя под религиозным
             флагом, повести массы против советской власти...
             Епископ Герман в целях усиления личного влияния совершает постоянные
             разъезды по окрестным деревням, шантажирует их отлучением от церкви,
             чем принуждает их уступать его требованиям, произносит церковные проповеди,
             в коих в религиозной символике говорит о пришествии антихриста, о гонении
             советской власти именно на православие и т.д.
             Епископ Герман рассылает по благочинным приказы о необходимости во всех
             деревнях преподавать детям закон Божий, официально стращая духовенство
             судом Божиим и епархиального начальства...
             При посещении деревни епископ Герман бессовестно обирает отсталые массы.
             Епископ Герман является активной силой, деморализуя все духовенство
             Волоколамского, Рузского и Можайского уездов вокруг патриарха Тихона.
             Посему волоколамский райком считает необходимым просить секретно-оперативный
             отдел ВЧК перевести епископа Германа в концентрационный лагерь —
             до полной победы трудящихся".

        Эти обвинения были поддержаны и местным "следователем Уездкомдезертир",
        который счел:
            "Епископ Герман с приездом в Волоколамский уезд и пользуясь высшим
             образованием, уездное духовенство повел по определенному пути,
             доводя до максимума затмения народных умов проповедями"
      Места проживания
        Московская губ., Волоколамский у., Буйгородская вол., Иосифо-Волоцкий мужской монастырь 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1921 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 2 
        В ночь под 19 февраля 1921г. Владыка был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1921 
        День начала 19 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1921 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 4 
        Тогда же в Бутырской тюрьме находился и митрополит Сергий (Страгородский).
        Первое время, пока их еще не развели по одиночкам, они служили вместе в одной
        из камер, а желающие заключенные могли при этом присутствовать.
        Здесь и состоялось знакомство епископа Германа с Натальей Дмитриевной
        Шаховской-Шик, дочерью видного общественного деятеля Дмитрия Ивановича
        Шаховского и женой будущего священника Михаила Шика, с которой потом,
        так же как и с отцом Михаилом, Владыка много лет поддерживал переписку.
        В деле содержатся несколько прошений — от прихожан волоколамского
        Воскресенского собора, Троицкой и Христорождественской церквей со
        многими подписями. Верующие протестовали "против поругания Церкви,
        веры и совести русского православного народа", писали, что епископ
        Герман "призывал всегда и везде к повиновению властям и терпеливому
        перенесению тяжелой разрухи", "глубоко возмущались", "выражали
        энергичный протест" и "неотступно просили" об освобождении своего
        епископа.
        22 апреля 1921г. Владыка был освобожден, дав подписку о невыезде из
        Москвы до суда, и поселился в Даниловом монастыре
      Места проживания
        Москва, Данилов монастырь 
        Год начала 1921 
        День начала 22 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 11 
        В письме Н.А.Верховцевой 15 лет спустя он вспоминал о том, что 1/14 сентября,
        в праздник Донской иконы Божией Матери, сослужил Святейшему Патриарху Тихону
        за литургией в Донском монастыре.
        В конце ноября 1921г. в связи с четвертой годовщиной Октябрьской революции
        была объявлена амнистия, дело Владыки было прекращено, и ему было предписано
        немедленно возвратиться в Волоколамск
      Служение
        Московская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Волоколамский, викарий Московской епархии 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 7 
      Места проживания
        Московская губ., Волоколамский у., Буйгородская вол., Иосифо-Волоцкий мужской монастырь 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 11 
        С ноября 1921г. проживал в Иосифо-Волоколамском монастыре, но приезжая
        в Москву, находился на своей московской квартире в 1-м Крестовском переулке
        вблизи Данилова монастыря
        Москва, 1-й Крестовский пер., 25 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        Месяц ареста 7 
        Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность" 
        В июле 1922г. арестован на своей московской квартире и заключен в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        ./07/1923 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Приговор 2 года административной высылки в Тобольский округ 
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 7 
        В июле 1923 года Владыка под конвоем был отправлен в ссылку.
        Тем же поездом за ним последовала посланная игуменией Акатова Свято-Троицкого
        Александро-Невского монастыря Олимпиадой послушница, Татьяна Харламова
        Тюменская о., г.Тобольск, тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 8 
        По прибытии в Тобольск ссыльных снова отправили в тюрьму
        Тобольский окр., с.Самарово (около 500 км от Тобольска к северу по Иртышу) 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 11 
        В сентябре 1923г. Владыку поселили в большом сибирском селе Самарове,
        где он даже имел возможность служить в местной церкви — для этого он сам
        изготовил себе архиерейский жезл и митру. (Впоследствии он назовет эту ссылку
        отдыхом, даже "баловством".).
        Он начал обширную переписку со своими многочисленными знакомыми и родными и
        благодаря этому не чувствовал себя оторванным от друзей
        Тобольский окр., село (около 150 км от с.Самарово) 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1924 
        Осенью 1924г. местное начальство переместило епископа Германа в
        другое русское село, за сто пятьдесят километров от Самарова.
        Через полтора месяца, в ноябре 1924г., ему снова пришлось переселиться —
        в остяцкую д.Чучелинские юрты, в 60 км от Самарова
        Тобольский окр., дер.Чучелинские Юрты (около 60 км от с.Самарова) 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1925 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 8 
        Здесь Владыка провел весь оставшийся срок ссылки.
        В Чучелях он получил известие о кончине Патриарха Тихона, на которую откликнулся
        проникновенными словами:
           "Его смерть и проявленное к нему чувство глубочайшей и сердечной любви —
            только, быть может, нашим мудрым лжебратиям, думающим, что без Бога
            можно делать Божье дело, она ничего не скажет..." (9 июня 1925 года).
        Официально ссылка окончилась 12 июля 1925 года.
        2 августа 1925г. Владыка из Самарова отплыл на пароходе в Тобольск и оттуда
        возвратился в Москву
      Места проживания
        Москва, 1-й Крестовский пер., 25 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        В Москве Владыка поклонился мощам чтимого им св.прп.кн.Даниила, которые
        находились тогда в Троицком соборе, посетил знакомых ему насельников
        Даниловского монастыря, несколько раз служил там.
        Появление в Даниловом монастыре епископа Германа было замечено
        соглядатаями ОГПУ.
        Эти посещения, в особенности же присутствие за чаем (по заключению следствия,
        именно за трапезой "для отвода глаз проходили заседания черносотенного
        Даниловского синода"), навлекли на Владыку новые преследования.
        В день своих именин (6/19 ноября) он служил литургию в церкви Павла
        Исповедника у Екатерининской больницы и угощал собравшихся у него
        друзей именинным пирогом
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1925 
        День ареста 30 
        Месяц ареста 11 
        В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1925г. в его квартире в 1-м Крестовском пер.
        был произведен обыск, и епископ Герман был арестован, хотя ордер на арест был
        выписан "для порядка" 10 декабря.
        Был арестован в составе большой группы насельников Данилова монастыря
        по делу митрополита Петра (Полянского).
        Ордер на арест подписал Ягода. Владыка был заключен в Лубянскую тюрьму
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        21/05/1926 
        Обвинение "укрыватель и пособник церковно-монархической организации, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения ущерба соввласти" 
        Статья ст.62,68 УК РСФСР 
        Приговор 2 года ссылки в Каракалпакию 
        Групповое дело "Дело митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926г." 
        Следственное дело хранит только один краткий протокол допроса, бывшего
        16 декабря 1925 года:

