Попов Николай Васильевич #3 Год рождения1888 День рождения28 Месяц рождения4 Место рожденияОренбургская губ., Оренбургский у. (Оренбургская о., Саракташский р.), с.Крашенинниково (Петровское) священник
В материалах конца 1920-х гг. и в воспоминаниях сельчан упоминается также под
фамилией Гущинский (но его точная фамилия ПОПОВ, под которой имеются
официальные сведения о нем в дореволюционных Оренбургских епархиальных ведомостях,
а также в обоих следделах за 1930 и 1937гг.).
Родился 28 апреля 1888г. в с.Крашенинниково Оренбургского уезда в семье священника.
Окончил двухклассное городское училище в Оренбурге ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1913г.]
[1913-1920гг.]
[1920-1930гг.]
[1930-1934гг.]
[1934-1937гг.]
Окончил один класс в Оренбургском духовном училище.
В материалах следственного дела указано: "Образование: 3 года духовного училища и 2-х классного городского училища в г.Оренбурге" (из показаний на допросе)
Оренбургская губ. Должность псаломщик Год начала1908
С 1908г. псаломщик Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Республика Башкортостан, Белорецкий р.) пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь Должность псаломщик Год окончания1913 День окончания16 Месяц окончания8
К 1911г. псаломщик Казанско-Богородской церкви с.Верхний Авзян
Оренбургская губ., Верхнеуральский у., Кагинская вол. (Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.)), пос.Верхний Авзян диакон Должность на должности псаломщика Год начала1913 День начала16 Месяц начала8 Год окончания1920 Месяц окончания12
В марте 1919г. села Верхний Авзян, Кага, город Белорецк и другие селения ряда
волостей Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии вошли в состав
Тамьян-Катайского кантона Башкирии, однако церкви этих селений еще несколько лет
относились не к Уфимской, а к новооткрытой Челябинской епархии
священник 1920 Месяц12 Кто рукоположилепископ Челябинский и Троицкий Дионисий (Прозоровский)
В декабре 1920г. рукоположен во священника к Казанско-Богородской церкви
с.Верхний Авзян.
О своей хиротонии на допросе в 1937г. показал следующее: "Я подал заявление на право рукоположения в сан священника. Но в связи с тем, что в Оренбургской епархии не было епископа, мне пришлось обратиться в Челябинскую епархию, где работал епископом Дионисий (Прозоровский). В декабре 1920г. я выехал в г.Челябинск и получил благословение на право служения священником от епископа Дионисия"
Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь священник Год начала1920 Месяц начала12 Башкирская АССР, Тамьян-Катайский (Зилаирский?) кантон (Республика Башкортостан) священник Год начала1920 Месяц начала12 Год окончания1930
В середине-конце 1920-х гг. служил на другом приходе Тамьян-Катайского или Зилаирского
кантона до закрытия церкви этого прихода в начале 1930г. Башкирская АССР, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян, Казанско-Богородская церковь священник Должность на вакансии псаломщика Год начала1930 Год окончания1930
В начале 1930г. приехал по делам в Верхний Авзян.
Принял приглашение местного приходского совета поступить священником на вакансию
псаломщика, поскольку диакон В.-Авзянской церкви снял с себя сан, и обязанности
псаломщика временно исполнял член церковного совета Иван Михайлович Потапов.
В феврале 1930г. властями была закрыта церковь и в Верхнем Авзяне.
К этому времени были закрыты церкви также в Узяне и Нижнем Авзяне, и во всей
волости остался один храм в волостном центре Кага, также находившийся
под угрозой закрытия.
Однако в марте вышла известная статья И.В.Сталина "Головокружение от успехов",
а затем Постановление ЦК ВКП(б), в котором, в частности, разъяснялось,
что церкви можно закрывать только "по большинству голосов".
Настоятель Кагинской церкви священник Иоанн Марсов зачитывал это постановление
в храме, призывая верующих, приходивших на богослужения из других сел,
хлопотать об открытии своих церквей.
К тому же призывал верующих и иерей Николай. Свидетели показали: "Этот поп ходит по Авзяну и отпевает умерших, не имея на то права... Этот же Гущенский (Попов) ведет агитацию среди темных женщин о том, что "церковь надо открыть и надо послать телеграмму в Москву". Служить же обещает этот поп Гущенсков сам (при В.Авзянской церкви)".
(Фамилия Гущенский по другому источнику, но в этом документе именно так: два
варианта фамилии) [Зв2].
Вскоре в Верхнем Авзяне начался сбор подписей за открытие церкви.
24 марта 1930г. произошли волнения верующих: собравшиеся женщины потребовали
у сельсовета открытия церкви и выдачи ключей от нее.
В ответ на отказ председателя сельсовета "Они подняли крик, шум, выкрикивали нецензурные фразы, в конечном итоге сорвали работу совета, вынудив сотрудников уйти из здания, после чего оттуда, без всякого на то разрешения, отправились по районам села с подписными листами за открытие церкви".
В волнениях обвинили священников Иоанна Марсова и Николая Попова, а также
члена приходского совета В.-Авзянской церкви Ивана Михайловича Потапова.
