Василий (Зеленцов Василий Иванович) 
    Год рождения 1876 
    День рождения 8 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Рязанская губ., Зарайский у. (Московская о., Зарайский р.), с.Радушкино (Радушино, Филиппово) 
    епископ 
    Специальность=кандидат богословия 
    Священномученик Василий (Зеленцов) родился 8/21 марта 1876г. в с.Радушкино
    Зарайского уезда Рязанской губернии, хотя в трех делах ОГПУ "арестованный
    Василий Зеленцов" собственноручно указывает другую дату — 1870 год.
    Местом его рождения, согласно предоставленным им при аресте персональным
    анкетным данным, было село Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии.
    Однако в метрической книге зимаровского храма отсутствует какая-либо
    подтверждающая это запись. Но правильные дата и место рождения установлены
    благодаря фонду Рязанской Духовной Семинарии, где сохранились копии свидетельств
    об окончании семинарии, где указывались дата и место рождения выпускника [22].
    Род Зеленцовых отличался особой религиозностью.
    По отцовской линии дед и прадед были храмовыми причетниками, дяди — служителями
    Божьего престола и церковными клирошанами, тети: одна — женой священника,
    другая — насельницей монастыря.
    Его отец, Иван Васильевич Зеленцов служил священником Богородице-Рождественской
    церкви и законоучителем церковно-приходской школы с.Радушкино в 1874–1878гг.
    [20 (Рязанские Епархиальные Ведомости. 1874/1875. N 3.)].
    В 1878г. о.Иоанн был перемещен в с.Ялмонт Егорьевского уезда
    [20 (Рязанские Епархиальные Ведомости. 1878. N 24)];
    в 1885г. о.Иоанн был перемещен в Боголюбскую церковь с.Зимарово Раненбургского уезда
    на 3-ю священническую вакансию [20 (Рязанские Епархиальные Ведомости. 1885. N 17.)],
    а впоследствии протоиерей Иоанн Зеленцов стал настоятелем Боголюбского храма.
    В селе Зимарово Василий Зеленцов провел детство.
    Супруга о.Иоанна — Вера Васильевна была хорошей женой и доброй матерью.
    Когда о.Иоанн с семьей переехал в с.Зимарово, у них уже было шестеро детей,
    Василий был третьим по счету ребенком. Все дети получили хорошее образование:
    Мария окончила Высшие женские курсы в Москве, Елизавета — Рязанское епархиальное
    училище, Иван (1879–1950, окончил Московскую Духовную Академию со степенью
    кандидата богословия, педагог, лауреат Ленинской премии),
    Николай и Константин, завершив духовное образование, приняли священный сан
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [1919-1925гг.] [1925г.] [1925-1926гг.] [1926-1929гг.] [1929-1930гг.]
      Образование
        Раненбургское духовное училище 
        Год окончания 1889 
        В 1889г. Василий окончил по I разряду Раненбургское духовное училище с правом
        поступления в духовную семинарию
        Рязанская Духовная Семинария 
        Год окончания 1896 
        В 1896г. по I разряду окончил Рязанскую Духовную Семинарию
        Московская Духовная Академия 
        Год поступления 1896 
        Год окончания 1900 
        кандидат богословия 
        В 1900г. окончил Московскую Духовную Академию с правом получения степени кандидата
        богословия после предоставления одной проповеди.
        Утвержден в степени кандидата богословия 19 сентября 1900г.
      Служение
        Красноярск, Красноярская Духовная Семинария 
        Должность помощник инспектора (до 1901г.), преподаватель (с 1901г.), помощник библиотекаря (с 1901г.) 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1904 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 1 
        В 1900г. назначен помощником инспектора Красноярской Духовной Семинарии.
        С 1901г. — преподаватель Красноярской Духовной Семинарии.
        Вел преподавание литургики и практическое руководство для пастырей, а также читал
        уроки Св.Писания, историю русского раскола и его обличение.
        Параллельно с основной работой он исполнял обязанности семинарского библиотекаря.
        В 1902–1903гг. — член правления и казначей Общества во имя св.блгв. Александра
        Невского для вспомоществования нуждающимся учащимся духовно-учебных заведений
        Красноярска.
        С 1903г. — член совета и казначей красноярского Братства во имя Рождества
        Пресвятой Богородицы.
        В 1904г. согласно прошению уволен из Красноярской Духовной Семинарии
        Екатеринославская губ. (Украина, Донецкая о.), г.Мариуполь, Мариупольское духовное училище 
        Должность преподаватель русского и латинского языков 
        Год начала 1904 
        День начала 29 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1912 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 8 
        29 января 1904г. Василий был назначен учителем русского и латинского языков
        в Мариупольское духовном училище Екатеринославской губернии.
