Зиновий (Дроздов Николай Петрович) Год рождения1875 День рождения14 Месяц рождения7 Место рожденияКостромская губ., Галичский у., с.Холмы архиепископ Специальностькандидат богословия
Родился в семье священника.
Из протокола допроса архиепископа Зиновия в 1932г.: "Семья была патриархальная, верующая и скромная. В ранние годы я помогал отцу в сельской работе и привык к трудовой жизни" [Д2] Фотографии
Епископ Зиновий (Дроздов) Архиепископ Зиновий (Дроздов)
Год поступления1899 Год окончания1904 кандидат богословия
В 1903г., будучи на четвертом курсе Академии, пострижен в монашество, а 14 августа
1904г. рукоположен во иеромонаха
госпитальное судно "Орел" иеромонах Должность священник госпитального судна Год начала1904 День начала14 Месяц начала8 Год окончания1905
Святейшим Синодом был командирован священником на госпитальное судно "Орел",
входившее в состав эскадры вице-адмирала З.П.Рождественского. На этом судне он
совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который
впоследствии издал отдельной книгой. После того, как во время Цусимского боя
судно было пленено японцами и отведено в Шанхай, некоторое время жил в одном из
пансионатов в Шанхае, а затем вернулся в Россию Вятка, Вятская Духовная Семинария иеромонах Должность преподаватель Год начала1905 День начала23 Месяц начала9 Год окончания1906 Грузия, г.Кутаиси, Кутаисское духовное училище иеромонах Должность смотритель духовного училища Год начала1906 День начала28 Месяц начала9 Год окончания1907
Грузинский Экзархат иеромонах, архимандрит Должность правитель канцелярии Экзарха Год начала1907 День начала14 Месяц начала7 Год окончания1908
Был правителем канцелярии Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского).
Служение русского православного священника в Грузии тогда было крайне сложным
из-за острого конфликта с грузинским духовенством, требовавшим автокефалии.
После убийства владыки Никона (Софийского) в 1908г. архимандрит Зиновий был
переведен в Екатеринбург Екатеринбург, Екатеринбургское духовное училище архимандрит Должность смотритель Год начала1908 День начала13 Месяц начала7 Год окончания1909 Кишинев, Кишиневская Духовная Семинария архимандрит Должность ректор Духовной Семинарии Год начала1909 День начала22 Месяц начала1 Год окончания1911
Кишиневская епархия епископ Должность епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии Год начала1911 День начала11 Месяц начала12 Год окончания1913 Тамбовская епархия епископ Должность епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии Год начала1913 День начала17 Месяц начала1 Орловская епархия епископ Должность временно управляющий Орловской епархией Год начала1913 День начала5 Месяц начала6 Год окончания1917
Временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. епископ Должность член Священного Собора Год начала1917 День начала15 Месяц начала8 Год окончания1918 Тамбовская епархия епископ Должность епископ Тамбовский и Шацкий Год начала1918 День начала22 Месяц начала5 Год окончания1922
Был первым соборно избранным тамбовским архиереем. Боролся против обновленческого
движения, называл деятельность его представителей "богоотступничеством".
Запретил в священнослужении обновленческих лидеров в Тамбовской епархии.
К июлю-августу 1922г. отстранен от управления Тамбовской епархией обновленцами.
13 октября 1922г. владыка произнес в Покровском соборе "громовую" проповедь, в
которой подверг резкой критике обновленцев. После этой проповеди городское
духовенство Тамбова объявило о разрыве с обновленцами
Тамбов, тюрьма Год начала1922 Месяц начала10 Год окончания1924
В 1924г. был освобожден, ненадолго вернулся к управлению епархией, но уже в ноябре
был выслан в Москву без права выезда
Москва Год начала1924 Месяц начала11 Год окончания1926 Месяц окончания4
12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту
Крутицкому Петру (Полянскому).
В апреле 1926г. выслан в г.Арзамас Нижегородской губ., где проживал в Дивеевском
монастыре Нижегородская губ., с.Дивеево, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь Год начала1926
31 июля 1 августа 1926г. вместе с епископом Серафимом (Звездинским) совершал
богослужения в Саровской Успенской пустыни
Нижегородская губ., г.Арзамас, тюрьма Год начала1927 День начала21 Месяц начала9 Год окончания1927 День окончания8 Месяц окончания10
17 октября 1927г. выехал в Москву
Москва Год окончания1927
Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии: "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша радость ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек только и живет религией". [Д2].
В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 Год начала1927 Год окончания1932
По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.1821]
Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]: "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс, сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой. Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме... За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра, схимонахиня Серафима, послушницы Анна Баринова, которая помогала мне в богослужении,... Пятакова. Означенные лица были моими духовными детьми игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. а схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
Из материалов дела [Д1, стр.37]: "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]: "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др. церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря... В доме N 12, я думаю, тоже то, что у них имелось из церковной утвари, получено из монастыря... ".
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]: "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы деньгами и вещами... Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова деньгами и посылками. Изредка слала понемногу, рублей по 1520, Прасковия Мякишева... В последнее время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский. Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
Владимирская о., г.Муром Год ареста1932 День ареста27 Месяц ареста4
Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.: "...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... уничтожить путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки, кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего направления".
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 16/12/1932 Обвинение"к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г. Групповое дело"Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г."
Из обвинительного заключения: "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер. адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий Дроздов Николай Петрович. Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения бывшего Дивеевского монастыря Траковская Александра с целым штатом монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия... Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах по Красноармейскому пер. 12 и 14 организовали женский нелегальный монастырь. они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой для совершения служб по монастырским уставам, так: В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения, стенные иконы и проч... В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская. Там же было организовано монашеское общежитие... Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из церковников, разделявших политические установки к/р монархической организации "ИПЦ". Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ". Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва... Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза, преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей". Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др. Вели с ними переписку через специальных связистов. Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с Советской властью... Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. имели общую "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и натуральной помощью... Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса, имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
На допросе заявил: "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии. Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища, издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются, св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"
Владимирская о., НФЗТК Год начала1932 День начала27 Месяц начала4 Год окончания1932 Мурманская о., пос.Медвежья Гора, Свирлаг Год начала1932 Год окончания1934 День окончания7 Месяц окончания5
23 апреля 1934г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании
архиепископа Зиновия. 7 мая 1934г. из концлагеря он был досрочно освобожден
Особое Совещание при НКВД СССР 21/09/1940 Обвинение"организация нелегального монастыря и сколачивание группы а/с настроенного монашеского элемента" Приговор8 лет ИТЛ
Отказался признать себя виновным