             "— Сколько раз вы по вашем возвращении из ссылки бывали в Даниловском
                монастыре?

              — Раз пять: раза три молился и два раза служил; и в первом
                и во втором случае оставался на чай с братией и служащими.

              — Кого из епископов Даниловского монастыря вы знаете?

              — Знаю служащих там епископов Парфения, Амвросия, Дамаскина, Пахомия,
                Иоасафа (Удалова), в Москве встречал, знал его еще с детских лет".

        Как видно из допроса Владыки, следователя даже не интересовала его
        церковная позиция (многих других обвиняемых подробно об этом
        расспрашивали), хотя согласно обвинительному заключению, вина его
        состояла в том, что он входил в число архиереев, составлявших так
        называемый "Даниловский синод" — к нему причислялись также проживавшие
        или служившие в Даниловом монастыре архиереи Амвросий (Полянский),
        Николай (Добронравов), Парфений (Брянских), Дамаскин (Цедрик), Прокопий (Титов)
        и Гурий (Степанов), — которые якобы служили проводниками указаний двух бывших
        обер-прокуроров — Самарина и Саблера.
        Несомненно, позиция епископа Германа как православного
        архиерея и русского патриота была не менее "черносотенной", однако "даниловской
        (критика Патриарха и устранение от церковно-административных дел),
        линии" как видно из его переписки, он явно не сочувствовал.
        Он болезненно переживал начавшееся именно по этой причине свое расхождение
        с архиепископом Феодором (Поздеевским). Да и само появление
        Владыки в Даниловом монастыре, как признавался он в письме В.Т. Верховцевой,
        "послужило к радости не столько заменяющих" архиепископа
        Феодора, "сколько простых и постоянных его почитателей".
        Всего по этому делу, которое потом было названо делом митрополита
        Петра (Полянского), было арестовано около 30 человек.
        Главным обвиняемым оказался Александр Дмитриевич Самарин, бывший в 1915 году
        обер-прокурором Святейшего Синода. Ему приписывалось создание
        "черносотенной церковной группировки, стремившейся разжигать и поддерживать
        постоянное обострение отношений между церковью и Соввластью".