        Ревизовавший училище петербургский представитель Учебного комитета отмечал:
          "Воспитанники преподавателя Зеленцова "с должным вниманием относились к
           серьезным и обстоятельным объяснениям основательно знающего свой предмет
           наставника".
        11 мая 1908г. Василий Иванович Зеленцов направил прошение в Учебный комитет
        при Св.Синоде просьбу: в случае открывшейся в учебных заведениях Забайкальской
        Сибири вакансии преподавателя Священного Писания, догматического богословия
        или церковной истории перевести его на таковую.
        Большой радостью для него стало сообщение об открывшейся вакансии преподавателя
        одного из особо желанного им предмета в Рязанской Духовной семинарии.
        10 апреля 1909г. Василий Иванович подал прошение в синодальное руководство о
        разрешении на перевод в Рязань преподавателем.
        18 июля 1909г. вторично повторил просьбу о переводе его в Рязанскую или
        в Благовещенскую Духовную семинарию, однако прошение его не была удовлетворено.
        В 1912г., спустя три года, сложные семейные обстоятельства вынуждают его возобновить
        ходатайство. Отец Василия Ивановича, много лет прослуживший священником
        в зимаровском Боголюбском храме, собирался, по причине преклонного возраста,
        выйти за штат. На иждивении батюшки оставались: старенькая матушка, дочь-студентка, а также
        молодая вдова Анна Иоанновна Зеленцова (жена покойного (умер в 1911г.) сына —
        священника о.Николая Ивановича Зеленцова) с шестью сиротами, старшему из которых
        исполнилось в то время 10 лет. Василий Иванович, серьезно озабоченный
        сложившейся ситуацией, прекрасно осознавал, что единственной опорой семьи и ее
        материальным обеспечителем может быть только он.
        1 мая 1912г. Василий Зеленцов вновь обратился в Учебный комитет перевести его
        на службу в Рязанскую епархию. Он писал:
            "При этом прошу позволения высказать, что больше всего желал бы, в случае
             моего перевода, занять кафедру Священного Писания (знакома мне настолько,
             что в 1912г. году я свободные часы отдаю публичной борьбе с мариупольскими сектантами:
             штундистами и адвентистами-субботниками), или церковной истории, или
             гомилетике...".
        15 августа 1912г. Василий Зеленцов был направлен окружным миссионером
        в Екатеринославскую епархию
        Екатеринославская губ. 
        Должность окружной миссионер Екатеринославской епархии 
        Год начала 1912 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1913 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 8 
        Правящий епископ Агапит (Вишневский) определил его на должность окружного
        миссионера и благословил заниматься духовно-просветительской деятельностью
        Екатеринослав, Екатеринославская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель по кафедре обличительного богословия, истории и обличения раскола (с 28.08.1913г.) 
        Год начала 1913 
        День начала 28 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1913 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 12 
        Спустя год ему было определено место преподавателя обличительного богословия
        и истории раскола в Екатеринославской Духовной семинарии
        Казань, Казанская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1913 
        День начала 24 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1914 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
        24 декабря 1913г. назначен преподавателем Казанской Духовной Семинарии согласно
        прошению
        Екатеринославская губ., Мариупольский у. 
        Должность Мариупольский окружной миссионер Екатеринославской епархии 
        Год начала 1914 
        День начала 11 
        Месяц начала 1 
        Однако Владыка Агапит, не желая потерять столь усердного и образованного
        труженика на ниве Христовой, предложил Василию Ивановичу Зеленцову хорошие
        условия службы, способные весьма неплохо удовлетворить его семейные нужды.
        11 января 1914г. Василий Иванович был назначен Мариупольским окружным
        миссионером Екатеринославской епархии.
        Как миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве
        проповедника.
        Библейская и святоотеческая осведомленность миссионера была насколько велика, что многие епархиальные
        священники приглашали его выступать во время богослужения. Он сопровождал
        Крестные ходы, зачастую растягивающиеся на длительный срок.
        Во время подобных мероприятий Василий Иванович ежедневно выступал перед всем
        народом, общался индивидуально со многими людьми, открыто боролся с сектантством,
        С наступлением революционных потрясений ревность по Богу стала ведущим принципом
        жизни миссионера Зеленцова
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        Осенью 1917г. он был избран членом Священного Собора Русской Православной
        Церкви по избранию от мирян Екатеринославской епархии.
        Василий Иванович Зеленцов активно участвовал в работе Собора.
        После восстановления Патриаршества Василия Ивановича Зеленцова включили в состав
        соборной Комиссии. На соборе развернулась широкая полемика по вопросу взаимоотношений
        Церкви и государства.
