Попов Николай Васильевич #3 
    Год рождения 1888 
    День рождения 28 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Оренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Крашенинниково (Петровское) 
    священник 
    В материалах конца 1920-х гг. и в воспоминаниях сельчан упоминается также под
    фамилией Гущинский (но его точная фамилия ПОПОВ, под которой имеются
    официальные сведения о нем в дореволюционных Оренбургских епархиальных ведомостях,
    а также в обоих следделах — за 1930 и 1937гг.).
    Родился 28 апреля 1888г. в с.Крашенинниково Оренбургского уезда в семье священника.
    Окончил двухклассное городское училище в Оренбурге
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.] [1913-1920гг.] [1920-1930гг.] [1930-1934гг.] [1934-1937гг.]
      Образование
        Оренбургское духовное училище
        Окончил один класс в Оренбургском духовном училище.
        В материалах следственного дела указано:
            "Образование: 3 года духовного училища и 2-х классного городского училища
             в г.Оренбурге" (из показаний на допросе)
      Служение
        Оренбургская губ. 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1908 
        С 1908г. — псаломщик
        Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Республика Башкортостан, Белорецкий р.) пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь 
        Должность псаломщик 
        Год окончания 1913 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 8 
        К 1911г. — псаломщик Казанско-Богородской церкви с.Верхний Авзян
      Рукоположение
        диакон 
        1913 
        День 16 
        Месяц 8 
      Служение
        Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.)), пос.Верхний Авзян 
        диакон 
        Должность на должности псаломщика 
        Год начала 1913 
        День начала 16 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1920 
        Месяц окончания 12 
        В марте 1919г. села Верхний Авзян, Кага, город Белорецк и другие селения ряда
        волостей Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии вошли в состав
        Тамьян-Катайского кантона Башкирии, однако церкви этих селений еще несколько лет
        относились не к Уфимской, а к новооткрытой Челябинской епархии
      Рукоположение
        священник 
        1920 
        Месяц 12 
        Кто рукоположил епископ Челябинский и Троицкий Дионисий (Прозоровский) 
        В декабре 1920г. рукоположен во священника к Казанско-Богородской церкви
        с.Верхний Авзян.
        О своей хиротонии на допросе в 1937г. показал следующее:
             "Я подал заявление на право рукоположения в сан священника.
              Но в связи с тем, что в Оренбургской епархии не было епископа,
              мне пришлось обратиться в Челябинскую епархию, где работал епископом
              Дионисий (Прозоровский).
              В декабре 1920г. я выехал в г.Челябинск и получил благословение
              на право служения священником от епископа Дионисия"
      Служение
        Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь 
        священник 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 12 
        Башкирская АССР, Тамьян-Катайский (Зилаирский?) кантон (Республика Башкортостан) 
        священник 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1930 
        В середине-конце 1920-х гг. служил на другом приходе Тамьян-Катайского или Зилаирского
        кантона до закрытия церкви этого прихода в начале 1930г.
        Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь 
        священник 
        Должность на вакансии псаломщика 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        В начале 1930г. приехал по делам в Верхний Авзян.
        Принял приглашение местного приходского совета поступить священником на вакансию
        псаломщика, поскольку диакон В.-Авзянской церкви снял с себя сан, и обязанности
        псаломщика временно исполнял член церковного совета Иван Михайлович Потапов.
        В феврале 1930г. властями была закрыта церковь и в Верхнем Авзяне.
        К этому времени были закрыты церкви также в Узяне и Нижнем Авзяне, и во всей
        волости остался один храм — в волостном центре Кага, также находившийся
        под угрозой закрытия.
        Однако в марте вышла известная статья И.В.Сталина "Головокружение от успехов",
        а затем Постановление ЦК ВКП(б), в котором, в частности, разъяснялось,
        что церкви можно закрывать только "по большинству голосов".
        Настоятель Кагинской церкви священник Иоанн Марсов зачитывал это постановление
        в храме, призывая верующих, приходивших на богослужения из других сел,
        хлопотать об открытии своих церквей.
        К тому же призывал верующих и иерей Николай. Свидетели показали:
             "Этот поп ходит по Авзяну и отпевает умерших, не имея на то права...
              Этот же Гущенский (Попов) ведет агитацию среди темных женщин о том,
              что "церковь надо открыть и надо послать телеграмму в Москву".
              Служить же обещает этот поп Гущенсков сам (при В.Авзянской церкви)".

        (Фамилия Гущенский по другому источнику, но в этом документе именно так: два
        варианта фамилии) [Зв2].
        Вскоре в Верхнем Авзяне начался сбор подписей за открытие церкви.
        24 марта 1930г. произошли волнения верующих: собравшиеся женщины потребовали
        у сельсовета открытия церкви и выдачи ключей от нее.
        В ответ на отказ председателя сельсовета
             "Они подняли крик, шум, выкрикивали нецензурные фразы, в конечном итоге
              сорвали работу совета, вынудив сотрудников уйти из здания, после чего
              оттуда, без всякого на то разрешения, отправились по районам села
              с подписными листами за открытие церкви".