        Все обвиняемые были признаны принадлежащими к этой группировке или содействующими
        ей
      Места заключения
        Москва, Внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке 
        Год начала 1925 
        День начала 30 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1926 
        Владыка находился под следствием сначала во Внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке,
        а потом в Бутырках
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 5 
        21 мая 1926г. был вынесен приговор 3 года ссылки.
        На этот раз Владыка решил ехать один, хотя послушница Татьяна была готова за
        ним последовать. По дороге в ссылку ему пришлось "валяться на грязном полу"
        и неделями ждать этапа
        Узбекская ССР, Каракалпакия, г.Турткуль 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 10 
        В сентябре 1926г. он прибыл к месту своей ссылки — г.Турткуль в Каракалпакии.
        Он не сразу нашел жилье, а найдя наконец подходящее, с обычным своим добрым
        юмором сообщает знакомым: "Близко и ГПУ, и друзья, и базар" (15 сентября 1926г.).
        Как только ссыльные немного устроились на новом месте, произволом местного
        начальства им пришлось отправиться "на каюке вниз по Аму-Дарье в маленький
        уездный городок Ходжейли". Владыка писал Н.А.Верховцевой:
             "Плыли мы три с половиной дня... Чудные и ясные дни, месячные ночи,
              каракалпаки в своих огромных шапках в качестве матросов и капитана,
              более приветливые, иногда и прямо красивые берега, горы, подошедшие
              посмотреть на тех, кого Господь ради истины Евангелия сеет сейчас, как
              пшеницу, — все это не заставляло нервничать, а радоваться.
              Под Покров мы, сидя в каюке перед заходом солнца, при чудном пении и,
              с глубоким умилением справили все, к чему обязывает любовь к Честнейшей.
              Потом... мы часа полтора пели. Это так успокоило всех нас, что разлука
              на берегу уже в самый Покров нас не расстроила особенно".

        В архиве М.Е.Губонина сохранилась фотография, подаренная епископу
        Тихону (Шарапову) протоиереем Иоанном Благодатовым "в память
        совместного пребывания в Турткуле и путешествия на каюке до г.Кунграда",
        датированная октябрем 1926г., на которой, кроме названных лиц, запечатлены
        также епископ Герман и епископ Проскуровский Валериан (Рудич)
        Узбекская ССР, Каракалпакия, г.Ходжейли 
        Год начала 1926 
        День начала 10 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1928 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 1 
        В Ходжейли Владыка провел остающийся срок ссылки. Здесь он узнал о "Декларации"
        митрополита Сергия, на которую отзывался в нескольких письмах.
        Он поддержал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
        Из его письма о.Михаилу Шику от 22.08.1927г., где в конспиративной форме
        высказывается о "Декларации":
            "Вы, конечно, знаете о синдикате МС [митрополита Сергия] и о том, что ему
             выдан патент. Многие полагают, что можно бы, пожалуй, лучше жить и
             без синдикатов и патентов, но я думаю, что это необходимо для середняка
             и бедняка, и раз это совершилось, то не без воли Божией...
             Не надо, отвергши терпение, радость тесного пути, низко в унынии опускать
             голову... восхваляя Господа за то, что через страдания Он порождает здесь
             на земле нечто от вышних, запечатленное несомненно Духом Святым.
             Какую светлую бодрость должно это вливать в сердце каждого путника и
             пришельца на земле сей! Да будет Господь милостив к островитянам,
             и особенно к тому из них, кому на сердце взошли эти чистые и сильные
             своей правдой истины о Церкви Православной!".