        В свей речи от 13 ноября 1917г. (задолго до разгона большевиками Учредительного
        собрания и начала массового террора) Василий Иванович Зеленцов предупреждал:
           "Церковь есть Царство Христово, "Царство не от мира сего" (Ин.18.36).
            Пусть государство — тоже богоустановленное учреждение. Они могут быть в союзе,
            но Церковь никак не должна быть подчинена государству... Церковь по своей
            природе и происхождению самостоятельна. Государство будет жить и издавать
            свои законы, как ему вздумается. Ведь оно не захочет считаться с природой
            Церкви. Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви".
        19 июля 1918г., на третьем частном совещании членов Собора, поднимался вопрос
        о трагической участи семьи императора Николая II и о необходимости совершения
        заупокойных поминовений расстрелянной царской четы. Василий Иванович выступил в прениях:
            "Бывший царь есть Помазанник Божий, и так он остается и после своего
             отречения от власти, ибо помазание с него не снято. Мы должны судить
             о нем как о Помазаннике. Мы служили панихиду, когда убивали священников
             или архиерея — этих помазанников на иерархическое служение.
             Но вот убивается Великий Помазанник другого рода благодати, убивается
             беззаконно, и мы теперь решаем, нужно ли служить по нем панихиду!
             Двух мнений здесь быть не может".
        Когда до собора достигли слухи, что в Киеве планируется созвать Собор украинских
        епископов, Василий Зеленцов выступил с резкой критикой самой идеи Украинского собора
        и автокефалии Украинской Церкви.
        С началом смуты в 1918г. Собор прекратил свою работу. Церковь декретом Советской
        власти была отделена от государства и школа от Церкви.
        Осенью 1918г., после окончательного завершения работы Собора Василий Иванович
        Зеленцов переехал в Полтаву
        Полтавская губ. 
        Должность епархиальный миссионер Полтавской епархии 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1919 
        Первое время Василий Зеленцов служил епархиальным миссионером в светском звании.
        С первых дней в Полтаве Василий Иванович начал заниматься привычной
        миссионерской работой.
        Пешком обходя город, неутомимый Василий Зеленцов общался со многими растерянными
        и смущенными событиями людьми, пытался доступными средствами помочь им словом
        и делом
      Рукоположение
        диакон 
        1919 
        Кто рукоположил архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) 
        иерей 
        1919 
        Кто рукоположил архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) 
        Рукоположен в священный сан целибатом (с обетом безбрачия)
      Служение
        Полтава, Свято-Троицкая церковь на Сенной площади 
        иерей 
        Должность второй священник, настоятель (с 1921г.) 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1922 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 5 
        Местом служения о.Василия стала полтавская Свято-Троицкая церковь на Сенной
        площади (совр. площадь Независимости).
        О.Василий жил в доме настоятеля храма — священника Чубова и служил вторым священником,
        а после смерти настоятеля в 1921г. возглавил приход.
        В силу особой любви к молитве, замечательных способностей и всепоглощающей
        преданности церковному делу, батюшка очень скоро стал широко известен не только
        в городе, но и за его пределами.
        Воскресными и праздничными вечерами о.Василий устраивал в Свято-Троицком храме
        чтение акафистов, во время которого дружно молился весь народ, пели все: и
        дети, и молодежь, а также проводил духовные беседы на животрепещущие темы.
        В церковь стекалось множество люда, причем не только православного, но и
        иноверцев, сектантов. Иногда заходили и рьяные большевики. Большинство из них
        приходили просто из любопытства или желания поспорить с высокообразованным
        пресвитером. Но зачастую после беседы с батюшкой они глубоко задумывались,
        во многих мировосприятие и вероисповедование в корне менялось.
        Будучи священником в Полтаве, о.Василий занимался широкой миссионерской
        деятельностью. Он пешком обходил окраины города для просвещения сектантов,
        католиков и евреев.
        Как и раньше, во время своей миссионерской деятельности, он посещал нуждающихся.
        Отдавая все то, что с любовью приносила ему паства, он помогал многим бедным,
        без различия национальности и вероисповедования.
        Кроме помощи бедным, он содержал на своем иждивении детей покойного брата.
        Где бы о.Василий ни появлялся в городе, вокруг него образовывался круг ревнителей Церкви и просто
        ищущих в столь трудное время духовного окормления и поддержки. По воспоминаниям:
            "Он так нежно и кротко, по-христиански умел подойти к страждущему человеку,
             так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно
             покорял заблуждающихся, которые говорили: "вот это действительно христианин"".
        Вместе с другими священнослужителями о.Василий организовал при Свято-Троицкой
        церкви Покровское Христианское Общество Молодежи (именуемое среди прихожан
        "Покровским Братством"), которое было реальной альтернативой местной комсомольской
        организации.