        В волнениях обвинили священников Иоанна Марсова и Николая Попова, а также
        члена приходского совета В.-Авзянской церкви Ивана Михайловича Потапова.
        Из акта сельсовета от 26 марта в отношении священника Николая Попова:
             "Прибыл в В.-Авзян. Ходит, слышно со слов граждан, кстить [крестить]
              по ночам и также отпевает умерших, ведет агитацию, что "неправильно
              закрыта церковь, церковь надо открыть", обещает служить.
              Я, как председатель сельсовета, узнал со слов граждан, где он находится
              и послал сельисполнителя, каковая нашла его у гр-на В., у которого [был]
              умерший. Предоставлен священник в милицию"
      Аресты
        Башкирия, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян 
        Год ареста 1930 
        День ареста 30 
        Месяц ареста 3 
        0 марта 1930г. о.Николай был арестован и заключен в Белорецкий исправдом
      Осуждения
        БашГПУ 
        10/05/1930 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор дело прекратить за отсутствием состава преступления, из-под стражи освободить 
        Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1157.
        Обвинялся в "агитации против политики соввласти", в том, что:
            "После закрытия церквей в Кагинской волости он занялся агитацией среди
             крестьянского населения сел, в особенности среди женщин, за борьбу против
             лиц, стоящих за закрытие церквей и за вновь открытие их, говоря что "они
             закрыты неправильно..."".
        Вину не признал, заявив при этом:
            "Хлопотать об открытии и не закрывать еще не закрытые церкви можно и даже
             нужно...".

        Из показаний о.Николая на допросе:
            "В село Верхний Авзян я приехал в январе, в конце месяца.
             Приехал из Темясовой [с.Темясово Зилаирского кантона БАССР] для покупки
             картофеля. В это время в Авзяне шла кампания за закрытие церкви.
             В это же время меня члены церковного совета попросили остаться в должности
             псаломщика на правах священника. Я согласился.
             После была закрыта и опечатана церковь.
             Я никакой агитации на борьбу с работниками советского аппарата и вообще
             против власти не вел.
             Среди граждан я ходатайствовал, чтобы открыли церковь...
             Будучи в Авзяне, религиозных обрядов, кроме одной панихиды у свояка В.
             не производил. Младенцев не крестил.
             В Каге был у Марсова как у родственника...
             Потапову Ивану говорил, что "если будете хлопотать, то церковь откроют".
             Призывать же его на борьбу за церковь, я не призывал...".

        Сначала дело предполагалось к рассмотрению Башглавсудом, однако 21 апреля было
        направлено для внесудебного рассмотрения в БашГПУ.
        Между тем статья И.В.Сталина и постановление ЦК ВКП(б) привели к определенному
        смягчению религиозной политики в Башкирии.
        10 мая 1930г. было вынесено постановление о прекращении дела
        "за отсутствием состава преступления" и освобождении арестованных
        (реабилитация следствием).
        Впоследствии о.Николай говорил, что "был освобожден через 3 месяца".
        После освобождения вернулся в Верхний Авзян
      Места заключения
        Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Белорецкий р.), г.Белорецк, Исправдом 
        Год начала 1930 
        День начала 30 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1930 
      Служение
        Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян 
        священник 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1933 
      Аресты
        Башкирская АССР, Белорецкий р., с.В.Авзян 
        Год ареста 1933 
      Осуждения
        Верхне-Авзянский Нарсуд 
        ././1933 
        Обвинение "невыполнение гос. заданий" 
        Приговор 10 лет лишения свободы 
        В 1933г. осужден Верхне-Авзянским Нарсудом по Закону от 7 августа 1932г.
        "за невыполнение гос. заданий" сроком на 10 лет
      Места заключения
        Башкирская АССР, Белорецкий р. 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1934 
        Был освобожден и 3 августа 1934г. получил паспорт в Белорецком РУМ
      Служение
        Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., пос.Верхний Авзян, Верхне-Авзянская православная община 
        священник 
        Год начала 1934 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 6 
        Продолжил церковное служение как священник Верхне-Авзянской православной
        общины, относящейся к Белорецкому благочинию Уфимской епархии.
        После принятия в декабре 1936г. новой Конституции надеялся на возможность
        возвращения верующим здания церкви. Готовил необходимые документы, составлял
        списки верующих, в которых указано почти 400 человек.
        Арест энергичного пастыря готовился еще в начале мая 1937г., но состоялся
        немного позже
      Аресты
        Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., с.В.Авзян 
        Год ареста 1937 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 6 
        Арестован 22 июня 1937г. органами РО НКВД Белорецкого р-на.
        В анкете арестованного указаны его особые приметы: "Глуховат, зубы выбиты"
      Осуждения
        тройка НКВД БАССР 
        03/12/1937 
        Обвинение "антисоветская агитация, участник контрреволюционной повстанческой группы церковников, созданной архимандритом Алексием (Седых) по поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа Дионисия (Прозоровского)" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15317.
        Первоначально обвинялся в "антисоветской агитации среди верующей массы,
        добиваясь открытия в В.-Авзяне молитвенного дома".

        Однако осенью формулировку ужесточили.
        Священника обвинили как участника "контрреволюционной группы церковников",
        созданной Белорецким благочинным архимандритом Алексием (Седых)
        по прямому поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа
        Уфимского Дионисия (Прозоровского)".

        3 декабря 1937г. осужден тройкой НКВД БАССР к расстрелу
      Места заключения
        Башкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Белорецк, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 23 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1937 
        С 23 июня 1937г. содержался в Белорецкой тюрьме по I категории
    Кончина
      1937 
      День 29 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Башкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Уфа 
    Реабилитация
      Дата 15/05/1989 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Дополнительно использованы следующие материалы:
          Оренбургские епархиальные ведомости. 1913. N 33–34. Оф.часть. С.283.;
          Щегольков А.Г., сост. Духовенство и церковные деятели по публикациям "Оренбургских епархиальных ведомостей" 1912–1917 гг.: Справочное издание. Т.3. Челябинск, 2012. С.174.;
          Калугин И. Верхне-Авзянская Казанско-Богородицкая церковь // Уфимские епархиальные ведомости. 1999. N 9. С.4.;
    Документы ->
      1.Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1157. (дело 1930г.)
      2.Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15317. (дело 1937г.)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