        14.01.1928г. Владыка пишет Н.Д.Шаховской-Шик по поводу неудовольствий, которые
        вызывали у духовенства многие распоряжения митрополита Сергия:
            "Я считаю более безопасным в духовном отношении и правильным в каноническом
             смысле идти за плугом даже в том случае, когда хозяин его, своими ли
             слабостями или резкостями личного характера, затрудняет работу.
             Что эта работа, несмотря на многое несовершенство как самих работников,
             так и их инструкторов, все же Божья работа — об этом ясно свидетельствуют
             самые глухие уголки Севера и других наших окраин, где часто почти
             в буквальном смысле повторяется то, что сказано в 36 и 37 ст. Апостола,
             который читается перед Рождеством Христовым" (12 февраля 1928г.).
             [Рим. 8, 36–37: За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец,
             обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас].
        И еще ранее в письмах В.Т.Верховцевой епископ Герман выразил суть своего
        подхода — подлинно христианского — к оценке поступков людей:
            "...Думаю, было бы спасительней для всякого из нас останавливаться на
             светлом и добром даже у слабых и малодушных, чем с суровой жестокостью
             видеть лицемерие даже там, где, быть может, есть только простое малодушие
             или, еще больше, неправильная тактика. Апостол Петр был совсем не лицемер,
             а, однако, позорно отрекся от Христа перед простыми служанками. А всякому
             сильному надо помнить слова Апостола: считающий себя сильным пусть будет
             осторожным, чтобы не упасть...".
             "...То разложение духовенства, о котором Вы вскользь упоминаете в своем
              письме, только свидетельство этого духовного общего измельчания.
             Если принять без оговорок Ваше мнение, то становится просто жутко.
             Только все же и среди этой среды есть новые или еще формируются и
             заквашиваются в горниле испытаний и лишений, и это дает надежду, что
             Дух Божий не окончательно еще отошел от нас и что болезнь, быть может,
             будет иметь благой конец" (23 сентября 1927 года).
        14 января 1928г. епископ Герман получил разрешение на выезд из ссылки.
        Освобожден 14 января 1928г.
      Служение
        Владимирская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, временно управляющий Владимирской епархией 
        Год начала 1928 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1928 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 12 
        После освобождения владыка возвратился в Москву.
        Он сразу же известил о своем приезде родных.
        После освобождения 26.06.1928г. был назначен епископом Вязниковским, викарием
        Владимирской епархии.
        Служил в Казанском соборе и других храмах в Вязниках.
        Являлся "староцерковником", противником обновленчества.
        На Вязниковской кафедре он пробыл только четыре месяца.
        На момент ареста — временно управляющий Владимирской епархией.
        Осенью 1928г. в местной газете появились заметки о "пожеланиях рабочих"
        трех крупных вязниковских фабрик об использовании здания собора
        под "культурные цели или же под жилище для рабочих, так как вязниковские рабочие
        не имеют клуба, кроме нескольких тесных и неудобных клубов, и переживают
        тяжелый жилищный кризис".

        Духовенство собора решило бороться с грозившим закрытием храма мирным и
        казавшимся возможным тогда способом — начать сбор подписей в его защиту.
        Собор в течение дня не закрывался, и заходившие в него верующие ставили свои
        подписи.
        26 ноября 1928г. небольшая группа верующих, человек 15, не получив
        на это благословения Владыки, пришла к зданию исполкома, где находился
        горсовет, полагая, что в это время принимается решение о закрытии
        собора. Немного постояв и узнав, что никакого заседания нет, они
        разошлись. Но это явилось для ОГПУ удобным поводом для расправы с духовенством.
        Демонстрация 15-ти человек превратилась под пером следователя в "спланированное
        антисоветское выступление большой толпы", которая якобы требовала,
        чтобы ей дали помещение для своего собрания
      Места проживания
        Владимирская о., г.Вязники 
        Год начала 1928 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1928 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 12 
      Аресты
        Владимирская о., г.Вязники 
        Год ареста 1928 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 12 
        14 декабря 1928г. Владыка был арестован в Вязниках, а 15 декабря
        он уже был заключен во Владимирскую тюрьму, и его допрашивали во Владимире.
        Он был арестован вместе с настоятелем Казанского собора протоиереем Александром
        Вознесенским и двумя соборными священниками, о.Иоанном Орфановым (ключарь) и
        Константином Твердисловым, а также священником Введенской церкви Пименом
        Сеноедовыи и двумя мирянами — старостой собора Ипатием Ефремовичем Онахриенко
        и членом церковного совета Федором Герасимовичем Устиновым
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        17/05/1929 
        Обвинение "участник контрреволюционной церковной группы, антисоветская деятельность, антисоветская агитация в проповедях" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "архивное уголовное дело П-4744 (г.Вязники, 1929г.)" 
        Епископ Герман был обвинен как "идейный вдохновитель контрреволюционной церковной
        группировки", достаточно показавший "свое подлинное реакционное лицо".
        В "антисоветскую группу" входили, по выражению следователя, "вязниковские
        аборигены и искушенный в антисоветской деятельности, получивший в прошлом две
        адм. ссылки, епископ-староцерковник Герман Ряшенцев".