        Началась гражданская война, и в июле 1919г. в Полтаву вошли войска генерала
        А.И.Деникина.
        Когда деникинские войска стали уходить из города, а с ними и часть духовенства,
        о.Василий решил остаться, но обратился к полтавскому губернатору с просьбой,
        чтобы для эвакуировавшегося духовенства был предоставлен отдельный вагон.
        Ушедший с белыми настоятель храма кадетского корпуса прот.Сергий Четвериков
        отдал о.Василию под расписку часть церковного имущества и написал, кому его следует
        передать. Впоследствии при аресте о.Василия эта расписка послужила одним
        из доказательств его "вины".
        О.Василий стал широко известен в Полтаве и ее окрестностях своими проповедями
        и вдохновенным богослужением, при этом он привлекал к участию в богослужению
        всех молящихся. Со временем многие прихожане изучили церковное богослужение
        настолько, что могли свободно участвовать в нем, зная наизусть тексты церковных
        песнопений.
        Во время кампании по "изъятию церковных ценностей" о.Василий выступил против
        разграбления Дома Божия.
        Провидя лживую сущность действий большевиков, направленную на кощунство по отношению к православным
        святыням, о.Василий заявил властям:
             "Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов".
        Батюшка обратился к полтавской пастве (не только своего, но и других приходов) с
        просьбой жертвовать продукты для нуждающегося населения Поволжья.
        Открыто обличая с амвона хитрые стремления новой власти, о.Василий призывал
        народ помочь страждущим братьям и сестрам, но при этом защищать свои святыни.
        Он указывал на то, что с точки зрения Церкви отдание священных богослужебных
        сосудов для переплавки на металл является святотатством.
        Подобные речи вызывали негодование со стороны советских правителей
      Аресты
        Полтава 
        Год ареста 1922 
        День ареста 30 
        Месяц ареста 5 
        В разгар ограбления церквей к о.Василию попала копия секретной телеграммы,
        которую 22 апреля 1922г. направил начальник Полтавского ОГПУ тов.Линде
        в Харьков вышестоящему начальству, в которой тот сообщал, что намерен в ближайшее
        время заняться арестами духовенства. Ознакомившись с секретной депешей,
        о.Василий поспешил сообщить о ней всем городским священнослужителям.
        Это стало одним из поводов его ареста 30 мая 1922г.
        Он был заключен в тюрьму г.Полтавы
      Осуждения
        Показательный суд 
        12/08/1922 
        Обвинение "противодействие изъятию церковных ценностей, контрреволюционер" 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел, заменен на 5 лет тюремного заключения 
        В конце лета 1922г. полтавские власти устроили над священником Зеленцовым
        показательный судебный процесс, который происходил в здании Полтавского
        музыкального училища с 9 по 12 августа.
        Накануне этого процесса, советские газеты, характеризуя "политическую
        физиономию Зеленцова", писали:
            "Зеленцов — друг и приятель патриарха Тихона, имеет от него фотографию
             с личной подписью... Злобный и непримиримый белогвардеец, превращавший
             церковь в орудие борьбы с Соввластью".
            "Церковь Зеленцова — очаг шпионажа и контрреволюции"
            "Зеленцов — только новое подтверждение давно сказанной истины, что церковь
             — политотдел буржуазии".
        9 августа, в послеобеденное время, "дабы дать возможность рабочим полностью
        прослушать процесс, началось первое заседание "народного суда", затянувшееся едва не
        до полуночи. Зал до предела был заполнен людьми.
        Главный "виновник" процесса — о.Василий сидел перед шумным залом тихо и смиренно.
        Батюшка был одет в рясу с крестом, перед ним горели две свечи и лежало открытое
        Евангелие.
        Из обвинений, предъявленных о.Василию:
            "В 1919г., когда Красная Армия под напором наступавших белогвардейских
             банд покидала пределы Полтавщины,... гр.Зеленцов, будучи миссионером
             Полтавской епархии, публично выступал в качестве политического оратора
             в Полтаве на Соборной площади...
             В ярко черносотенных проповедях, священник Зеленцов, дыша озлоблением
             против "большевиков-варваров, издевающихся над святыми мощами, церковью"...
             Говорил "о единой неделимой России", восхваляя победы Добровольческой
             армии над революционным пролетариатом и призывал население к борьбе
             с большевиками — гонителями православной веры...
             В ноябре того же 1919г., во время похорон белогвардейцев, павших при
             подавлении восстания, тот же Зеленцов вызывал "слезы народные" трогательным
             словом о погибших во имя долга и присяги...
             Во время отступления армии Деникина гр.Зеленцов принимал активное участие
             в эвакуации реакционного полтавского духовенства, бежавшего с деникинскими
             полчищами.
