Паисий (Рябов Павел Варлаамович) Год рождения1881 Место рожденияАрхангельская губ., Шенкурский у., д.Предтеченская иеромонах
Родился в крестьянской семье. В 2 года лишился отца и жил со старшими братьями.
Окончил 3 класса начальной школы ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.]
[с 1913г.]
Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь монах Должность послушник Год начала1898 Год окончания1908
В юности ушел в Соловецкий монастырь, где учился 2 года.
В 1908г. по приглашению архимандрита Ионафана, приехал в Петсамо,
в Трифонов-Печенгский монастырь Архангельская губ., г.Печенга (Финляндия, г.Петсамо), Трифонов-Печенгский монастырь монах Год начала1908 Год окончания1913
Работал в канцелярии монастыря
Архангельская губ., г.Печенга (Финляндия, г.Петсамо), Трифонов-Печенгский монастырь Должность настоятель монастыря (с 1932г.) Год начала1913 Год окончания1939
В 1922г. был решен вопрос о передаче Печенги и территории монастыря Финляндии.
Насельники монастыря, в том числе о.Паисий, чтобы не потерять право на владение
землей, приняли финское гражданство.
В конце 1939г. части Красной Армии в ходе советско-финской войны 19391940г.
заняли принадлежавшую финнам Печенгу (Петсамо). Вместе с ней были возвращены и
земли Трифонов-Печенгского мужского монастыря
Ленинградская о., Мурманский округ, г.Печенга, Трифонов-Печенгский монастырь Год ареста1939 День ареста9 Месяц ареста12
В декабре 1939г. за "оказание помощи белофинским властям"
настоятель монастыря о.Паисий (Рябов) был арестован,
позже были арестованы и многие другие насельники монастыря.
По данным [3],[4] был арестован 24.12.1939г.
При обыске к делу были приобщены письма о.Паисию от монахов Валаамского монастыря
за 19321939гг. (иеромонаха Исаакия, иеродиакона Марка, послушника Иувиана),
письмо русского эмигранта Петра Селиверстова, состоявшего в монархической
организации "Младороссы" и др. переписка.
В документах о.Паисия были найдены также два листка бумаги, на которых неизвестный
корреспондент из России сделал выписки из письма митрополита Киевского Антония
о зверствах и бесчинствах большевиков в отношении священнослужителей в первые годы
Советской власти.
Особенно заинтересовались "органы" фразой из неоконченного письма о.Паисия
к некоему о.Макарию: "Я все жду освобождения русского народа от коммунистического ига, пусть это совершится в этом году по молитвам пострадавших"
Военный Трибунал Ленинградского Военного округа 06/08/1940 Обвинение"оказание помощи (выдача сена) белофинским властям, связь с к/р монархической организацией "Младороссы", связь с белофинской политической полицией" Статьяст.584 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ с последующим поражением в правах сроком на 5 лет без конфискации имущества ввиду отсутствия такового
Из показаний о.Паисия на допросе: "До 1922г. финнов в Петсамо мало проживало. Перед войной с СССР мы дали белофиннам сена 15 тыс. кг. Они обещали уплатить деньги за сено, но не уплатили. Сено выдавал эконом монастыря с разрешения меня настоятеля. Белофиннам мы дали 5 лошадей по требованию военных властей. Денег финнам я обещал дать 15 тыс. марок, но не дали не договорились монахи. Селиверстов писал мне о целях организации "Младороссы" и просил у меня 2 шкуры для военного дела, т.к. он собирался идти в поход. Я их послал ему. Я писал ему, что Россия теперь сильна и его взглядов не разделял, т.к. был против войны. Я считал, что всякая власть от Бога и так смотрел на это... Письма мне писали священники и торговцы Финляндии. Я писал иеромонаху Макарию насчет освобождения русского христианства от коммунистического ига. Я думал, что в России власть не подходящая, и она сама собой изменится. Мы делали то, что нам приказывали из церковного управления Финляндии... Из Валаамского монастыря мне писал монах Ивиан, с которым я познакомился в 1932г. Финны в монастыре бывали. К нам просились на жительство Шоханев и Вярчев послушники. Они жили у нас больше года. Президент и министры Финляндии у нас в монастыре бывали, т.к. ездили по Северному краю. Нач. полиции бывал у нас по хозяйственным делам. Перебежчикам я давал кров, т.к. монастырь оказывал помощь таким людям по велению Божьему... Прямо из Советского Союза к нам пришло сразу человек 5 и затем один, но фамилий не помню, это было в 19351936гг. До этого пришли из СССР две семьи. Я их спрашивал, почему они пришли. Один сказал, что они раздеты, а другой что не согласен с Советской властью и потому ушел. В полицию я об этом сообщил, и они забрали от нас беженцев. (Расстояние до границы от монастыря верст 30)... Мое враждебное отношение к Советской власти зародилось у меня в 1920г., т.к. мы, монахи, были обижены тем, что у нас забирали скот, материалы и др. С полицией я дела не имел. К пом. начальника полиции мне приходилось обращаться по делам монастыря. Сливки я ему давал в знак благодарности за оказанные монастырю услуги... На службу к нам народ из деревень приходил, но проповедей никто не говорил... В праздничные дни народу было человек 100".
Из обвинительного заключения: "Рябов в ноябре 1939г. агитировал за оказание материальной помощи белофиннам. Оказывал помощь врагам трудящихся предоставлением им убежища... ".
О.Паисий признал все пункты обвинения, кроме связи с белофинской полицией: "Шпионажем я не занимался. Связи с полицией не имел. Финнам дал сена, но сочувствия им не было. Прошу дать мне свободу и определить куда-нибудь на жительство, т.к. средств я не имею".
Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР, постановила приговор ВТ за мягкостью
отменить, а дело Рябова передать в тот же ВТ для нового рассмотренияВоенный Трибунал Ленинградского Военного округа 19/11/1940 Обвинение"оказание помощи международной буржуазии, стремящейся к свержению коммунистической системы" Статьяст.584 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
О.Паисий подал кассационную жалобу.
Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР, рассмотрев в заседании от 13 декабря
1940г. эту жалобу оставила без удовлетворения, и он был расстрелян