        Нашлись "свидетели" (тайные осведомители ОГПУ и обновленцы), давшие нужные
        "показания".
        Никто из обвиняемых, проходивших по делу, не подтвердил возводимых на своего
        епископа обвинений. Из показаний о.Константина Твердислова:
           "Проповеди епископа Германа по обыкновению были очень отвлеченны
            (то есть не затрагивали современных политических вопросов). Он говорил
            о гонениях на религию и христианство, говорил о стойкости мучеников первых
            времен христианства и т. п. ... О религии он говорил тоже отвлеченно,
            например:
               "Религия это такая сила, которая дает все, дает духовную мощь в жизни".
            О том, что "коммунизм — это разврат", от Германа я не слыхал...".
        Другая проповедь Владыки, привлекшая внимание тайных осведомителей, была
        произнесена им в вязниковской Введенской церкви 2 августа 1928г. и посвящена
        памяти святой мученицы Юлии (16/29 июля),
              "которая жила хорошо и мирно и с богатыми и с бедными, и с князьями
               и вельможами, и все ее любили. Наша христианская Церковь и религия,
               подобно святой Юлии, хочет так же мирно со всеми жить, но времена теперь
               иные, и бедные, власть теперь имущие, притесняют святую Юлию, нашу
               религию, насилуют ее всякими гонениями и насаждением обновленцев...".

        17 мая 1929г. Владыка был приговорен к 3 годам лагерей.
        Остальные обвиняемые получили по три года ссылки
      Места заключения
        Владимир, тюрьма 
        Год начала 1928 
        День начала 15 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1929 
        Архангельская о., Кемский ИТЛ, Кемский пересыльный лагпункт 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 12 
        С июня по декабрь 1929г. находился в Кемском пересыльном лагпункте.
        Здесь встретился с епископом Афанасием (Сахаровым), работавшим сторожем склада
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1930 
        День начала 6 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        6 января 1930г. Владыка попал в Соловецкий лагерь. Там он поселился в той же
        избе, в лесу, между морем и озером, где до начала декабря 1929г. жил
        архиепископ Иларион (Троицкий).
        В лагере занимался плетением рыболовных сетей.
        25 января 1930г. епископ Герман заболел тифом.
        Болезнь, продолжавшаяся два с половиной месяца, до апреля 1930г., превратила
        его в инвалида.
        30 ноября 1930г. вместе со стариками, больными и калеками он был переведен
        из Соловецкого лагеря на материк и затем на положении ссыльного, иногда
        в крайне тяжелых условиях, не имея даже крова над головой ("на открытом воздухе"),
        жил на севере до февраля 1933г.
        За это время ему пришлось сменить более 12 мест назначения
        Карелия, окрестности г.Кемь 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 5 
        Сначала переведен на положение ссыльного в 60 верстах от г.Кеми, расписывал
        "игрушки и безделушки" в кустарном производстве
        Архангельская о., г.Котлас 
        Год начала 1931 
        День начала 7 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 6 
        7 мая 1931г. поселен вблизи г.Котласа.
        В июне 1931г. переведен в село Красноборск на р.Северной Двине
        Архангельская о., с.Красноборск на р.Северной Двине 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 7 
        В июле 1931г. переведен в г.Великий Устюг
        Вологодская о., г.Великий Устюг 
        Год начала 1931 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1931 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 10 
        Коми, Усть-Куломский р. (Вологодский округ, Коми АО), с.Деревянск 
        Год начала 1931 
        День начала 13 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1931 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 12 
        В марте 1932г. переведен в село Вочь
        Коми АО (Коми, Усть-Куломский р.), с.Вочь 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1932 
        Месяц окончания 11 
        В ноябре 1932г. переведен в деревню близ с.Усть-Кулом
        Коми АО, деревня около с.Усть-Кулом 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1933 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 1 
        Получив 2/15 января 1933г., в день памяти преподобного Серафима,
        разрешение уехать, в феврале Владыка отправился в избранный им из предложенных
        для проживания мест город Арзамас, поехал туда через Москву.
        В Москве встретился с митрополитом Сергием (Страгородским), однако нового назначения,
        не будучи вполне свободным, не получил
      Места проживания
        Нижегородская о., г.Арзамас, ул.Пушкинская, 121 
        Год начала 1933 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1934 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 3 
        В Арзамасе Владыка был встречен тепло, мог иногда служить вместе с епископом
        Арзамасским Серапионом (Шевалеевским), но никакой должности не занимал и
        жил помощью близких и местных верующих.
        Он поселился на Пушкинской улице, недалеко от епископа Серапиона, у которого
        иногда бывал, и они могли поговорить о церковных делах, вспомнить свою родную
        Казанскую Духовную Академию, преподавателей и знакомых.
        Епископ Серапион знал и брата епископа Германа — Варлаама, они учились в
        Академии почти одновременно
      Аресты
        Нижегородская о., г.Арзамас 
        Год ареста 1934 
        День ареста 2 
        Месяц ареста 3 
        2 марта 1934г. епископ Герман был арестован и заключен в тюремное помещение
        Арзамасского ИТУ
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Горьковскому краю 
        15/04/1934 
        Обвинение "вместе с еп.Серапионом (Шевалеевским) организовал контрреволюционную группу церковников, проводя мероприятия, направленные против соввласти" 
        Статья ст.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки в Северный край 
        Групповое дело "Дело епископов Серапиона (Шевалеевского), Германа (Ряшенцева) и др. Арзамас. 1934г." 
        Из постановления о предъявлении обвинении против епископа Германа (4 марта 1934г.)
          "Ряшенцев Герман Степанович достаточно изобличается в том, что совместно
           с епископом Серапионом активно боролся за поднятие авторитета религии и
           сплачивание духовенства в Арзамасской епископии.
           Активно помогал Серапиону в руководстве к-р очагами, группировал вокруг
           себя к-р элемент и через них вел к-р деятельность.
           Распространял провокационные слухи о воине и падении соввласти".