             ...Зеленцов, зная, что часть малосознательного населения настроена против
             изъятия церковных ценностей, при работе комиссии по изъятию церковных
             ценностей, вместо слова успокоения и умиротворения, возбуждал суеверную
             толпу произнесением проповеди и предостерегал, что "за изъятие Соввласть
             постигнет кара Божия".
             Являясь настоятелем Свято Троицкой церкви, Зеленцов, зная декрет
             об отделении церкви от государства, незаконно хранил в этой церкви
             переданные туда еще в 1919г. бежавшим священником Четвериковым церковные
             ценности домовой церкви быв. Кадетского корпуса".
        Кроме того, о.Василий обвинялся в разглашении секретной телеграммы ГПУ о
        предстоящих арестах духовенства.
        Пребывая накануне процесса в одиночной камере, о.Василий написал объемный текст
        своей будущей речи на суде. Но произносить ее не стал. (В 1995г. тетрадку
        с проектом сего выступления найдут под обшивкой дверей полтавского дома N 113
        по ул.Пушкина. Ее когда-то спрятали духовные чада о.Василия — две дочери расстрелянного
        священника Димитрия Давыдова),
        12 августа 1922г., в последний день процесса, подсудимому предоставили последнее
        слово. Осенив себя крестом, безвинный "виновник" сказал:
            "Много за эти дни говорили против меня, и со многим я не согласен,
             и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь
             по пунктам... но сейчас передумал и выскажусь кратко. Я уже заявлял Вам,
             и еще раз заявляю, что я лояльный к советской власти как таковой, потому
             что она, как и все, посланная нам свыше...
             Но, где дело касается Веры Христовой, касается Храмов Божьих, там я боролся,
             борюсь и буду бороться до последнего моего дыхания с представителями этой
             власти.
             Позорно, грешно было бы мне, воину Христову, который носит этот святой
             крест на груди, защищать себя самого тогда, когда враги ополчились и
             объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы мне делаете идейный вызов,
             и я его принимаю...".
        В зале послышались возгласы:
            "Поп агитацией занимается,... поп зазнается, не возитесь с ним — пулю ему!". Председатель что-то возражал, но
        Батюшка сказал:
            "Дайте мне закончить, это мое право... Я принимаю ваш вызов, и, какое бы
             наказание вы не вынесли мне, я должен его вытерпеть твердо, без страха,
             даже смерть готовый принять, потому что нет награды выше, чем награда
             на Небесах".
        Последние слова подсудимого утонули в шуме. Судьи вышли посоветоваться.
        О.Василий углубился в чтение Евангелия.
        Судьи вернулись для объявления приговора. Священник приподнялся, продолжая читать,
        и, казалось, даже не слушал ораторов. Длительное провозглашение обвинения
        закончилось словами:
            "...Суд постановил Зеленцова Василия Ивановича...присудить к расстрелу!".
        Священник перекрестился, обернулся к людям, благословил их крестом и кротко
        произнес:
            "Господь с вами. Успокойтесь. Все в Божьей воле, ведь я спокоен. Идите
             с миром по домам".
        Осужденного быстро окружила стража и пешком повела к тюрьме, находящейся
        неподалеку. Огромная человеческая толпа живым коридором сопровождала
        конвоируемого священника, а конная милиция и вооруженные чекисты неистово
        разгоняли народ.
        Адвокат подал кассационную жалобу в Верховный Трибунал.
        В то же время в Москву потянулся ряд делегаций от полтавских рабочих, служащих
        и интеллигенции — с требованием изменить приговор о.Василию.
        Народ достучался, и расстрел заменили десятью годами заключения, а впоследствии
        и этот срок был сокращен до 5 лет
      Места заключения
        Полтава, тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 30 
        Месяц начала 5 
        После ареста о.Василий был заключен в Полтавскую тюрьму, находившуюся в здании
        бывшего Крестьянского банка и был сначала помещен в общую камеру.
        Там он начал проповедовать, а приносимые прихожанами, несмотря на угрозы,
        передачи он раздавал другим заключенным.
        Среди заключенных, особенно среди уголовников, он пользовался любовью и уважением.
        Называли они его — "наш отец Василий", или "наш батюшка", "наш отец",
        не позволяли ему выполнять наряды — чистить помещение, выносить "парашу",
        не сквернословили при нем и т.д., защищали от грубости тюремщиков и всяких
        негодяев.
        Убоявшись "идейного разложения" последних, тюремное начальство перевело
        "особо опасного" арестанта в одиночный изолятор.
        Потом они решили удалить заключенного Зеленцова подальше от заботливых
        полтавчан — перевели в харьковские Холодногорские застенки
        Харьков, тюрьма "Холодная гора" 
        Год окончания 1925 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 6 
        В 1925г. срок заключения был сокращен по амнистии и о.Василий был освобожден
        12 июня 1925г.