Из акта сельсовета от 26 марта в отношении священника Николая Попова: "Прибыл в В.-Авзян. Ходит, слышно со слов граждан, кстить [крестить] по ночам и также отпевает умерших, ведет агитацию, что "неправильно закрыта церковь, церковь надо открыть", обещает служить. Я, как председатель сельсовета, узнал со слов граждан, где он находится и послал сельисполнителя, каковая нашла его у гр-на В., у которого [был] умерший. Предоставлен священник в милицию"
Башкирия, Тамьян-Катайский кантон (Республика Башкортостан, Белорецкий р.), пос.Верхний Авзян Год ареста1930 День ареста30 Месяц ареста3
0 марта 1930г. о.Николай был арестован и заключен в Белорецкий исправдом
БашГПУ 10/05/1930 Статьяст.5810 УК РСФСР Приговордело прекратить за отсутствием состава преступления, из-под стражи освободить
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-1157.
Обвинялся в "агитации против политики соввласти", в том, что: "После закрытия церквей в Кагинской волости он занялся агитацией среди крестьянского населения сел, в особенности среди женщин, за борьбу против лиц, стоящих за закрытие церквей и за вновь открытие их, говоря что "они закрыты неправильно..."".
Вину не признал, заявив при этом: "Хлопотать об открытии и не закрывать еще не закрытые церкви можно и даже нужно...".
Из показаний о.Николая на допросе: "В село Верхний Авзян я приехал в январе, в конце месяца. Приехал из Темясовой [с.Темясово Зилаирского кантона БАССР] для покупки картофеля. В это время в Авзяне шла кампания за закрытие церкви. В это же время меня члены церковного совета попросили остаться в должности псаломщика на правах священника. Я согласился. После была закрыта и опечатана церковь. Я никакой агитации на борьбу с работниками советского аппарата и вообще против власти не вел. Среди граждан я ходатайствовал, чтобы открыли церковь... Будучи в Авзяне, религиозных обрядов, кроме одной панихиды у свояка В. не производил. Младенцев не крестил. В Каге был у Марсова как у родственника... Потапову Ивану говорил, что "если будете хлопотать, то церковь откроют". Призывать же его на борьбу за церковь, я не призывал...".
Сначала дело предполагалось к рассмотрению Башглавсудом, однако 21 апреля было
направлено для внесудебного рассмотрения в БашГПУ.
Между тем статья И.В.Сталина и постановление ЦК ВКП(б) привели к определенному
смягчению религиозной политики в Башкирии.
10 мая 1930г. было вынесено постановление о прекращении дела
"за отсутствием состава преступления" и освобождении арестованных
(реабилитация следствием).
Впоследствии о.Николай говорил, что "был освобожден через 3 месяца".
После освобождения вернулся в Верхний Авзян
Верхне-Авзянский Нарсуд ././1933 Обвинение"невыполнение гос. заданий" Приговор10 лет лишения свободы
В 1933г. осужден Верхне-Авзянским Нарсудом по Закону от 7 августа 1932г.
"за невыполнение гос. заданий" сроком на 10 лет
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., пос.Верхний Авзян, Верхне-Авзянская православная община священник Год начала1934 Месяц начала8 Год окончания1937 День окончания22 Месяц окончания6
Продолжил церковное служение как священник Верхне-Авзянской православной
общины, относящейся к Белорецкому благочинию Уфимской епархии.
После принятия в декабре 1936г. новой Конституции надеялся на возможность
возвращения верующим здания церкви. Готовил необходимые документы, составлял
списки верующих, в которых указано почти 400 человек.
Арест энергичного пастыря готовился еще в начале мая 1937г., но состоялся
немного позже
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), Белорецкий р., с.В.Авзян Год ареста1937 День ареста22 Месяц ареста6
Арестован 22 июня 1937г. органами РО НКВД Белорецкого р-на.
В анкете арестованного указаны его особые приметы: "Глуховат, зубы выбиты"
тройка НКВД БАССР 03/12/1937 Обвинение"антисоветская агитация, участник контрреволюционной повстанческой группы церковников, созданной архимандритом Алексием (Седых) по поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа Дионисия (Прозоровского)" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15317.
Первоначально обвинялся в "антисоветской агитации среди верующей массы,
добиваясь открытия в В.-Авзяне молитвенного дома".
Однако осенью формулировку ужесточили.
Священника обвинили как участника "контрреволюционной группы церковников",
созданной Белорецким благочинным архимандритом Алексием (Седых)
по прямому поручению члена к-р повстанческого центра церковников архиепископа
Уфимского Дионисия (Прозоровского)".
3 декабря 1937г. осужден тройкой НКВД БАССР к расстрелу
Башкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Белорецк, тюрьма Год начала1937 День начала23 Месяц начала6 Год окончания1937
С 23 июня 1937г. содержался в Белорецкой тюрьме по I категории
Кончина
1937 День29 Месяц12 расстрел МестоБашкирская АССР (Республика Башкортостан), г.Уфа