        Кроме епископов Серапиона и Германа, по этому делу проводили еще 10 человек:
        иеромонах Герман (Архиереев), иеромонах Мартиниан (Васильев-Жуков), местные
        монахини Прасковья Катаева и Пелагея Фокеева, ссыльные Александра Федоровна
        Штоквич, вдова офицера, и Сергей Дмитриевич Расторгуев, служивший чтецом
        в церкви, и четверо мирян, из местных.
        Виновным себя епископ Герман так же, как и епископ Серапион, не признал.
        15 апреля был вынесен приговор: епископу Серапиону — 5 лет, а епископу Герману
        и еще четырем обвиняемым — 3 года ссылки в Северный край, пятерым обвиняемым,
        в том числе иеромонаху Герману (Архиерееву), три года концлагеря
      Места заключения
        Нижегородская о., г.Арзамас, ИТУ, тюремное помещение 
        Год начала 1934 
        День начала 2 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 5 
        Коми АО, Усть-Куломский р. 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1934 
        Месяц окончания 5 
        Северо-Котласская ж.д., ст.Опарино 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1934 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 8 
        В мае 1934г. Владыка прибыл на ст.Опарино Северо-Котласской ж.д.,
        где ему надлежало отбывать ссылку.
        Вскоре, 10 августа 1934г. он получил распоряжение поселиться в Сыктывкаре,
        в пригородном селе Кочпон
        Коми (Зырян) АО, Усть-Куломский р., с.Кочпон (около Сыктывкара), Колхозная, 5 
        Год начала 1934 
        День начала 10 
        Месяц начала 8 
        В с.Кочпон епископ Герман жил до своего последнего ареста вместе со схиигуменом
        из Киева Лукой (Тарарой) и келейницей из ссыльных Пелагеей Фокеевой.
        С ними он объединился еще в Опарине, об отце Луке Владыка Герман писал:
              "Около него веет миром и молитвой. Целый день он что-либо делает по
               домашности, а всю ночь, после краткого сна, проводит в молитве. Он
               искусен, кажется, и в земном и небесном, и Масе [мне] надо только
               благодарить Господа, что она оказалась под одним кровом с преподобным".
      Служение
        Коми АССР, Сыктывдинский р., с.Кочпон (позже в черте г.Сыктывкара), Казанская церковь 
        епископ 
        Должность регент церковного хора 
        Год окончания 1937 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 2 
        Находясь в ссылке, Владыка Герман служил регентом в Кочпонской Казанской церкви,
        в которой пели преимущественно ссыльные монахи.
        На Рождество в начале 1937г. к ним присоединился еще один епископ —
        Павел (Флоринский), возвращавшийся из заключения.
        В другой сыктывкарской церкви в это время был также епископ-певчий —
        владыка Стефан (Знамировский).
        Летом 1935 года в другом пригородном селе Сыктывкара, Тентюкове, на расстоянии
        нескольких километров от Кочпона, поселился ссыльный архиепископ
        Феодор (Поздеевский). Владыка Герман поехал навестить его, но встретил
        холодный прием, приглашения к повторному визиту не последовало. После этого
        епископ Герман приходил к архиепископу Феодору еще раз, на Пасху, напрасно
        надеясь, что недоразумения рассеются. Причиной охлаждения было то, что
        архиепископ Феодор (Поздеевский) не принимал позицию епископа Германа, который,
        по словам архиепископа Феодора, "явился ко мне с подчеркиванием, что он
        не одобряет М[итрополита] С[ергия], но не может отделяться от него".