        После освобождения он забрал с собой в Полтаву ребенка — сына умершей женщины-нищенки,
        просившей милостыню у стен тюрьмы, и далее воспитывал его вместе с четырьмя
        детьми-сиротами своего брата
      Служение
        Полтава, Свято-Троицкая церковь 
        иерей 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        Месяц окончания 8 
        Вернувшись в Полтаву, о.Василий служил в Троицкой церкви.
        В проповедях он обличал т.н. Лубенский раскол, учиненный в Полтавской епархии епископом
        Феофилом (Будовским).
        13 и 15 августа 1925г. опрошен сотрудниками ОГПУ об участии в религиозных диспутах
      Рукоположение
        иеромонах 
        Василий 
        1925 
        Месяц 8 
        Кто рукоположил епископ Полтавский Григорий (Лисовский) 
        Пострижен в мантию в августе 1925г.
        архимандрит 
        1925 
        Месяц 8 
        После этого возведен в сан архимандрита
        епископ 
        1925 
        День 25 
        Месяц 8 
        Место Полтава, Троицкая церковь 
        Кто рукоположил архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский), епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) 
        12/25 августа 1925г. хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
        Хиротонию совершали архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) и тайно прибывший
        к этому дню находившийся в ссылке епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик)
      Служение
        Полтавская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии 
        Год начала 1925 
        День начала 12 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 8 
        С осени 1925г. по лето 1926г. епископ Василий служил в Троицкой церкви Полтавы
        и в других церквах г.Полтавы по приглашению прихожан.
        Отличался необыкновенной смелостью и прямотой, был удивительно любим народом.
        Скрываясь от ареста, иногда внезапно появлялся в каком-либо храме в начале
        богослужения, возглавлял его, потом также неожиданно исчезал, переодевшись
        в гражданскую одежду еще до конца службы, чтобы не быть схваченным
        сотрудниками ОГПУ
      Аресты
        Харьков 
        Год ареста 1926 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 8 
        В августе 1926г. Владыка Василий под каким-то предлогом был вызван в Харьков
        (в то время столицу УССР) и там арестован в здании комендатуры ГПУ УССР.
        Оттуда "гэпэушники" конвоировали Владыку в Полтаву, где взяли с него подписку
        о невыезде
      Осуждения
        31/08/1926 
        Приговор=3 года административной высылки из пределов Украины 
        Прежде закрытое "Дело ЗЕЛЕНЦОВА" было снова "принято к производству".
        А уже 30 августа 1926г. уполномоченный Полтавского ГПУ, допросив епископа
        Василия, сделал выводы:
          "...Прибыв в Полтаву после своего досрочного освобождения в 1925г.,
           ЗЕЛЕНЦОВ вновь примкнул к Тихоновской группе, в которой видел самое
           выгодное и подходящее орудие для проведения к.-р. агитации среди верующих,
           примыкающих к Тихоновщине. Во исполнение своих целей ЗЕЛЕНЦОВ обосновался
           в Троицком приходе, община коего состоит преимущественно из бывших чиновников,
           собственников и частично торговцев, видевших в ЗЕЛЕНЦОВЕ мученика.
           Такое выгодное для себя положение ЗЕЛЕНЦОВ сразу стал использовать в своих
           к.-р. целях и начал поучать приходивших к нему верующих смотреть на Соввласть
           как на "наказание Божие, ибо претерпевший до конца будет спасен Богом".
           Аналогичное поучение ЗЕЛЕНЦОВ сказал после своего первого богослужения
           в Троицкой церкви, и как самый живой пример силы Божьей ЗЕЛЕНЦОВ указал
           на себя, ибо "как ни старалась власть со света, все же Бог помог ему в спасении",
           намекая при этом почти открыто о том, что "Бог услышит молитвы и поможет
           убрать Соввласть"...
           В конце августа месяца 1925г. гр. ЗЕЛЕНЦОВ добивается своего посвящения
           в епископы и назначается викарным Прилуцким епископом, и после своего
           посвящения, пользуясь авторитетом Епископа, ЗЕЛЕНЦОВ продолжает вести работу
           среди избранных им для этого прихожан.
           Так например, после богослужений ЗЕЛЕНЦОВ зазывает всех прихожан к себе
           на квартиру и в беседе воспитывает верующих в антисоветском духе, поучая
           последних "не терять надежды..., ибо настанет время и советская власть падет".
           Наряду с этим, ЗЕЛЕНЦОВ старается приобрести авторитет своей преданностью
           Церкви, что ему и удается.
           Почувствовав под собой твердую почву в лице авторитета среди верующих,
           ЗЕЛЕНЦОВ переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно
           выступить и потребовать Тихоновскому течению привилегий...
           В дальнейшем ЗЕЛЕНЦОВ настраивает массы перейти от защиты в наступление...
           Одновременно с этим ЗЕЛЕНЦОВ, помимо синодальной группировки, возбуждает
           массу против всех легальных церковных установок, указывая на то, что эти
           группировки тесно связаны с властью и проводят работу по указаниям власти".
        Основываясь на вышеизложенных доводах, уполномоченный выдал постановление:
          "Гр-на ЗЕЛЕНЦОВА Василия Ивановича подвергнуть админвысылке на ТРИ года
           за пределы Украины"
      Места заключения
        Полтава 
        Год начала 1926 
        День начала 31 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 9 
        31 августа 1926г. уполномоченный секретного отдела (СО) ГПУ УССР, рассмотрев
        агентурный материал на "арестованного ЗЕЛЕНЦОВА", определил:
          "Находясь на свободе, последний может скрыть следы преступления и поэтому,
           руководствуясь ст.ст. 146–150 УПК УССР, должен содержаться под стражей".
        Начальник Специального охранного управления (СОУ) ГПУ УССР утвердил это решение.
        На следующий день арестованного архиерея осмотрел тюремный врач и дал
        заключение о его здоровье:
          "Страдает хроническим, часто обостряющимся, воспалением почек, должен, кроме
           строгой — специальной (почечной) диеты, избегать холод и сырость и при
           возможности жить в теплом и сухом климате (Крым)".
        Несколько сентябрьских дней дело епископа Василия внимательно изучали
        в Полтавской прокуратуре и в 6-м отделе, пытаясь "узреть" в "особо опасном
        антисоветском элементе" как можно больше крамолы.
        Затем Владыку под стражей отправили в московскую Бутырскую тюрьму
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1926 
        День начала 7 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1926 
        7 сентября 1926г. епископ Василий прибыл в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        24/09/1926 
        Приговор=3 года концлагерей 
        Согласно постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 24 сентября 1926г.,
        епископ Василий был приговорен к заключению в концлагерь сроком на три года.
        Его "Дело" сопровождалось припиской:
           "... Содержать на уголовном режиме и числить за СО ОГПУ"
      Места заключения
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1928 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 10 
        Наказание епископ Василий отбывал в Соловецком лагере.
        В 1927г. в письме к митрополиту Сергию (Страгородскому) епископ Василий выразил
        свое несогласие с его июльской Декларацией 1927г.
        Составил послание соловецких епископов и записку "Необходимые канонические поправки
        к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Временного
        при нем Патриаршего Священного Синода от 16/29 июля 1927г.".
        22 октября 1928 года епископ Василий был досрочно освобожден и "выслан
        из соловецкого концлагеря в порядке разгрузки" с поселением на 3 года в Сибири.
        В сопроводительном листе "заключенного ЗЕЛЕНЦОВА", адресованном ПП ОГПУ Сибири,
        указывалось:
            "Таковой будет направлен в Ваше распоряжение 5-й или 3-й УСЛОН ОГПУ"
        Иркутская о., Братский р., д.Анзер 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1929 
        В январе следующего года архиерей прибыл в Братский район Тулунского
        (позже — Иркутского) округа.
        Первоначально он квартировался у крестьян в деревне Анзер
        Иркутская о., Братский р., с.Пьяново 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 12 
        Затем отбывал ссылку в с.Пьяново.
        Некоторое время Владыка, измученный этапом, отдыхал.
        Затем с новыми силами принялся за богословские труды, стремясь не отдаляться
        от жизни Церкви. Информативно изолированному епископу помогали верные
        православные (в основном — из Полтавщины).
        Весь период его заключения и ссылки они старались не оставлять своего любимого
        архипастыря и заботились о нем как могли: передавали продукты и деньги,
        церковные материалы, забирали рукописи.
        Наиболее деятельной в этом плане была Анна Николаевна Богаевская — послушница
        Козельщинского монастыря. Она была отправлена в ссылку в 1929г. вместе
        с письмоводительницей обители монахиней Феофанией (Зоновой), позже монастырской
        игуменьей. В письмах Владыка общался также с полтавчанами: монахиней
        Варварой (Лавровой), Клавдией Петровной Пискуновской, Варварой Ивановной
        Сичиокно (позже — монахиней Олимпиадой).
        Он поддерживал отношения и с некоторыми ссыльными архиереями и священнослужителями.
        Однако старался делать это аккуратно, дабы не навлечь на людей беду, — и потому
        на дальнейших допросах категорически отказывался подтверждать эту связь.