        В дальнейшем епископ Герман встречал архиепископа Феодора в местном
        отделении НКВД, куда ссыльные должны были приходить отмечаться.
        В письме Н.А.Верховской от 5 июля 1936г. он писал:
            "Федю вижу в своем учреждении три раза в месяц. Он кланяется маме и Вам.
             По виду он хмурый, еще больше горбится, и нет в его лице того мира, какой
             делает таким прекрасным всякого раба Божия"...
        После окончания срока ссылки продолжал жить в с.Кочпон.
        Под духовным руководством епископа Германа сложилась община
        (в основном, ссыльных) духовенства и мирян, которые соблюдали обеты иноческой жизни,
        оказывали материальную и моральную помощь ссыльному духовенству.
        Владыка Герман организовал церковный хор, послушать который приходили
        православные люди со всего города Сыктывкара.
        Он стал безусловным духовным руководителем многочисленной общины
        ссыльного духовенства. По праздничным и воскресным дням на квартире у него
        собирались на беседы ссыльные священники, монахи и миряне. Приходили и местные
        священники о.Стефан Ермолин и благочинный о.Федор Веселков.
        Епископ Герман помогал многим, поддерживал павшим духом.
        Часто бывал у него владыка Серапион (Шевалеевский), также сосланный в Коми АССР
        В 1936г. многие ссыльные, отбывшие свои сроки, уехали. Владыка ждал
        освобождения, обсуждал с друзьями, где лучше поселиться для новой "передышки"
        Приближался день окончания ссылки (2 марта 1937 года)
      Аресты
        Коми АССР, Сыктывдинский р., с.Кочпон (около Сыктывкара) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 2 
        24 февраля 1937г. Владыка был арестован в пятый и последний раз.
        Вместе с ним было арестовано еще 12 человек, в том числе епископ
        Серапион (Шевалеевский), схиигумен Лука (Тарара), ссыльные монахи и миряне,
        и трое местных, вдова расстрелянного в лагере священника Прокопия
        Шаламова Мария Александровна, священник нижнеконской церкви в Сыктывкаре
        Степан Ермолин и Павел Николаевич Елькин.
        Арестованные были заключены в ДПЗ НКВД Коми АССР в г.Сыктывкаре.
        При обыске у епископа Германа было изъято более двадцати писем, и
        среди них одно, которое он не успел своевременно уничтожить — письмо
        от 27 сентября (старого стиля) 1935г. архиепископа Великоустюжского
        Николая (Клементьева), — оказалось очень удобным для обвинения. Письмо
        было ответом на просьбу приезжавшей в Великий Устюг Марии Шаламовой о
        благословении на тайный монашеский постриг.
        Органы НКВД, увидели, что в конфискованном у епископа Германа письме речь идет
        о "священной дружине иноков" —  распространенном наименовании монашества —
        и приписали арестованным создание мифической контрреволюционной церковной
        организации "Священная дружина".
        Было начато "дело N 3542"
      Осуждения
        тройка при УНКВД Коми АССР 
        13/09/1937 
        Обвинение "создатель и руководитель контрреволюционной группы церковников фашистского толка "Священная дружина", к/р сборища, выступления с к/р установками, к/р агитация, помощь ссыльным священникам, критика Конституции" 
        Статья ст.58–10 ч.1,58–10 ч.2,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело контрреволюционной группы церковников "Священная дружина" (1937г.)" 
        По делу проходило 13 человек, в т.ч. епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский)
        Обвинительное заключение Владыки Германа состояло из четырех пунктов:
         " 1. Являлся организатором и руководителем контрреволюционной группы
             церковников фашистского толка, именуемой "Священная дружина".
          2. На устраиваемых им нелегальных сборищах группы выступал с контрреволюционными
             установками.
          3. Среди населения вел контрреволюционную агитацию и выступал в защиту
             врагов народа троцкистов.
          4. Организовывал оказание материальной помощи участникам группы и ссыльному
             духовенству".