        В апреле 1928г. Владыка Василий написал обширный материал (более ста страниц)
        "В чем состоит верность Христу в церковной жизни", содержание которого было
        аналогично посланию, адресованному из Соловков Митрополиту Сергию (Страгородскому).
        Эту работу Владыка послал А.Н.Богаевской.
        Позже, на допросе, Владыка так описал то, чем занимался в Сибири:
          "За время пребывания в ссылке в Братском районе я начал ряд богословских
           работ на тему: перевод Литургии на русский язык с богословскими примечаниями,
           Библейские пояснения к книге Апокалипсиса и ряд заметок по разным библейским
           заметкам, каноническое положение не православных христиан и, наконец,
           обращение к Митрополиту Сергию, в котором указываю, что тот не сохранил
           чистоту православных принципов и идей в своей декларации... "
      Аресты
        Иркутская о., Братский р., д.Пьяново 
        Год ареста 1929 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 12 
        1 декабря 1929г. из ПП ОГПУ по Сибкраю последовало распоряжение снова
        арестовать епископа Василия.
        9 декабря 1929г. он был арестован. При обыске квартиры епископа в д.Пьяново
        были обнаружены: 640 листов личной переписки Владыки и его собственноручных
        записей, 25 листов машинописных церковных директив, а также 7 листов
        рукописей-копий, "подозрительные" фотографии, письма, блокноты с адресами
        многих священнослужителей и мирян.
        Затем, под спецконвоем, епископа Василия отправили в распоряжение Иркутского
        отдела ОГПУ
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        03/02/1930 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
        Работа Иркутского ОГПУ проводилась на основании секретной телеграммы из Москвы.
        Все шло по накатанной схеме: допросы — и обвинения.
        В начале января 1930г. епископ Василий был отправлен в Москву и заключен
        во Внутреннюю тюрьму ОГПУ.
        3 февраля 1930г. приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ по обвинению в "контрреволюционной
        деятельности" к расстрелу
      Места заключения
        Иркутск, тюрьма 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 1 
        Москва, Внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке 
        Год начала 1930 
        День начала 16 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 2 
    Кончина
      1930 
      День 7 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище 
      7 февраля 1876г. расстрелян и захоронен в общей могиле на Ваганьковском кладбище
    Канонизация
      1
        Священномученик епископ Василий (Зеленцов) 
        Дата 00/00/1997 
        Кем канонизирован Священный Синод Украинской Православной Церкви 
        Причислен к лику местночтимых святых
      2
        Священномученик епископ Василий (Зеленцов) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Украинская Православная Церковь 
        Тропарь священномученику Василию (Зеленцову), епископу Прилукскому
        глас 1:
           Святое житие твое/ украсив венцем мучения,/ возшел еси, радуяся,/
          к небесным обителем./
          И ныне, предстоя Святей Троице,/ священномучениче Василие,/
          моли за град Твой,/ и вся люди, совершающия память Твою.
        Кондак священномученику Василию (Зеленцову), епископу Прилукскому
        глас 4:
           Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/
          и растерзав яко паучину козни велиаровы,/
          копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/
          и прославился еси в Царствии Небеснем,/
          отче священнейший
        Дни памяти
          1
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          2
            Старый стиль 25.01 
            Новый стиль 07.02 
            день мученической кончины (1930г.) 
    Реабилитация
      Дата 03/06/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Иркутской обл. 
      По году репрессий 1930 
    Публикации
      1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      С.443–444,520–521,848,965. 
      2 Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). 
      С.126. 
      3 Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926–1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. 
      С.45. 
      4 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. 
      С.90–91. 
      5 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. 
      С.34–47. 
      6 Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. 
      С.70. 
      7 Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. 
      С.261–262. 
      8 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. 
      С.278–279. 
      9 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      10 Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря. 
      11 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.8–9. 
      12 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. 
      С.8–9. 
      13 Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. 
      С.44,144,145,148,164,165,171. 
      14 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 3(В). М.: Ид-во ПСТГУ, 2017. 644с. 
      С.102–104. 
      15 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ryazansem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Рязанской Духовной Семинарии). 
      16 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Московской Духовной Академии). 
      17 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ranenburgdu.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Раненбургского духовного училища). 
      18 http://base.memo.ru/person/show/2642441 (База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия). 
      19 http://base.memo.ru/person/show/1313864 (База НИЦ "Мемориал". Дополненная версия). 
      20 https://62info.ru/history/node/5869 (История, культура и традиции Рязанского края. Духовенство Рязанской епархии (по данным "Рязанских епархиальных ведомостей"). Ч.3 (Ж-К). М.Б.Оленев. 2005–2008гг.). 
       
    Заявители
      Протоиерей Владимир Воробьев 
    Документы
      1 ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.77. 
      2 Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.15165. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