        На допросах епископ Герман не отрицал, что помогал ссыльным.
        Прямо заявил, что критиковал Конституцию за недемократическое решение вопроса
        о свободе совести, отрицательно отзывался о политике советского государства
        в отношении духовенства, но упорно отрицал контрреволюционную деятельность.
        Из показаний епископа Германа:
             "Виновным себя в к.р деятельности я не признаю.
              Ссыльное духовенство г.Сыктывкара, правда, группировалось вокруг меня,
              но не для антисоветской работы, а исключительно в религиозных целях
              в силу моих религиозных убеждений. Нас объединяла любовь к храму и
              церковному пению.
              Кроме соблюдения обетов иноческой жизни, других задач мы не ставили".

        13 сентября 1937г. епископ Герман был приговорен тройкой при УНКВД Коми АССР
        к расстрелу как "руководитель контрреволюционной группы церковников
        "Священная Дружина".
        Приговор тройки при УНКВД Коми АССР вынесен 13 сентября и для всех одинаков:
        расстрелять
      Места заключения
        Коми АССР, г.Сыктывкар, Дом предварительного заключения (ДПЗ) НКВД Коми АССР 
        Год начала 1937 
        День начала 24 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1937 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1937 
      День 15 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Коми АССР, г.Сыктывкар 
      Место захоронения Коми АССР, г.Сыктывкар 
      15 сентября епископ Вязниковский Герман, вместе с с епископом
      Серапионом (Шевалеевским) и другими 11 арестованными соузниками были
      расстреляны вблизи г.Сыктывкара.
      На месте расстрелов ныне находится аэродром.
      Исповеднический путь епископа Германа, завершившийся мученической кончиной,
      ярко отражен в его письмах, сохраненных его духовными друзьями —
      В.Т. и Н.А.Верховцевыми, священником Михаилом Шиком и его женой Н.Д.Шаховской-Шик,
      и духовными чадами — игуменией Акатовского монастыря Олимпиадой
      и монахиней Татьяной
    Канонизация
      Священномученик епископ Герман (Ряшенцев) 
      Дата 06/10/2001 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2001г. 
      Кто представил Сыктывкарская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 02.09 
          Новый стиль 15.09 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 19/05/1989 
        Кем реабилитирован Владимирская облпрокуратура 
        По году репрессий 1929 
      2
        Дата 06/10/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Горьковской обл. 
        По году репрессий 1934 
      3
        Дата 31/03/1990 
        Кем реабилитирован Прокуратура Коми АССР 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1 ->
      Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.132.
      2 ->
      Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.854, 969.
      3 ->
      Романькова Т. Храм на крови// Заполярье, 1995. 5 авг.
      4 ->
      Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.324–325.
      5 ->
      Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. С.99.
      6 ->
      Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.91.
      7 ->
      Список репрессированных священно- и церковнослужителей, отбывавших срок заключения на территории бывшей Коми АССР (предоставил Андрианов И.В.). Архив отдела истории Сыктывкарского епарх. управления. Машинопись.
      8 ->
      Полещиков В. В чем обвиняли "Священную дружину"// Красное Знамя. Сыктывкар, 1990. 21 нояб.
      9 ->
      О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.99.
      10 ->
      Герман (Ряшенцев), еп. Письма к Верховцевым// Московский журнал. 1993. N 1. С.57–62.
      11 ->
      Малыхина А. Поименно назвать...// Эском-Вера. Христианская газета Севера России. Сыктывкар, 1997. Вып. 18. N 282–283. С.3.
      12 ->
      Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С.40–41.
      13 ->
      Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С.1019.
      14 ->
      Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008с. С.916–919.
      15 ->
      С сайта взята только икона
      16 ->
      Воробьева А.Г. "Высшее изящество веры": Жизнеописание священномученика Германа, епископа Вязниковского// Письма епископа Германа. М., 2004.
      17 ->
      Воробьева А.Г. Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский// Таких рождает вера наша. М., 2013.
      18 ->
      Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.11: Георгий -Гомар. М.: "Православная энциклопедия", 2006. С.226–227.
    Заявители ->
      1. Стефано-Прокопьевское православное братство (секретарь — Екишев Юрий)
      2. Торопова Лариса Дмитриевна
    Документы ->
      1.ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т.1. Т.5. ЛЛ.184–186.
      2.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.78, 119.
      3.Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл.
      4.ГА РФ. Ф.8409. Оп.1. Д.16. Л.56.
      5.Журнал N 61 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001г.
      6.ГАНО. Ф.2209. Оп.3. Д.15904.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